Найти в Дзене
History Empires

Владимир Ленин и портрет малоизвестной личности в его кремлёвском кабинете

В кремлёвском кабинете Сталина висели портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина. Позднее, уже во время войны, к этим портретам добавились портреты Александра Суворова и Михаила Кутузова.

Все последующие советские лидеры также придерживались незыблемого правила: в кремлёвских кабинетах висели портреты классиков марксизма-ленинизма.

А вот Владимир Ленин чем украсил свой кремлёвский кабинет? Логично, что это могли быть портреты Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Или хотя бы одного из них.

Но первый председатель Совнаркома РСФСР пожелал лицезреть у себя в кабинете портрет Степана Халтурина. А кто это вообще такой, что заслужил такое уважение у Ильича? Давайте разбираться.

Володе Ульянову было всего лишь восемь лет, когда Степан Халтурин организовал довольно архаичное тайное общество «Северно-русский рабочий союз». Одна из первых революционных рабочих организаций ставила перед собой завоевание политической свободы и политических прав для народа (свободы слова, печати, собраний и т.д.). В числе ближайших требований было также ограничение рабочего дня.

Союз просуществовал всего лишь два года. В 1880 году он был разгромлен властями.

Молодой человек, который вскоре прославится среди различных столичных политических объединений конца девятнадцатого столетия, появился на свет на Вятской земле в деревушке Халевинской. После завершения учебы в Орловском уездном учебном заведении юноша, происходивший из семьи обеспеченных землевладельцев, предпринял попытать свое счастье в педагогическом учебном заведении, однако вскоре был отчислен ввиду неудовлетворительных успехов в учебе.

Юноша регулярно посещал Вятскую публичную библиотеку, где, ориентируясь по его читательским записям, легко установить сферу его увлечений. В список прочитанных им произведений входили такие произведения, как роман Виктора Гюго «Отверженные», исторический роман Александра Дюма «Королева Марго», психологический триллер Федора Достоевского «Преступление и наказание», а также выпуски журнала «Отечественные записки».

Русский литературный журнал XIX века "Отечественные записки".
Русский литературный журнал XIX века "Отечественные записки".

Степан Халтурин упоминается среди учащихся земских училищ, привлеченных вниманием полиции за участие в собраниях радикально настроенной молодёжи. В сохранившемся до наших дней отчёте от 1875 года, адресованном Вятскому губернатору местным полицмейстером, сообщается, что учащиеся часто собираются в жилище политически высланного Хохрякова, проводя там встречи, на которых проявляют склонность к пропаганде антиправительственных взглядов.

«Добывая различными способами литературу, направленную против правительства, они распространяют её среди знакомых, передавая из рук в руки, стремясь не только заразить окружающих преступными идеями, но также пытаются внедрить эти мысли и в широкие народные массы», — предостерегал он.

В прилагаемом к рапорту перечне учащихся значился также Степан Халтурин.

В тот самый год, отличаясь страстностью характера, Степан увлекся мыслью отправиться в Америку с целью организации производственной коммуны. Получив после кончины своего родителя Николая Никифоровича положенную ему часть наследства, он вознамерился осуществить давнюю мечту о путешествии за рубеж. Государственными органами Степану и нескольким его единомышленникам были выданы загранпаспорта, благодаря чему группа направилась в столичный город.

У всех участников имелись необходимые бумаги, кроме одного их соратника — юноши по фамилии Селантин. Его репутация перед властями была подмочена, поскольку ранее он был выслан в Вятку за нарушение семейного законодательства (двоеженство). Желая завоевать расположение молодых людей, Селантин притворился политическим ссыльным, коих тогда в округе насчитывалось достаточно много. Поехав совместно с мечтателями, он сумел обмануть Халтурина, завладев его деньгами и документами. Под предлогом поездки к рязанским родичам за паспортом и финансовой поддержкой, он убедил Степана отправиться туда, после чего бесчестно воспользовался имуществом последнего.

Степан Халтурин.
Степан Халтурин.

