«Робер Брессон – это французское кино, как Достоевский – это русский роман, а Моцарт – немецкая музыка» (Жан-Люк Годар)
Хотел бы сегодня вспомнить об одном великом кинорежиссере, кинохудожнике, итд. Входящим в сонм величайших творцов всех времен. Великом ровеснике 20 века. Настоящем французском кудеснике и гении! Последнем из могикан...и одном из моих самых больших кумиров в кино). О Робере Брессоне.
Робер Брессон (1901 - 1999) - великий французский кинорежиссёр и сценарист, и теоретик кино. Творчество Брессона, представляет собой одну из вершин мировой кинематографии, отмеченную многочисленными наградами, среди которых - премии Европейской кинокадемии "Феликс" (1994), Золотой Лев Венеции (1989), и премией Рене Клера (1995) - все три за совокупность творчества и вклад в кино. А что же касается индивидуально за разные фильмы, то там перечень ещё более внушителен: два приза за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля (1957 и 1983) за фильмы "Приговоренный к смерти бежал" и "Деньги" (совместно с "Ностальгией" А. Тарковского!). И приз жюри Канн за фильм "Жанна дАрк" (1962). Ну и призы критиков и католического жюри на фестивале в Венеции - 1951 за "Дневник сельского священника".
Многие фильмы Брессона, по разным опросам, стабильно входят в 100, 50 и даже 10 лучших в истории кино. Так, по опросу специалистов кино и режиссеров всего мира авторитетнейшего журнала "Sight & Sound" от 2012 года, такие фильмы как "Наудачу, Бальтазар" (1966), "Приговоренный к смерти бежал" (1956), "Карманник" (1959) вошли в 100 лучших в истории кино. Один из самых высоких показателей среди режиссеров лично (на 1 больше было только у тандема Пауэлла и Прессбургера и Б. Уайлдера) ! А фильмы "Деньги" (1983), "Мушетт"(1967) и "Дневник сельского священника"(1957) с "Ланселот Озерный" (1974) также не раз упоминались высоко в этом опросе. Всего до 7 фильмов - упоминаний в этом списке было у Брессона, больше всех! А ведь это самый авторитетный журнал, по мнению многих.
Кроме того, такие известные режиссеры как Михаэль Ханеке, братья Дарденн, Андрей Тарковский, Ларс фон Триер, Пол Шредер, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Джим Джармуш, и некоторые другие классики, называли его в числе своих учителей и среди нескольких лучших в истории кино.
Хотел бы напомнить небольшой документальный фильм о Брессоне). Из цикла "Легенды мирового кино". Снятый ТК Культура). Очень неплохой маленький фильм, на мой взгляд. Об этом великом ровеснике 20 века). Настоящем французском кудеснике и гении!). Последнем из могикан...
К тому же Брессон был очень христианским художником и мыслителем, что в преддверии Пасхи достаточно логично и символично!). Согласитесь?!).
Вот это видео :
Если же фильма мало или лень смотреть, и словами проговорить словами, в чем особенность Брессона режиссёра и кинохудожника, то следует сказать, что он один из новаторов современного кино. Особенно, авторского кино. Он один из тех, кто пытался отделить язык кино он всех прочих форм культуры, близких ему. Литературы, театра, живописи, итд.. При этом пытался создать не только теории, но и их воплощение в своих фильмах. Некоторые считают, что Брессон предтеча или отец "новой волны", её первый представитель и движитель! Безусловно, он шел синхронно движению критики старого кино и рождению "новой волны" . Но как и любой самый крупный художник, он поднимался и над прошлым и смотрел глубже и дальше настоящего. Его фильмы и теории опережали всех и были сами по себе. Хотя, да, он развивался в русле новой волны и критики неореализма! Это правда...
Самой ключевой идеей Брессона стала новая теория актерской игры. Так называемой ролевой "модели", "натурщика" вместо актёра. Лишенной индивидуальности, страсти, экспрессии, лишней изобразительности, "представления"... И создававшей, с одной стороны, эффект отстранения от быта, окружающего мира, в духе "тотальной" поэтики Бертольда Брехта, а с другой, стилистику "автоматического движения и поведения". Которым в то время были заражены многие течения культуры: к примеру, автоматическая музыка от Эрика Сати до Джонни Кейджа, итд.. Тоже самое просматривалось и в модной тогда живописи, телевидении, итд...так называемый поп-арт, или близкий ему соц-арт! Например, даже в литературе и языке Ролан Барт говорил в то время об "автоматическом письме" и "автоматическом гуле языка"! То есть отменяя поэтику актёрского эмоционального "вживания" в образ (нашего Станиславского), "побеждая" экпрессионизм, типажность, раннего немецкого, французского, немого кино, Брессон не был совсем одинок! Но именно он зашёл тут дальше и последовательнее всех. Именно он сделал тут целую теорию и дал множество образцов для её воплощения.
