Найти в Дзене

Профессия «учитель» в России на рубеже XX - XXI вв. (проблемная лекция)

Профессия «учитель». Кризис профессии  на рубеже XX - XXI вв. (Проблемная лекция) В советский период учителей и преподавателей относили к прослойке «интеллигенция». Термин «интеллигенция» был зафиксирован в Конституции 1977 года, в ст. 19. https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/ Так в  русской и советской  литературе было принято называть образованных людей, имеющих высшее образование, или стремящихся его получить. Учителей к интеллигенции относили в любом случае, даже без высшего образования. У интеллигенции был принят определенный этический кодекс поведения в обществе. Его связывали с понятием «интеллигентность». Подробнее о термине «интеллигенция» и «интеллигентность» можно узнать в этой статье https://dzen.ru/a/aAnTn7A8ZRvacCjP В перестройку и постсоветский период 1990-х гг. интеллигенция свое значение утрачивает, особенно с началом рыночных реформ и экономического кризиса. В Конституции 1993 года понятие «интеллигенция» отсутствовало. ФЗ «Об о
Оглавление

Профессия «учитель». Кризис профессии  на рубеже XX - XXI вв. (Проблемная лекция)

В советский период учителей и преподавателей относили к прослойке «интеллигенция».

Учителя это интеллигенция

Термин «интеллигенция» был зафиксирован в Конституции 1977 года, в ст. 19. https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/ Так в  русской и советской  литературе было принято называть образованных людей, имеющих высшее образование, или стремящихся его получить. Учителей к интеллигенции относили в любом случае, даже без высшего образования.

У интеллигенции был принят определенный этический кодекс поведения в обществе. Его связывали с понятием «интеллигентность». Подробнее о термине «интеллигенция» и «интеллигентность» можно узнать в этой статье https://dzen.ru/a/aAnTn7A8ZRvacCjP

Учителей приравнивают к обслуживающему персоналу.

В перестройку и постсоветский период 1990-х гг. интеллигенция свое значение утрачивает, особенно с началом рыночных реформ и экономического кризиса. В Конституции 1993 года понятие «интеллигенция» отсутствовало. ФЗ «Об образовании» в редакции 1990 х гг. расценивал учителей как «обслуживающий персонал», что исключало их элитарный статус. Статус учителя из за низких зарплат в 1990-е и 2010-2020 е гг. стал низким и по мнению общества в целом, и мнению родителей, а также в силу развития ювенальной юстиции (комплекс законов по защите прав несовершеннолетних), что привело фактически каждый отсутствию у педагогов у них защиты гражданских прав, формально закрепленных в Конституции РФ . В школах можно наблюдать обыденную картину унижения учителей со стороны детей и их родителей, часто фактически и юридически безнаказанного.

Оценка профессии учителя в СМИ на 2025 год:

В Свердловской области учителям запретили прикасаться к школьникам
УРА.РУ
28 октября

Профессиональная ориентация , задание по специализации СР:

Задание по специализации СР, ПНК, КПНО: вы работаете социальным педагогом в школе. Смоделируйте конфликт между учителем и школьником и пути его решения.

Какие образы в русской литературе были похожи на девиантное поведение современных подростков? Фрагмент из спектакля по Денису Фонвизину

Яндекс — поиск по видео

Три этапа цифровизации первой четверти XXI века:

Серьезный удар по статусу и востребованности профессии учителя и преподавателя нанес, как ни странно, научно -технический прогресс.

Образование вступает в XXI веке в три этапа:

1. Интернет и глобализация (с начала 2000-х гг до  конца 2010-х гг.). Основная проблема для учебного процесса  выглядит следующим образом:

«Зачем нужны уроки и знания учителя, есть можно все найти в Интернете?».

2. Цифровизация ( с конца 2010 -х гг. до сегодняшнего дня) , связан с распространением смарт-технологий. Любую книгу или документ можно прочитать теперь в в смарт-фоне. Любое задание, в том числе тесты по ОГЭ и ЕГЭ можно найти ответы или  решить , набрав запрос в смартфоне. Роль учителя сводится к организаторским и методическим функциям. Учитель становится своего рода «приложением к электронному журналу».

3. Пандемия как промежуточный этап (2020 - 2022 гг.). Неожиданный массовый переход на  дистанционные занятия в 2021 году вызвал революцию в сфере образовательных технологий. Оказалось, что учителя можно "ЗАМЕНИТЬ" на видео-урок, тест, чат или видео-тренажер.   С развитием искусственного интеллекта и нейросетей приводит к углублению кризиса роли учителя в школе и вообще в образовательной системе.Существующие  курсы переподготовки учителей, в том числе дистанционные,  только формально снижают традиционный кадровый дефицит в образовательной системе, но при этом уровень профессионализма педагогических работников неуклонно снижается. Для учителей просто пройти курсы недостаточно без соответствующего опыта работы, педагогической практики и вообще высшего или хотя бы средне-специального профильного образования.

В итоге современный учитель на 2025 г. фактически выполняет роль школьного администратора -воспитателя, задача которого - обслуживание школьного здания, в тч. ремонт, общий надзор за обучающимися, проведение различных внеурочных мероприятий, заполнение электронного журнала и огромного количества документов. Учебный процесс в итоге ведется формально.

Ретроспективный анализ кризиса

Для ретроспективного анализа можно сравнить ситуацию с народными учителями в сельских школах начала XX века в Российской империи https://dzen.ru/a/Y0fBUW0wxG2XmgOy .

В. И. Ленин, А.В. Луначарский и Н. К. Крупская в рамках политики РКП ( б) и ВКП ( б) серьёзно реформировали школы и систему образования после окончания гражданской войны в СССР к 1923 году.