25 марта 2025 года Госдума приняла законопроект, который вводит запрет на рекламу товаров и услуг в социальных сетях Facebook, Instagram и X для российских физических и юридических лиц. Это связано с тем, что указанные платформы признаны нежелательными организациями, а также экстремистскими и запрещенными в России. Поправки касаются статьи 38 закона «О рекламе», в которой прописана ответственность за нарушения российского законодательства в области рекламы.
В чем суть новых поправок в закон "О рекламе", связанных с запретом рекламы в экстремистских сетях
В пояснительной записке к законопроекту указано, что некоторые россияне продолжают пользоваться Instagram и Facebook, которые принадлежат корпорации Meta, признанной в России экстремистской организацией и запрещенной. Это позволяет владельцам таких ресурсов получать доходы от рекламы.На самом деле, возможность продвигать рекламу на этих платформах для россиян была утрачена сразу после начала специальной военной операции. Рекламные кабинеты не функционируют, поэтому спикер Госдумы Володин ошибался, заявляя, что "запрет на рекламу у нежелательных организаций перекроет один из источников дохода владельцев запрещенных ресурсов".
Тем не менее, россияне продолжают активно использовать Instagram и Facebook для бизнеса, несмотря на необходимость использования VPN для доступа. на эти платформы. Instagram, например, стал площадкой, на которой и популярные некоторые блогеры по-прежнему зарабатывают миллионы на размещении рекламы, и малые предприятия – отели, салоны красоты и т.д – продвигают свои услуги. Соотвественно, Очевидно, новый запрет направлен именно против такой рекламы. Наказания будут грозить как рекламодателям, заказавшим рекламу, так и блогерам, размещающим ее. При этом под рекламой подразумевается прямой призыв к приобретению товаров и услуг.
Какие штрафы грозят за нарушение запрета на рекламу в Instagram и Facebook
Штрафы за нарушение нового закона грозят весьма серьезные. весьма серьезные - для физических лиц — от 2 000 до 2 500 рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 4 000 до 20 000 рублей, а для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей. Эти наказания будут применяться за каждое нарушение, включая посты, рилсы и прочие активности.
Поправки вступят в силу с 1 сентября. До этой даты реклама разрешена, но после начала осени вероятны штрафы за любую рекламную активность в экстремистских сетях, даже старую, которая не будет удалена вовремя. Использование прокладок и серых схем, скорее всего, не защитит от последствий.
Как часто бывает, новые законодательные изменения отличаются отсутствием конкретики. Я, например, не понимаю, где проходит граница между обычной рекламой и положительными отзывами о ресторане или отеле. Получит ли владелец аккаунта в Инстаграм штраф за красивое видео из океанариума или за впечатления об электросушилке "Дачник-4"? Эта неопределенность, по всей видимости, нацелена на принуждение пользователей и бизнеса к переходу на VK и другие российские платформы от греха подальше.
Какие последствия для бизнеса в Абхазии могут быть после вступления в силу запрета на рекламу в запрещенных сетях
В заголовке статьи я указал более узкую тему — влияние нового закона на бизнес в Абхазии. Интересно, что в республике ресурсы корпорации Meta не считаются экстремистскими, и местные провайдеры не блокируют такие платформы, как Фейсбук и Инстаграм, которые остаются самыми популярными социальными сетями.
Недавно я провел в своем телеграм-канале "Базилевский PRO Абхазию" опрос на тему: "Будут ли штрафовать абхазский бизнес и россиян с двойным гражданством за незаконную рекламу через полгода?" 37% проголосовавших уверены, что штрафы не введут, поскольку эти соцсети не запрещены в Абхазии. При этом только 22% считают, что такая возможность существует.
Важно отметить, что в Абхазии действует собственное законодательство, где нет упоминания о цензуре или блокировках соцсетей. Однако стоит учитывать, что значительная часть местного населения имеет двойное гражданство, а также в республике работают множество россиян и зарегистрированы тысячи фирм с российским участием.
События последних месяцев выявили новый тренд в политике российских властей в отношении граждан с двойным гражданством России и Абхазии , проживающих постоянно в Апсны. Теперь неважно, имеет ли гражданин России второе гражданство или где он физически находится. Это особенно заметно при пересечении границы, где требуют нынче только российский паспорт. Уже стали известны случаи лишения гражданства РФ оппозиционных политиков из Абхазии и признания местных журналистов иностранными агентами из-за работы с "чуждой" повесткой.
По моему мнению, жителям Абхазии стоит опасаться ответственности за рекламу в соцсетях, запрещённых в России. Например, абхазский предприниматель с двойным гражданством будет нести ответственность за нарушение российских законов, даже если он размещает рекламу о продаже домиков в Очамчырском районе или сборке мебели в Гагре.
В теории, даже публикация объявления о продаже кур-несушек в группе Facebook может привести к проблемам для физического лица с двойным гражданством. Хотя сомневаюсь, что российские органы дойдут до таких мелочей, особенно если учесть анонимность большинства пользователей. Но теоретически это возможно
Абхазские юридические лица не подпадают под новый закон, но если будет доказано, что абхазская компания контролируется россиянами, возможны штрафы для её учредителей. В реальности полноценного обмена информацией между Россией и Абхазией нет, однако по российским законам граждане обязаны информировать налоговые органы о регистрации компаний за пределами России.
В группе риска оказываются все россияне, особенно юридические лица, размещающие рекламу для абхазских потребителей во враждебных сетях. Рассмотрим, например, сферу туризма. В проектах часто участвуют как резиденты России, так и Абхазии. Первые занимаются бронированием, а вторые — организацией услуг.
Я не хочу сеять панику, но лучше заранее осознавать возможные риски. Пока неясно, как будет развиваться ситуация, но испытывать на себе последствия не хочется. Штрафы могут быть значительными, и существует вероятность введения более строгих наказаний за повторные нарушения запрета. В ближайшие полгода, похоже, придется удалять все бизнес-группы в Facebook, профили нашего партнерства в Instagram и коммерческие посты.
Честно говоря, я не видел никогда особой выгоды от продвижения услуг нашего партнерства "Абхазские проекты" ни в Instagram (около 1200 подписчиков), ни в Facebook. Результаты по привлечению клиентов оттуда были скромными, и с 2022 года я практически не рекламировал там ничего. Основная проблема заключается в необходимости удалить все, что может показаться сомнительным с точки зрения нового закона.
Тем, кто долго и активно занимался продвижением в запрещенных соцсетях, остается только посочувствовать. Россиянам, особенно тем, кто не релоцировался, придется сворачивать бизнес, а жители Абхазии должны решать свои вопросы самостоятельно. В любом случае, стоит задуматься о том, что делать дальше.
Напоминаю в очередной раз, что вместе с коллегами оказываю услуги в Абхазии для россиян в сфере предпринимательской деятельности по следующим направлениям:
Координатор партнерства "Абхазские проекты" Кирилл Базилевский