Найти в Дзене
За гранью истории

Он был старше на 15 лет: Великая Отечественная в истории одной семьи

Оглавление

Сегодня мы не будем скрывать фамилий и имен, не будем что-то домысливать и анализировать, просто расскажем, как есть еще одну историю среди миллионов. Про две судьбы, искореженных Великой Отечественной, но и соединившихся, благодаря ей.

От владельца канала: Я стараюсь избегать на своем канале слово «В о й н а», не люблю его, да и не приветствуется это на Дзене. Однако сегодня статья будет посвящена этой теме, и опубликована в честь празднования 80 лет Великой Победы над Германией. Поэтому я вынужден упоминать это слово.

Итак, речь пойдет о двух людях – о Михаиле Михайловиче Галанове и Александре Васильевне Худяковой, ставшей впоследствии Галановой. У этих двух людей, связавших свои судьбы уже в послевоенное время, разница в возрасте 15 лет. Если во ен ная история Александры Васильевны, тогда она была просто Шурочка, не такая трагическая, то история Михаила, Миши Галанова, полна драматических событий.

Михаил и Александра Галановы. Фото из семейного архива
Михаил и Александра Галановы. Фото из семейного архива

Шурочка Худякова

Александра родилась в 1922 году в крестьянской семье в деревеньке под названием Рагозино, Сосновского района Горьковской (сейчас Нижегородской) области. Была самой старшей из пятерых детей, поэтому первой помощницей мамы Татьяны. Она помогала растить братьев и сестер – те были все погодками, потому приходилось туго. Но справлялись.

Летом, как и все, работали в колхозе, косили траву, готовили сено для скотины. В их деревне в каждой семье были куры и корова – председатель колхоза разрешал держать свою скотинку, потому как понимал, жизнь – она трудная, и когда есть свое хозяйство, все же полегче.

Когда Шурочке исполнилось 8 лет, она пошла в школу. Школа находилась в соседней деревне – побольше – Панино, до которой топать 4 километра. Разумеется, никаких школьных автобусов в те времена не было – дети ходили сами, даже маленькие первоклашки. Соберутся толпой и идут, а что делать?

У родителей Шурочки была знакомая учительница, жившая в Панино. На зиму они договаривались, чтобы Шура, имевшая богатый опыт няньки, жила у учительницы и помогала ей по хозяйству, присматривая за ее ребенком. Детсада-то не было, и это было удобное сотрудничество для всех. Правда, Шуре довелось отучиться всего 4 года – в Панино была лишь начальная школа, а большая, 8-летка, находилась далеко, в селе Сосновское. Так и пришлось отказаться от дальнейшего обучения.

В 12 лет Шура была за старшую – она помогала водить в школу братьев и сестер, зимой опять работала у учительницы, та была только рада. Смышленая и хозяйственная, Шура хорошо читала, считала и очень грамотно писала. Так что учительница иногда доверяла ей переписывать конспекты, ходить на уроки, говоря, что вот вырастет девочка, закончит вечернюю школу в городе и сама будет учительницей.

Военное фото Александры. Снимок из семейного архива
Военное фото Александры. Снимок из семейного архива

Но когда Шура выросла, началась в о й н а… Ее мечта не сбылась. Пришлось учиться совсем другому. Девушка поехала в город Горький, устроилась на автозавод, попутно обучаясь на курсах профподготовки. А в 1943 году была призвана Автозаводским РВК – но на фронт Шуру не отправили, нужно было встать на защиту ГАЗа.

Обучили работать с зенитной установкой, и Шура в числе других девушек после смены наскоро перекусив, шла на крышу цехов и оттуда палила по немецким бом бардир овщикам, стремившимся нарушить работу Горьковского автомобильного завода.

Как и все другие предприятия страны, во время ВОВ ГАЗ встал на в о енные рельсы, выпуская автомобили повышенной проходимости и легкие танки типа Т-60, Т-70. Рабочим приходилось трудиться в 2 смены, а потом еще во время обстрелов защищать свой родной завод.