Потеряв документы и лишившись денег, восемнадцатилетний парень устроился трудиться в московскую железнодорожную мастерскую, где смог накопить достаточно средств, чтобы отправиться дальше — в Петербург.

Жителю провинции из далекого уголка Вятской земли жизнь в северной столице давалась нелегко. Чтобы выжить, ему пришлось заниматься любой доступной работой. Судьба улыбнулась молодому человеку после встречи в столице с учителем уездной школы Котельниковым — тот устроил своего земляка рабочим-столяром в железнодорожных мастерских и познакомил с участниками местных политических собраний.

Тут проявился еще один талант Степана — умение ярко говорить и убеждать людей. Как хороший агитатор, он сумел привлечь много рабочих к деятельности тайных организаций. Помимо этого, Халтурин возглавил рабочую библиотеку и приложил усилия, чтобы заинтересовать своих соратников книгами и чтением. Спустя всего полтора года пребывания в городе Степан занял заметную позицию среди столичных революционных пропагандистов.

С течением времени у Степана созрела мысль, что изменить политический порядок в государстве возможно лишь путем устранения императора Александра II: «С гибелью царя исчезнет и самодержавие, начнется новая эпоха — эпоха вольности». Являясь членом организации «Народная воля», он принял решение совершить теракт. Осенью 1879-го он устроился плотником в Зимний дворец. Искусный ремесленник, которого хвалили за мастерство, сумел за несколько месяцев незаметно доставить в расположенное под дворцом подвальное помещение около 30 килограммов взрывчатки.

Мы создали группу в «ВКонтакте» — History Empires. Заходите, знакомьтесь с интересными материалами. Поддержите нас. Подпишитесь! 👇

History Empires

Взрыв решили осуществить 17 (5) февраля 1880 года — именно тогда император Александр II планировал провести обед вместе с родным братом своей супруги императрицы Марии Александровны, принцем Гессенским. Этажом выше подвальной комнатки Халтурина располагалась караулка, а еще выше — на втором этаже размещалась столовая, предназначенная для императорской семьи.

Террорист активировал заряд посредством запала, после чего последовал мощный взрыв, обрушивший потолки между подвальным и первым уровнями здания. Между тем стены, разделяющие первый и второй этажи, устояли — в обеденной комнате, предназначавшейся для проведения торжественного ужина, лишь появилась трещина в стене, а сверху рухнула люстра. Представители императорской фамилии остались невредимы.

Взрыв Зимнего дворца, 1880 г.
Взрыв Зимнего дворца, 1880 г.

А вот люди, находившиеся на втором этаже, пострадали. Погибли 11 солдат, нёсших службу во дворце. Травмы различной степени тяжести получили еще 56 человек. Судьба распорядилась так, что среди погибших оказались участники русско-турецкой войны — они служили почётной охраной Зимнего дворца. Это была своеобразная такая награда за проявленную храбрость в боях. Похоронили героев спустя двое суток после трагедии. Несмотря на угрозу повторных нападений, император Александр II самолично посетил траурную церемонию, распорядившись обеспечить семьям погибших офицеров пожизненное государственное содержание.

Халтурину же удалось избежать ареста после резонансного покушения. Он сумел покинуть пределы города и уехать в Москву.

Однако и тогда, когда народовольцам в марте 1981 года удалось подорвать Александра II, они не отказались от насильственных способов сопротивления. В 1882 году участники движения постановили казнить одесского прокурора Василия Стрельникова, известного своей решительностью и суровыми методами ведения дознания против задержанных членов революционного движения.

Исполнителями стали Николай Желваков и Степан Халтурин. В полдень 18 марта, прогуливаясь по Николаевской улице в центральной части Одессы, прокурор получил смертельное ранение от выстрела Николая Желвакова. Переодевшийся кучером Степан Халтурин не сумел обеспечить побег сообщнику. Их обоих задержали очевидцы происшествия и передали военным властям.

Вскоре состоялся суд, который вынес террористам смертный приговор. Спустя всего четыре дня после покушения оба революционера были казнены через повешение — Халтурину исполнилось тогда лишь 25 лет, Желвакову — 22 года.