Эту статью я написала в рамках проекта "Архивы памяти 1941-1945".
Мой отец, Нардюжев Иван Григорьевич родился в селе Живайкино Барышского района Ульяновской области в 1921 году. В 1922-23 годах в Поволжье, да и не только, был страшный голод, чуть позже его родители собрались и уехали на Северный Кавказ, в Моздок.
В 1940 году его призвали в армию. Война с Финляндией уже началась, туда его и отправили. Рассказывал, что больше всего боялся попасть в танкисты, потому что это была почти 100% быстрая смерть.
Танк подбивали, и спастись из него было практически невозможно. Но он был высокий, поэтому его определили в 1250 Ордена Ленина истребительный противотанковый артиллерийский полк, звание - красноармеец.
Холод был неимоверный. Север, что поделаешь. Он постоянно мерз.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, но он и так уже был на войне, так что для него ничего не изменилось.
Воевал, получал награды. Медаль "За отвагу", Ордена Славы III степени и другие.
Иногда, правда, нарушал дисциплину : бегал в соседнюю деревню к знакомой девушке. Он был молодой и красивый.
9 мая 1945 года он встретил в Кенинсберге, Калининград, то есть. Но война для него ничуть не закончилась.
Их погрузили в вагоны и отправили в Монголию, война с Японией еще продолжалась. И если бы не Хиросима, продолжалась бы и дальше. Второго сентября 1945 года Япония капитулировала, вторая мировая закончилась.
Солдат наконец вернулся домой. Всего 6 лет спустя. В 1946 году он женился на моей маме. Через год родился мой брат, еще через 5 лет - я.
Мой отец вернулся с войны без тяжелых ранений. Он был молодой и красивый, полон сил и желания жить и любить. Работал начальником огромного столярного цеха. Строил дом, содержал свою семью и двоих моих бабушек.
Но судьба... На пальце ноги у него было маленькое серое пятнышко. Врачи сказали, что это, вероятно, от обморожения на финском фронте. Пройдет.
Ничего не прошло. Не сразу, постепенно, болезнь начала себя проявлять. Закупорка сосудов, гангрена. Лечить это не умели. Только хирургическим путем.
Как говорила бабушка, его мама, сначала "отняли" одну ногу, потом вторую.
Когда его привезли домой без ноги, обе бабушки сильно плакали, мама их утешала. А я была рада, что отец вернулся, опять будет играть со мной. А ножка у него новая вырастет. Так я думала. Мне было года четыре.
Дали инвалидность, но с войной ее не связали. Инвалид труда в 34 года с небольшой пенсией. Потом, после денежной реформы она стала 63 деноминированных рубля.
Несмотря на болезнь, отец работал столяром по патенту. Передвигаясь на инвалидной коляске, умудрялся изготавливать оконные и дверные блоки. Работы было много. С перерывами на операции. Как только это все переживала моя мама...
У него было много друзей, они приходили к нам домой. Он был удивительно добрым, жизнерадостным и счастливым человеком. Много читал, играл в шахматы, мы ездили с ним смотреть футбол на местный стадион, на рыбалку.
Он отлично водил машину "Москвич" с ручным управлением. Очень любил мою маму и нас, детей.
Болезнь не отступала, он боролся с ней. В 52 года он ушел из жизни.
Его любимой песней была " Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.."
" Да здравствует любовь, и да погибнет война и все ее отродье ." - так сказал Джованни Бокаччо, писатель, автор Декамерона. Сказал в 14 веке.
И я к его словам присоединяюсь в 21 веке. Все. Я плачу.