Защита велась не только у самого завода, но и на территории районов города, приходилось иногда ездить и туда. Люди сильно уставали, но что поделаешь, надо было помогать солдатам, выпускать оружие и технику, чтобы поставки на фронт шли бесперебойно.

После обстрела ГАЗа в 1941 году. Фото из интернета
После обстрела ГАЗа в 1941 году. Фото из интернета

Так прошло еще 2 года. Шурочка однажды получила контузию. Дело было зимой, она сидела возле зенитки, подавая снаряды. Недалеко упал осколок, и угодил прямо на полу шинели – Шура, когда садилась, откинула полы назад, чтобы та не мешала… Может быть, это спасло ее – осколок не распался на еще более мелкие детали, а застрял в шинели. Иначе была бы не контузия, а повреждение позвоночника или того страшнее…

В 1945-м сражения закончились. Началась другая работа – по восстановлению города, помощи пострадавшим, обеспечению жителей продуктами, хлебом… Везде ведь была разруха, не только в городах, подвергшихся оккупации. Немцы бомбили и города в тылу, особенно те, где находились крупные заводы. Пострадал и город Горький.

Шуре в тот год предложили съездить с эшелоном в солнечный Узбекистан, отвезти туда горьковские автомобили, как подарок за помощь в Великой Отечественной. К тому времени девушка познакомилась с Михаилом, который только что вернулся с фронта в родную деревню. И они решили отправиться в эту командировку вместе…

Поезд Москва-Ташкент, советское время. Фото из интернета
Поезд Москва-Ташкент, советское время. Фото из интернета

Михаил Галанов

Михаил Галанов родился в 1907 году в деревне Озерки, Сосновского района тогда еще Нижегородской губернии, ставшей после революции Горьковской областью. Озерки находятся в 5-6 километрах от Рагозино, где жила Шурочка – именно это и сблизило впоследствии Михаила и Шуру в большом городе.

О детских годах Миши Галанова известно мало. У него была сестра Татьяна, старше Миши, очень строгая. Михаил проучился 7 классов в школе, потом стал работать, сначала по хозяйству, потом, когда подрос, освоил трактор и устроился трактористом в колхоз.

Женился на местной девушке по большой любви. В семье один за другим появлялись детки. Жили трудно, однако Михаил старался обеспечить детей – их было пятеро. Он хотел вступить в партию, но не успел, освоил профессию токаря, решив устроиться на Горьковский автозавод.

Военное фото Михаила, из семейного архива
Военное фото Михаила, из семейного архива

В 1941-м Михаил работал на заводе – токарь был нарасхват. Но пришло время и ему отправиться на фронт. Галанов Михаил Михайлович был призван в 1944 году. В документах указывается Камызякский РВК, Сталинградской области, Астраханского округа. Но это лишь военно-пересыльный пункт, на самом деле призыв осуществлялся Автозаводским РВК города Горького.

Страница с портала "Память народа". Михаил Галанов - запись выделена красным
Страница с портала "Память народа". Михаил Галанов - запись выделена красным

Михаил оказался в разведке. 77-я отдельная разведывательная рота 15-й стрелковой дивизии. На фронт они прибыли в октябре 1944 года. И практически сразу же Михаил совершил подвиг, за который был награжден орденом «Красная звезда». История подвига изложена в наградном листе, но я возьму на себя смелось изложить ее полностью здесь:

В ночь на 4 ноября 1944 года группе разведчиков в количестве 16 человек была поставлена задача захватить «языка» в районе 1 км юго-восточнее с. Покшивница. Красноармеец Галанов шел первым в левой группе прикрытия. Когда группа захвата завязала рукопашную схватку с немцами, Галанов открыл огонь из автомата по немецкой траншее, не давая возможности немцам оказать помощь слева.
При отходе группы захвата с пленным Галанов прикрывал ее своим огнем, ведя беспрерывный огонь по боевым точкам противника, которые вели огонь по группе захвата.
Наградной лист. Страница на портале "Память народа"
Наградной лист. Страница на портале "Память народа"

За 5 месяцев, которые Михаил провел на фронте, он вместе со своей дивизией прошел путь до Польши. Всего ничего оставалось до Берлина. Но сражения закончились, Михаил вернулся домой.

