Найти в Дзене
В Движении

Музыка нас связала: советские автомагнитолы, которые "почти" были наравне с западными аналогами

Оглавление

Бытует мнение, что к закату советской эпохи наш автопром безнадёжно отстал от западного в сфере электроники. Взглянув мельком на массовые советские автомагнитолы и радиоприёмники того времени, действительно можно увидеть лишь примитивные кассетники и аналоговые приёмники.

Но копнув глубже, мы обнаружим настоящие жемчужины инженерной мысли, которые по-настоящему удивляли современников своей прогрессивностью.

Главными действующими лицами советского автозвука были несколько ведущих профильных предприятий: Муромский и Сарапульский радиозаводы, подмосковный завод «Звезда» и Гродненский завод в Белоруссии. Именно они в последние годы существования СССР выпустили самые интригующие образцы техники.

Тонар РП-303А

Уникальный и неординарный радиоприёмник Тонар РП-303А, увидевший свет в 1987 году, был детищем Молодечненского радиозавода в Белорусской ССР. Его изюминкой стали встроенные цифровые часы с функцией автоматического включения радио – своеобразный будильник для водителя.

-2

Казалось бы, мелочь, но для тех времён это был настоящий технологический прорыв и пик автомобильной моды!

Часовой механизм реализовали на четырёх миниатюрных светодиодных индикаторах АЛС314А. Высота цифр составляла всего 2,5 мм – разглядеть такие показания на ходу было настоящим испытанием для глаз.

-3

Но какая разница, если это выглядело невероятно стильно! В конце 80-х любая цифровая индикация считалась верхом технологического шика, а интеграция двух устройств в одном корпусе вызывала искренний восторг у прогрессивных автолюбителей.

Диапазоны ДВ, СВ и УКВ в Тонаре переключались "псевдо-сенсорно" – последовательным нажатием одной кнопки. Любопытно, что панель управления выпускалась в двух цветовых вариантах – чёрном и серебристом. По тем временам это была редкая опция – возможность подобрать аудиосистему под цветовую гамму салона!

-4

Шкала настройки тоже выделялась необычным решением. Вместо привычной механической стрелки использовался вакуумно-люминесцентный индикатор специальной разработки.

При вращении ручки настройки светящаяся полоска элегантно перемещалась по шкале, имитируя классический дисплей. Правда, частота на ней обозначалась в условных единицах от 1 до 10, превращая точную настройку на станцию в своеобразный квест.

-5

Такой "псевдо-дисплей" стал воплощением инженерного компромисса. Ведь советская промышленность не располагала производством микросхем-синтезаторов для полноценной цифровой настройки. Требовалось как-то освежить функционал и дизайн приёмников – так и родилось это самобытное решение.

Круиз-203

В 1988 году ленинградский завод «Россия» начал производство революционного для СССР автомобильного радиоприёмника Круиз-203 – первого отечественного аппарата с полноценным цифровым синтезатором частоты, электронной настройкой и памятью на шесть радиостанций!

Характерный утилитарный дизайн передней панели удивительно гармонично сочетался с интерьерами ранних моделей ВАЗ-2108. В «Круизе» впервые появилось "микрокомпьютерное управление", о чём гордо сообщала надпись на корпусе. Главной изюминкой приёмника стало невиданное для советского автолюбителя количество диапазонов, включая целых четыре коротковолновых!

-6

Широкое распространение таких технологически продвинутых приёмников сдерживалось не только дефицитом синтезаторов частоты, но и скудным радиоэфиром – небольшое количество вещающих станций вполне покрывалось возможностями ручной настройки. Большинство водителей годами слушали одну-две любимые волны, так что цифровые удобства, как и стереозвук, оставались для многих излишеством.

Но в «Круизе» короткие волны были не просто прихотью, а настоящей находкой! Ведь их особенность – колоссальная дальность распространения за счёт отражения от ионосферы, что делало их идеальными спутниками для путешествий по бескрайним и малонаселённым просторам Советского Союза.

-7

На Западе же коротковолновые диапазоны в автоприёмниках уже начали уходить в прошлое за ненадобностью – там FM-эфир буквально ломился от разнообразия станций.

К сожалению, «Круиз» тоже не избежал сомнительной экономии – его цифровой дисплей был реализован на тех же миниатюрных сегментных индикаторах АЛС314А со светодиодами диаметром 2,5 мм, что и часы в «Тонаре». Различить такие цифры на солнце и во время движения было практически невыполнимой задачей.

Урал РМ-292

Подлинной короной эволюции отечественной автомобильной аудиотехники стала автомагнитола Урал РМ-292 1991 года выпуска от Сарапульского радиозавода. Этот аппарат стал последней яркой вспышкой оригинальной советской инженерной мысли перед вынужденным переходом завода на отвёрточную сборку азиатских моделей.

-8

«Урал» – единственная советская магнитола с полноценным жидкокристаллическим дисплеем, причём с модной по тем временам янтарной подсветкой. Цифровой тюнер был оснащён синтезатором частоты, памятью на шесть станций и функцией автопоиска.

Кассетная дека уже могла похвастаться автореверсом и переключателем типа ленты. Дизайн почти не уступал аналогам из Японии и Кореи. Внутри устанавливались импортные лентопротяжные механизмы Tanashin или Samsung.

-9

Урал РМ-292 явно опередил своё время, особенно в контексте разваливающегося СССР. Ведь даже у признанных лидеров мирового автопрома первые ЖК-дисплеи появились лишь немногим раньше: на Mercedes S-класса – в 1981 году (магнитолы Becker), а на BMW 5 и 7 серии – в 1984 (также Becker). Но какая пропасть разделяла Штутгарт и Мюнхен с их высокотехнологичной электроникой и Сарапульский завод на краю рушащейся страны!

-10

К сожалению, даже революционный дисплей «Урала» стал жертвой общего технологического отставания. Кристаллы в нём со временем "потекли", сегменты расплылись и погасли – типичная болезнь первых советских ЖК-экранов. С подобными трудностями сталкивались и зарубежные производители, но они преодолели эти проблемы на 5-7 лет раньше.

Заключение

Пусть с задержкой на десятилетие, пусть с неизбежными огрехами и недочётами, но все прорывные технологии в конечном итоге находили воплощение и в наших магнитолах.

-11

С распадом СССР эти самобытные разработки, к сожалению, ушли в прошлое, уступив место незатейливой сборке из импортных комплектующих.