"БОЛЬШАЯ СТИРКА"(Франция, 1968)
Комедия, драма
Режиссер: Жан - Пьер Моки
В главных ролях: Бурвиль, Франсис Бланш, Майкл Лонсдайл, Ролан Дюбийар, Рене - Жан Шаффар, Керин Балм, Алекс Махье, Марсель Перес, Жан-Клод Ремоле и другие.
Телемания достигла разрушительных для французского народного образования пределов... Отпрыски парижских обывателей вместе со своими предками по вечерам прикованы к телеящикам, откуда их всячески зомбируют. Убежденный до мозга костей педагог Арман Сен-Жюст не хочет на своих уроках в школе наблюдать подопечных, спящих за партами, и объявляет совместно с физруком Меснаром войну телевидению.
***
Первое, на что стоит обратить внимание в этом фильме, что он выходит в год майских событий студенческой революции во Франции. Когда французские студенты отстаивали автономию университетов и программы образования от правительства,а присоединившаяся к ним часть французского общества и рабочих, поддерживала и другие основные права и свободы человека. Вроде прав на труд, социальные гарантии, свободу выбора в политике и против культа потребления. Борьба французского общества не достигла тогда всех своих целей, но оказала сильное влияние на родственные явления "Пражской весны" и других стран! И в долговременной перспективе не только способствовала уходу де Голля и сворачиванию французского консерватизма, "Европы наций", но сильно повлияла на мировую культуру глобализации!
Очевидно, что год и сама сущность проблем, поднятых в этом фильме, перекликается с этой самой французской революцией 1968. Уже имя главного героя - преподавателя литература Сен - Жюста, перекликается с одним из деятелей французского национального Конвента и Великой Революции 1793 года. Методы его не столь радикальны, и в чем-то даже могут восприниматься консервативными и луддистскими. То есть антитехническими и антиглобалистскими! Но суть его деятельности очень похожа на вопросы поднятые студентами (учитель литературы и врач, интеллигенция!) и подхваченными рабочими (учитель физкультуры, как прообраз!). Победить диктатуру телевизора и СМИ, то есть власти и бизнеса, через него управляющих обществом! Вот цель и фрацузских студентов с рабочими и Сен-Жюста и его команды "тимуровцев".
Фильм действительно затрагивает актуальные на тот момент социальные вопросы, включая влияние телевидения на детей и общество в целом. В смысловом плане, символически "Большая стирка", "стирать" влияние телевидения на молодое поколение, означает все же, отвлечь их от экранов, чтобы вернуть к более активным и полезным занятиям, к углублению в учёбу. А не луддитскую борьбу с техникой и возврат времен Конвента, как я выше предполагал. В таком ключе "стирка и глушение" антенн становится метафорой борьбы с негативным влиянием массовой культуры. Острая и актуальная тема и для середины 20 века. И ещё более для нашего с вами времени, когда "глушат" не общество и не телевизор, а правители, и уже интернет, как последний голос свободы! За которую сражались те самые студенты и учителя...
Идея о конфликте с телевидением и попытках вернуть детей к реальной жизни — это интересная, действительно, проблема. Которая не только тогда стала актуальной, но как раз сегодня. Когда дети не вылезают из смартфонов и самые простые задания с младых ногтей решают при помощи Chat-ботов и Википедии. Педагоги во всю поднимают вопросы и проблемы о необходимости или вовсе убрать гаджеты от детей или адаптировать индивидуализировать к эвристическому поиску знаний и умений, а не бездумному копированию... Иначе мы можем получить (и уже получаем) поколение с "цифровым слабоумием"!
Что же касается самого фильма, его сюжета, то герои действуют долгое время вполне успешно. Они не глушат все телевидение Парижа и страны, все антенны и дома, а следуют только лишь на крыши своих учеников, своих классов и школы! Что вызывает возмущение зомбированных родителей более, чем возмущение, наконец, освобожденных от "телеига" детей. Вернувшихся, кто к учёбе, а кто к жизни! Оживших, во всяком случае... При том, они пользуются поддержкой науки, интеллигенции: один учёный разработал химический состав, позволяющий глушить и "стирать" телесигнал. Другой врач вроде бы случайно в это втянулся, но постепенно стал идейным бойцом номер один! Красивая учительница, влюблённая в Сен-Жюста, делает это исходя из личных пристрастий, а не только идейных! Хотя большая часть педколлектива отказалась... Толи от страха перед властью, толи от любви к ТВ и нежелания нормально работать...
Во всяком случае, революция Сен-Жюста носит тихий и одиночный характер борьбы "за идею" и личный выбор, а не глобальную и социальную проблематику. И этот тихий революционер и Робин Гуд, в блистательном исполнении Бурвиля, не стремится изменить мир, а только помочь самому себе нормально жить и работать! В этой его теории малых дел, нет места большой политике. Хотя и обвиняют его именно в этом, директор Телевидения и главный комиссар... Обвиняют ложно и сознательно, чтобы выставить его перед гражданами в негативном свете! Новым таким Фантомасом...
И хотя герою и его команде удаётся в конце уйти от преследования полиции и негативной рекламы их на ТВ, захватив самих телевизионщиков, и сделав прямое теле-обращение с самой Эйфелевой башни к обществу, на предмет своих истинных, а не ложных, разрушительных мотивов. Власть, правительство, отпускает его команду, но символически и демонстративно захватывает самого Сен-Жюста, для приватного разговора "по душам". Даже после публичных обещаний его не трогать! Уровень уже выше полиции и телевидения. Само Государство...
То есть даже борясь всего лишь за свои личные и частные права, не преминул герой все равно выступить не только против бизнеса и малого государства (исполнителей!), но и большой власти! В этом плане личная революция все равно в итоге переходит в социальный пафос, в революционно-социальную историю, о которой я вначале и говорил!).
И хотя герой наш вроде как и не победил и не проиграл, но своей цели он добился... Даже пожертвовав собой! В общем-то и в истории, как мы знаем, и как я выше говорил, "студенческая революция" не достигла сразу многих своих целей, и многие пострадали! Но постепенно многие её ценности и идеалы были достигнуты и услышаны... Глобализация двинулась не путем телевидения и национальностей, а путем интернета и открытого мира!).
Стоит также сказать, что игра Бурвиля, Бланша, Дюбийара, Лонсдайла и ко. на достаточно высоком уровне. Относительно Бурвиля, на традиционно-высоком, можно сказать! В фильме много не только серьёзных тем и идей, но юмора, сатиры, забавных гэгов и эпизодов, характерных для старой-доброй французской комедии. Смотреть его можно! И хотя фильм снят в несколько архаичной на сегодня стилистике, старого "папочкиного кино", как выражалась новая волна! Само его содержание, проблематика, идеи, отнюдь не примитивные и не "папочкины". А ставят многие вопросы, на которые у "новой волны" мозгов студенческих не хватало! Вопросы актуальные и интересные сегодня... И ставят не в лоб, а достаточно символически, и диалектически-философски!
Хороший фильм. А жалко только одного. Что в современном нашем телевидении не возникали публицистические передачи такого уровня проблем обсуждения! А "Большая стирка" Малахова и ко.стала синонимом стирания "трусов, грязного нижнего белья" отдельных фриков и всей озабоченной части нашего общества...
А вот тут можно посмотреть мой анализ некоторых французских фильмов сходной тематики!