"ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЗ-ЗА ЛЮБВИ" (Франция, 2010).
Триллер, детектив, драма.
Режиссер: Ален Корно
В главных ролях: Людивин Санье, Кристин Скотт Томас, Патрик Миллер, Оливье Рабурден, Мари Гийар и другие.
У молодой сотрудницы крупной транснациональной компании Изабель проблемы с начальницей Кристин, которая пыталась присвоить себе заслуги девушки. После того, как уловки Кристин не удались, она начала настоящую травлю Изабель, сделав ее нахождение на работе невыносимым. Конфликт достигает апогея на корпоративной вечеринке, где Кристин публично унижает Изабель. На следующий день Кристин находят в собственном доме убитой. Все подозрения в содеянном падают на Изабель. «Преступление из-за любви» — криминальный триллер с Людивин Санье и Кристин Скотт Томас в главных ролях.
***
Чисто внешне Корно хорошо умеет снимать свои фильмы... Неплохой фильм Алена Корно - классика французского кино, нуара. Продолжателя традиций французского нуара и детектива - Мельвиля, Лотнера, Вернея, Дере, и проч.. Автор "Черной серии", "Питона 357", "Второе дыхание", итд.. При том это последний фильм Корно, его прощание и завещание, через две недели после премьеры он умер в 67 лет. А роли играют одни из моих любимых и талантливых актрис Кристин Скотт Томас и Людивин Санье.
Детектив с мотивами женской мести, женской властности, конкуренции... Есть в нем, конечно, вообще общее капиталистическое: "если не ты, то тебя". Снятый в стиле "Деловой женщины" Майка Николса. Помните этот фильм с Мелани Гриффит, Ричардом Гиром и Сигурни Уивер?! 1988 года. Однако, на мой взгляд, тут развивается не просто модная сегодня тема эмансипации и деловой реализации женщин по мужским ролевым моделям... Но и вопросы внутренней конкуренции самих женщин! Вопросы связанные не только с деловыми аспектами, но и вообще общечеловеловеческими. Гендерными, сексуальными, итд. Ведь если, женщина начинает занимать ведущие должности, как вожак и патрон, то и отношение к подчинённым и секретарям также становится из той же мужской области доминирования и использования.... И тогда конкуренция за мужчин и за красоту, свойственная итак женщинам всегда и везде, трансформируется в "управление персоналом".... А с некоторыми лично переходит в парадигму "любовь - ненависть"! Как в семейной или любовной паре).
Но главное, на мой взгляд, Корно создал сценарий и фильм, в котором месть, и месть жестокая, не кажется чем-то несправедливым (подход Шаброля!)! Это удивительный талант создания истории... Где нет хороших, но есть правые! Ведь, действительно, такое стервозное отношение начальницы, далеко вышедшее за рамки деловых и даже межличностых, заслуживает внеделового, а личного, индивидуального отпора. Весь вопрос лишь в средствах... Превысила ли Изабель (героиня Людивин Санье) необходимость "самообороны"?! Можно ли было ответить, но чуть мягче? Наверное, можно но, не для нуара и не для Корно...
По Корно получается, что или внутренняя природа людей такова, что бихевиориозм, вызов - реакция, инстинкты доминируют если не в самих людях, то в обществе. Да, они могут принимать символизированные, ритуализированные формы... Например, можно заметить, что эта история, помимо деловых аспектов, рифмуется с архетипическим сюжетом о Мачехе-колдунье, которая была "на свете всех милее, благодаря своему зеркальцу" и пыталась "перевести" , более молодую и красивую конкуренту падчерицу! Но все равно, люди у Корно ведут себя инстинктивно, интуитивно, а не культурно. Люди ведут себя предсказуемо, и не способны на поиск иного внеинстинктивного ответа. Ни закон, ни мораль не является тут мерилом ответственности.... А на уровне рефлексов силовой ответ на моральное даже унижение является вполне допустимым! Мы даже говорим, что слова нас ранят, порой, сильнее пощёчин... И мы за них готовы дать "в морду"!
Общество и социальные пирамиды построены согласно животным инстинктам подчинения и доминирования... И превышение ритуальных (социокультурных) форм существования сразу вызывает ответ на животном уровне! Вопросы морали тут не актуальны.... Так как мораль - это тоже ритуал, а не природная установка... Грустный вывод Корно! Люди не добры, а агрессивны и инстинктивны...
В итоге, конечно, преступление становится не "из-за любви", хотя потеря возлюбленного сильно сказывается на моральном состоянии Изабель и развитии истории. Она борется за место под Солнцем, и мстит своему бывшему возлюбленному, предавшему Изабель. Какая уж тут любовь? Любовь к себе если только? Хотя именно любовь, сильные страсти к этому мужчине, и определённо преданные чувства доверия, уважения, и даже личной симпатии к начальнице, становятся спусковым крючком истории. (То есть отталкиваясь от инстинктов любви, позитивных, героиня, после особенно нарушения публичных норм поведения начальницей, переводит ответ опять в инстинктивное поле, но уже негативное! О чем я и говорил выше. Инстинкты для Корно и вообще, пожалуй, французского сенсуализма и бихевиориозма, очень значимы! Наряду с ритуалами). Найдёт ли она свое счастье, свое место под Солнцем? Пока она лишь расчистила для себя "поляну". Нашла толи понимающего друга, который не мешал ей проводить месть, но все знал... Толи новую любовь в нем и единомышленника, толи нового конкурента... Но в любом случае, открытый финал этого нуара оставляет двойственные возможности об оценки истории : либо "и повторится все как встарь", и победитель дракона сам станет драконом, в лице Изабель. Или всё-таки "очистительная жертва"...для перемен! Во что верится с трудом, учитывая все что я писал о неизменности роли инстинктов для человека и общества. И по законам нуара... Но всё-таки это неонуар и все-таки был аффект у героини... Возможно, она открыла для себя новый путь... Возможно...
Неплохая интересная история, как и многие другие фильмы Корно. Не зря за неё взялся Голливуд и Брайан де Пальма сделал на него последний свой приличный фильм - ремейк 2012 года "Страсть", с красотками Нуми Рапас и Рэйчел Мак Адамс. Хотя ему и далеко до оригинала Корно). Там он, в свойственной современному Голливуду манере, пытался педалировать более именно гендерную, половую сторону вопроса... О конкуренции между двумя влюбленными друг в друга и в третьего парня женщинами. Где карьера и общество являются лишь декорациями страстей. Либидоса, не Танатоса, общества, культурных ритуалов, как у Корно. У де Пальмы вот как раз гораздо меньше в людях равновесия и социального, ритуального. И гораздо больше личного, страстного, инстинктивного. Это интересно снятый фильм, как это умеет делать Брайан... Но гораздо менее глубокий и тонкий... Но посмотреть можно, наверное.... Особенно, его поклонникам... Вроде меня). Хотя он и слабее содержательно...
Ну а на сегодня все, наверное, друзья! Несколько сумбурная вышла статья... Времени у меня не было... Сорри и до новых встреч!). ✋
И, смотрите кино!). 📽️🎞️
/////
Нечто подобное на тему трудовой этики и возмездия я недавно разбирал также вот тут на нашем материале: