Найти в Дзене

Тем, кто пережил войну и не разучился улыбаться, любить, верить

Все фото из семейного архива автора.
Все фото из семейного архива автора.

На этой старой чёрно-белой фотографии – моя бабушка Нина. Я очень люблю этот снимок: здесь она напоминает мне киноактрису 1950-х. Открытое лицо, лучезарная улыбка, смеющиеся глаза. Молодость и задор плещут через край. Страшная война уже закончилась – впереди долгая и счастливая жизнь...

Какие светлые лица,
святая улыбка счастья!
И смотрят сквозь небылицы
военных дорог в ненастье...
(Леонид Уланов, 2023)

Моя бабушка Нина родилась в 1925-м. Училась в школе только на "отлично", была очень серьёзной и добросовестной. В то время Нина с мамой и двумя младшими сёстрами жила в Калининской (ныне Тверской) области.

Успела окончить девять классов. А дальше – началась война. В первые же дни еë семья проводила на фронт маминого брата. Николай Иванович Першутин, участник Советско-финской войны, не добрался до пункта назначения: эшелон, в котором он ехал на фронт, разбомбил немецкий самолёт под Старой Руссой.

-2

А Нина всё лето рыла противотанковые рвы подо Ржевом – город находился совсем недалеко. Вообще-то на эти работы посылали тех, кому уже исполнилось 18. Но Нина была высокого роста, и никто не подумал, что ей всего лишь шестнадцать. А она не стала признаваться. Трудилась вместе с остальными, вносила свою скромную лепту в будущую Победу: такую желанную и такую ещё далёкую.

Первым военным летом Нина с подругами ездила в соседний совхоз – помогать в санатории для лётчиков. Линия фронта проходила совсем близко, и девушки-комсомолки не раз по пути домой видели фашистские самолёты, летевшие низко-низко над Волгой. Ветер приносил сюда отдалённые звуки всё приближающейся войны...

Однажды вечером, когда Нина с подругами возвращалась домой на поезде, над ними кружился вражеский самолёт. Но их состав фашистский лётчик не обстрелял: машинист всё время удачно маневрировал. Самолёт покружил, покружил и улетел восвояси. Слух об этом дошёл до родного села быстрее, чем вернулись домой девушки, поэтому встречали их со слезами на глазах.

А осенью Нина пошла работать санитаркой в госпиталь. Не за плату, за обед. Так она кормила всю семью следующие полгода.

Нина (слева) с подругами.
Нина (слева) с подругами.

Война приближалась, жадно откусывая километры советской земли. Ближайший отсюда город Ржев был занят фашистами в октябре 1941 года, а с января 1942-го по март 1943-го советскими войсками проводились в этом районе четыре наступательные операции. Нина жила всего в восемнадцати километрах от линии фронта. Она часто видела и вспышки ракет, и зарево страшных ржевских пожаров.

В 1944-м, по дороге в Москву, куда моя бабушка направлялась для поступления в Тимирязевскую академию, она проезжала мимо Ржева. Город её ужаснул своим видом: от него остались руины.

Война продолжалась. Шаг за шагом, метр за метром наша многострадальная земля освобождалась от вражеской нечести. Страна продолжала жить, работать, учиться, любить и верить. Став студенткой Тимирязевской академии, моя бабушка познакомилась с молодым человеком Василием Штукарёвым – тоже студентом "Тимирязевки". Они поженились, родили двух сыновей, один из которых стал моим отцом.

Мои бабушка и дедушка по отцовской линии.
Мои бабушка и дедушка по отцовской линии.

Дедушка воевал, участвовал в двух войнах: Великой Отечественной и Советско-японской. Был награждён боевыми наградами. Особенно ценных две: "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." и "За победу над Японией". Есть орден Отечественной войны II степени.

В ноябре 1943 года в Иркутске он был призван в ряды Советской Армии и отправлен в 780-й отдельный батальон аэродромного обслуживания военно-воздушных сил, где служил военным техником (в звании ефрейтора). Такие батальоны обеспечивали бесперебойную боевую работу нашей авиации: проводили технический осмотр машин, находили и быстро устраняли неполадки, пополняли самолёты боеприпасами, заливали в них горючее. Мой дед следил за состоянием радиооборудования в самолётах.

Василий Михайлович Штукарёв
Василий Михайлович Штукарёв

Летом 1945 года он был отправлен на Южный Сахалин для продолжения службы. Там он участвовал в Советско-японской войне, после окончания которой остался на Южном Сахалине ещё на три года: в то время служба в армии длилась пять лет. Василий Михайлович был демобилизован в 1948 году и уехал в Подмосковье, где после войны жили его родители.

Дедушка умер давно, больше 25 лет назад, а бабушка Нина остаётся с нами. Трудно в это поверить, но в этом году ей исполнится 100 лет! Сейчас рядом с ней сын, две внучки (среди них я), четыре правнучки и один правнук.

Моя бабушка любит вспоминать свою молодость, которая пришлась на очень трудное время. Как бы то ни было, а молодость – всегда любимые годы. Когда я приезжаю к ней в гости, мы часто разговариваем.

Я смотрю на неё, а потом перевожу взгляд на старые фотографии за стёклами серванта. Снова вглядываюсь в то счастливое лицо из начала 1950-х. Те люди, пережившие самую страшную войну в истории, умели по-настоящему ценить жизнь, любить свою Родину, верить в справедливость. И не разучились так красиво улыбаться.

Нина Власовна Штукарёва
Нина Власовна Штукарёва

Текст написан в рамках проекта «Архивы памяти 1941-1945».