А дома ждало страшное горе… Его 4 детей умерли от голода. Оказалось, что жена Михаила нашла «новую любовь» и оставила ребятишек. Сейчас, конечно, сложно понять. Почему она решилась на это – из-за голода и трудностей, или же действительно решила полностью изменить свою жизнь с новым мужчиной. Но дети остались одни, без материнской опеки. Его 4 детей от голода замерзли, погибли.

Выжил лишь один, самый старший – которого звали Иваном. Эта история очень смутная, подробности не сохранились. Михаил забрал сына к себе в Горький, в общежитие от завода.

Семья Галановых

Когда он познакомился с Шурой, рассказал ей все: про то, что женат, про смерть 4 детей от голода, про жену, которая ушла к другому, и про то, что выжил один сын, который сейчас живет вместе с ним. Шура все поняла. На то время, пока они ездили в Ташкент, Ваня был определен к братьям и сестрам Шуры, в Рагозино.

Александра Васильевна с дочкой Наташей. Фото из семейного архива
Александра Васильевна с дочкой Наташей. Фото из семейного архива

По возвращению решили сыграть скромную свадьбу, но для начала нужно было оформить развод. Узнав, что сын Ваня живет с отцом, объявилась бывшая, решив, что раз уж Ваня выжил, его надо забрать. Но Михаил добился развода и оставил сына в новой семье. Шура приняла Ваню как родного, хотя была старше его всего на 12 лет.

Семья осталась жить в Горьком, где у Шуры и у Михаила были комнаты в общежитии. Они, как семейная пара, добились совместной комнаты в бараке на Стройплощадке. В 1947 году Шура родила дочку Лидочку, но девочка не выжила – прожив всего 10 дней, умерла. Через год снова роды – тоже девочка, и снова трагедия – малышка была такой слабой, что не протянула и 10 часов… Ее опять назвали Лидой.

В 1949 году третьи роды. На этот раз все прошло хорошо, родилась дочка Наташа, а через 3 года еще одна дочка – Нина.

Нина и Наташа в детстве. Фото из семейного архива
Нина и Наташа в детстве. Фото из семейного архива

Шурочка, теперь уже Александра Васильевна, и Михаил Михайлович продолжили трудиться на Автозаводе, растили дочек. К рождению Нины сын Михаила Иван и сам женился. Через какое-то время в его семье появились дети и Шурочка помогала в их воспитании.

Так и жили – получили квартирку, где ютились всей семьей, поначалу у них жил и Иван с женой. Наталья осуществила мечту матери – стала учительницей русского языка и литературы. Нина же работала в военной части. Но это уже другая история. Михаил Михайлович долгие годы трудился на Автозаводе токарем, про него писали в газетах. Ниже фото из газетной публикации.

-10

Михаила Михайловича не стало в 1981 году на в ночь на 8 марта. А Александра Васильевна пережила мужа ровно на 15 лет, очень скучала по нему, но были другие дела… другие заботы. Ее не стало 7 августа 1996 года. Такова жизнь. Но память о них жива в наших сердцах. Наташа – это моя мама, а Михаил Михайлович и Александра Васильевна – мои бабушка и дедушка.

Я поздравляю их с 80-летием Победы над фашистской Германией и обещаю, что их вклад в историю Великой Победы мы не забудем никогда! Светлая память!

Сопроводительная открытка к награде на 30 лет Победы в Великой Отечественной войне
Сопроводительная открытка к награде на 30 лет Победы в Великой Отечественной войне

Автор статьи: Юлия Носова. Текст написан в рамках проекта «Архивы памяти 1941–1945»