Бытует мнение, что к закату советской эпохи наш автопром безнадёжно отстал от западного в сфере электроники. Взглянув мельком на массовые советские автомагнитолы и радиоприёмники того времени, действительно можно увидеть лишь примитивные кассетники и аналоговые приёмники.
Но копнув глубже, мы обнаружим настоящие жемчужины инженерной мысли, которые по-настоящему удивляли современников своей прогрессивностью.
Главными действующими лицами советского автозвука были несколько ведущих профильных предприятий: Муромский и Сарапульский радиозаводы, подмосковный завод «Звезда» и Гродненский завод в Белоруссии. Именно они в последние годы существования СССР выпустили самые интригующие образцы техники.
Тонар РП-303А
Уникальный и неординарный радиоприёмник Тонар РП-303А, увидевший свет в 1987 году, был детищем Молодечненского радиозавода в Белорусской ССР. Его изюминкой стали встроенные цифровые часы с функцией автоматического включения радио – своеобразный будильник для водителя.
Казалось бы, мелочь, но для тех времён это был настоящий технологический прорыв и пик автомобильной моды!
Часовой механизм реализовали на четырёх миниатюрных светодиодных индикаторах АЛС314А. Высота цифр составляла всего 2,5 мм – разглядеть такие показания на ходу было настоящим испытанием для глаз.
Но какая разница, если это выглядело невероятно стильно! В конце 80-х любая цифровая индикация считалась верхом технологического шика, а интеграция двух устройств в одном корпусе вызывала искренний восторг у прогрессивных автолюбителей.
Диапазоны ДВ, СВ и УКВ в Тонаре переключались "псевдо-сенсорно" – последовательным нажатием одной кнопки. Любопытно, что панель управления выпускалась в двух цветовых вариантах – чёрном и серебристом. По тем временам это была редкая опция – возможность подобрать аудиосистему под цветовую гамму салона!
Шкала настройки тоже выделялась необычным решением. Вместо привычной механической стрелки использовался вакуумно-люминесцентный индикатор специальной разработки.
При вращении ручки настройки светящаяся полоска элегантно перемещалась по шкале, имитируя классический дисплей. Правда, частота на ней обозначалась в условных единицах от 1 до 10, превращая точную настройку на станцию в своеобразный квест.
Такой "псевдо-дисплей" стал воплощением инженерного компромисса. Ведь советская промышленность не располагала производством микросхем-синтезаторов для полноценной цифровой настройки. Требовалось как-то освежить функционал и дизайн приёмников – так и родилось это самобытное решение.
Круиз-203
В 1988 году ленинградский завод «Россия» начал производство революционного для СССР автомобильного радиоприёмника Круиз-203 – первого отечественного аппарата с полноценным цифровым синтезатором частоты, электронной настройкой и памятью на шесть радиостанций!
Характерный утилитарный дизайн передней панели удивительно гармонично сочетался с интерьерами ранних моделей ВАЗ-2108. В «Круизе» впервые появилось "микрокомпьютерное управление", о чём гордо сообщала надпись на корпусе. Главной изюминкой приёмника стало невиданное для советского автолюбителя количество диапазонов, включая целых четыре коротковолновых!
Широкое распространение таких технологически продвинутых приёмников сдерживалось не только дефицитом синтезаторов частоты, но и скудным радиоэфиром – небольшое количество вещающих станций вполне покрывалось возможностями ручной настройки. Большинство водителей годами слушали одну-две любимые волны, так что цифровые удобства, как и стереозвук, оставались для многих излишеством.
Но в «Круизе» короткие волны были не просто прихотью, а настоящей находкой! Ведь их особенность – колоссальная дальность распространения за счёт отражения от ионосферы, что делало их идеальными спутниками для путешествий по бескрайним и малонаселённым просторам Советского Союза.
На Западе же коротковолновые диапазоны в автоприёмниках уже начали уходить в прошлое за ненадобностью – там FM-эфир буквально ломился от разнообразия станций.
К сожалению, «Круиз» тоже не избежал сомнительной экономии – его цифровой дисплей был реализован на тех же миниатюрных сегментных индикаторах АЛС314А со светодиодами диаметром 2,5 мм, что и часы в «Тонаре». Различить такие цифры на солнце и во время движения было практически невыполнимой задачей.
Урал РМ-292
Подлинной короной эволюции отечественной автомобильной аудиотехники стала автомагнитола Урал РМ-292 1991 года выпуска от Сарапульского радиозавода. Этот аппарат стал последней яркой вспышкой оригинальной советской инженерной мысли перед вынужденным переходом завода на отвёрточную сборку азиатских моделей.
«Урал» – единственная советская магнитола с полноценным жидкокристаллическим дисплеем, причём с модной по тем временам янтарной подсветкой. Цифровой тюнер был оснащён синтезатором частоты, памятью на шесть станций и функцией автопоиска.
Кассетная дека уже могла похвастаться автореверсом и переключателем типа ленты. Дизайн почти не уступал аналогам из Японии и Кореи. Внутри устанавливались импортные лентопротяжные механизмы Tanashin или Samsung.
Урал РМ-292 явно опередил своё время, особенно в контексте разваливающегося СССР. Ведь даже у признанных лидеров мирового автопрома первые ЖК-дисплеи появились лишь немногим раньше: на Mercedes S-класса – в 1981 году (магнитолы Becker), а на BMW 5 и 7 серии – в 1984 (также Becker). Но какая пропасть разделяла Штутгарт и Мюнхен с их высокотехнологичной электроникой и Сарапульский завод на краю рушащейся страны!
К сожалению, даже революционный дисплей «Урала» стал жертвой общего технологического отставания. Кристаллы в нём со временем "потекли", сегменты расплылись и погасли – типичная болезнь первых советских ЖК-экранов. С подобными трудностями сталкивались и зарубежные производители, но они преодолели эти проблемы на 5-7 лет раньше.
Заключение
Пусть с задержкой на десятилетие, пусть с неизбежными огрехами и недочётами, но все прорывные технологии в конечном итоге находили воплощение и в наших магнитолах.
С распадом СССР эти самобытные разработки, к сожалению, ушли в прошлое, уступив место незатейливой сборке из импортных комплектующих.