Кинокритик Роджер Эберт писал, что из режиссёрского стиля Брессона родились фильмы «великой страсти: поскольку эмоции актёры не отыгрывают, зрители могут их интернализировать». Чем-то в этом плане он похож на творчество Дугласа Сирка в Америке, а в Европе на другого христианского мыслителя-режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя обычно принято сравнивать Брессона с Карлом Теодором Дрейером датчанином и японцем Ясудзиро Одзу. Американский режиссер Пол Шредер написал на эту тему книгу даже : "Трансцендентальный стиль кино: Одзу, Брессон и Дрейер" (1972). Но вот где-то в этих направлениях стоит искать его аналоги и ключи). Кому интересно, если!).
Кроме определенного абстракционизма и отстранения в игре актёров, критики обычно отмечают такие более конкретные черты творчества Брессона, как использование им непрофессиональных актёров, эллипсисов (что-то показывается, а многое не показывается и додумывается; и в сюжете и даже в межкадровом монтаже!), редкое употребления музыки, своеобразная операторская работа. Благодаря чему его фильмы считаются выдающимися примерами минималистского кинематографа. Многое из этого, впрочем, будет присуще также и всей "новой волне"!
А в режиссуре и операторской работе он любил долгие и немонтажные кадры, без лишних склеек, в которых внимание сосредотачивается на самом главном. То есть средние и крупные планы людей, вещей, событий, деталей... А не глубокий фокус или панораму, проезды... Привносящих в кадр много лишнего. Не любил он, по его собственным словам, когда "трясут камерой, как веником"... Предпочитал спокойные движения актёров и камеры! Но и не был таким чисто сторонником чисто постановочного кино с глубиной и размахом). Этим он как раз достаточно современен!).
Говоря же более глубоко об идеях и смыслах фильмов Робера, стоит сказать, о сильном влиянии католичества и вообще старой французской культуры и театра. Эпохи Просвещения или даже Барокко, Возрождения. Театра Расина, Корнеля, Мольера, творчества Декарта, итд.. Тут Робер во многом был синхронен другому знаменитому творцу французской эстетики "новой волны" - Эрику Ромеру! Но само католичество, протестантизм-кальвинизм или янсенизм, которые нередко у него находят, являются у Брессона не религиозным темами вовсе, а скорее мироощущением и философскими доктринами. Через которые он подаёт высокий гуманистический идеал человека и критику общества потребления, капитализма, индивидуализма, бездуховности, бесконечного технологизма, захвативших наш мир сегодня.
В общем и целом, на мой взгляд, Брессон - это скорее мыслитель и художник в теле режиссёра. Действительно, не случайно сравниваемый с Моцартом, Достоевским, Кальвином, Расином, более чем с Копполой или Чаплиным итд.. Ведь при всем том что он настойчиво искал различия и особость кино от всего остального мира и культуры, посмотрите, все почти главные его фильмы сняты на основании других литературных источников, а не просто написаны им самим. При том, зачастую, по текстами именно самых больших классиков! "Дневник сельского священника" и "Мушетт" - по двум романа французского писателя-модерниста начала 20 века Жоржа Бернаноса. "Карманник" и "Кроткая" по Достоевскому, его любимому. "Деньги по Толстому."Дамы Булонского леса" по новелле Дени Дидро! "Приговоренный к смерти сбежал или дух веет где хочет" по мемуарам Андре Девиньи, времен второй мировой! Хотя Брессон и сам был в немецкой тюрьме и лагере, все же-таки не по его собственным... Хотя он и творчески перерабатывал классические сюжеты. А все же очевидно, даже в этой переработке он скорее ориентировался на Достоевского, Библию, "Золотого осла" Апулея, на Расина, Кальвина, итд.. На классику! То есть, повторюсь, главное в Брессоне, не столько его кино и не столько его теории, биография, о которой рассказывает этот маленький фильм, а все вместе. Что тоже признак типичного человека эпохи Возрождения. Большого, сложного и универсального!).
Как - нибудь в другой раз, возможно, напишу о каком-нибудь конкретном его фильме. Разберу для примера и конкретики!). Если вообще буду писать на Дзене. Пока к этому нет никаких мотивацией, к сожалению). Ни денег, ни просмотров, ни показов... Ни отзывов). Но будет там видно).
/////////////////////
А ниже представлю несколько французских и иных фильмов близких по стилю, жанру или теме: