«Мэри Поппинс от А до Я» (энциклопедия)
Пятая книга вышла в 1962 году.
Очень странное произведение. Набор каких-то набросков, условно собранных по алфавиту. Совсем неинтересно, еле осилила эти несколько страниц.
Читатель не узнаёт здесь ничего нового, а слова, выделенные заглавной буквой в честь главы, в которую они попали, только сбивают с толку.
«Мэри Поппинс на кухне»
Шестая книга вышла в 1975 году.
Эпопея о загадочной волшебнице продолжает разочаровывать.
Автор уже ни с чем не заморачивается, просто какие несвязанные истории из жизни волшебницы.
Суть повествования – МП умеет ещё и готовить. Всё. К этому малостраничному эпизоду приложен список рецептов.
«Мэри Поппинс в Вишнёвом переулке»
Седьмая книга написана в 1982 году.
Видно, как поменялись интересы автора за прошедшие годы. Теперь это мифология и космос.
Повествование, как и в предыдущей истории, начинается с парка, без всяких условностей. МП и дети идут в парк, чтобы стать свидетелями новых магических событий.
Канун Дня Ивана Купалы. Книга изобилует описаниями преданий, традиций и поверий, связанных с этим праздником.
Между строк ощущается какое-то ведьмовство. Видимо, именно за эту часть истории мисс Трэверс получила столько претензий к своей героине и обвинений в связи МП с оккультизмом и сатанизмом.
Лично я не стала бы заявлять об этом столь категорично. Автор делится тем, чем сам наполнен, а ПЛТ как раз всем этим и увлекалась.
Знать традиции праздников неплохо. Плохо не иметь в своём произведении ничего оригинального и вновь «плясать» на чужих идеях.
Сюжет вращается вокруг небесных тел.
И Мэри Поппинс раскрывается, как няня космического масштаба.
На этот раз наши герои – созвездия.
Братья-близнецы Кастор и Поллукс – персонажи древнегреческой и древнеримской мифологии. Их матерью была Леда. Кастор – смертный сын Тиндарея, царя Спарты, а Поллукс (или Полидевк) – божественный сын Зевса. Для напоминания людям о братской любви Зевс превратил их в звёзды. В Древней Греции братьев считали покровителями путешественников и мореплавателей.
Пегас – их небесный конь.
Гигант в львиной (опять львы) шкуре и звёздном поясе – Орион.
Сириус – его верный звёздный пёс.
А так же Медведица, Лиса, и Заяц.
Видимо, весь фольклор уже позаимствован, пришлось перейти к звёздам. У них-то на самих себя и вовсе никаких прав, тем более авторских.
«И все они, образовав хоровод, стали кружиться вокруг вертящейся юлы, как Земля вокруг Солнца.»
«Созвездия сияли вверху и внизу, земля и небо оказались соседями.»
«Мэри Поппинс и соседний дом»
Восьмая, заключительная книга вышла в 1988 году.
В соседний пустующий прежде дом № 18 переезжает мисс Эндрю с новым воспитанником, которого она держит в ежовых рукавицах. Мальчика зовут Люти, что означает – сын Солнца.
К последнему тому мы удостоились описания Юфимии Эндрю: «леди, выносливая, как верблюд, но глотающая лекарства пригоршнями; столь суровая, непреклонная и решительно всё запрещающая, за что её и прозвали Божеским Наказанием».
«Они обменялись долгим-долгим взглядом – так встречаются два волка.» Что же их всё-таки связывает?..
Здесь снова царит тема неба. Мэри Поппинс с детьми спускается с неба, гуляет по облакам, отправляется на Луну, где живёт её очередной дядюшка – Человек-на-Луне (ну, а как иначе?).
«Все потерянные вещи попадают на Луну», – говорит он, сидя в окружении самых разных предметов.
Всю книгу Джейн и Майкл пытаются выспросить у МП о том, где её дом, откуда она пришла и куда от них уходит. Каждый раз ответ готов сорваться с её уст, но нет. В этой книге мы об этом тоже не узнаем.
«Скажет! – думали они – так явно просились с её губ непроизнесённые слова.» – «Мой дом повсюду, где бы я ни была!». Таков был ответ. Немного грустно это звучит. И таинственно.
В нескольких первых книгах есть сказка в сказке, это поучительные философски притчи. Как-нибудь разберу их отдельно.
Так кто же такая Мэри Поппинс? «Все спрашивали, кто такая Мэри Поппинс и откуда она взялась. Если бы я знала, откуда берётся волшебство, оно бы уже не было волшебством», – отбивалась ПЛТ от этих вопросов.
Моя теория, основанная на всём многообразии прочитанного и просмотренного, такова: Мэри – это фея, она живет с начала времён, не постарев ни на день. В родстве с самыми древними существами – рептилиями (первые наземные позвоночные), от которых, полагаю, унаследовала свои мудрость и хладнокровие.
Она знает всех, и все знают её, но нам неизвестно откуда и что их связывает. Это остаётся за скобками, за пределами этих книжных страниц.
У неё есть миссия в масштабах Вселенной, за пределами этого мира, о которой мы никогда не узнаем, и есть занятие – воспитание детей.
Сюда, в Дом №17 в Вишнёвом переулке МП прилетает, чтобы отдохнуть от своих вселенских дел, в перерывах. И все эти истории – не основная часть её жизни. Примерно как у Льва Аслана в «Хрониках Нарнии». Потому ей одновременно и важно, чтобы дети знали о чудесах (ей, как волшебнице, склонной к тщеславию, невозможно вообразить, чтобы не было свидетелей её магических возможностей), и при этом нельзя допустить, чтобы о волшебстве знали все и были уверены в том, что они видели. Тогда не останется места воображению, и волшебное перестанет быть волшебным. А всем феям жизненно важно, чтобы в них верили, ведь так?
Все начала здесь: