Тут в ТГ-каналах стали высказываться по теме последних инициатив Трампа перекрыть кран долларовых денег по линии USAID в ЮАР. Думаю, вставлю пять рандов (нацвалюта ЮАР) и я.
На первый взгляд всё логично: само агентство упраздняют по причине невозможности реформировать главный мировой "сбродокошелёк", о чем ежедневно нам сообщает в своей соцсети Илон Маск, так что под раздачу попадают и гуманитарные программы типа борьбы с ВИЧ/СПИД в ЮАР. А с другой, появилась хорошая возможность припомнить дряхлеющей и теряющей популярность правящей партии АНК о том, что этот уютный политикум сегодня стал таким же дискриминационным режимом, как и в своё время апартеид, с которым пол жизни боролся Нельсон Мандела. С формальной точки зрения Трамп с Маском правы: любые законодательные инициативы правительства в Претории в части реституции земли, особенно без компенсации, являются дискриминационными. По факту земля просто изымается у успешных фермеров и передаётся в управление "уязвимым слоям населения", у которых нет ни должного опыта, ни желания, ни даже прав распоряжаться этой территорией. Такое простое и банальное раскулачивание из стремления потрафить маргиналам, потому что выборы, а поддержка падает. И никакого восстановления исторической справедливости здесь нет.
Напомню, что первые европейские колонисты стали заселять район современного Кейптауна с середины 17 века, за 150 лет распахав и засеяв территорию половины современных Западно-капской и Восточно-капской провинций ЮАР, не встретив при этом ни одного представителя туземной негройдной расы вплоть до конца 18 начала 19 века.
Да, справедливости ради, "свободные бюргеры" с первых своих дней на Африканском континенте были в контакте с местными племенами - светлокожими готтентотами, а также кочевыми койсанскими племенами. Первые полностью ассимилировались ещё к середине 20 века, а вторые или до сих пор ведут первобытный образ жизни (сан) или давно стали горожанами, поскольку исторически никогда не занимались сельским хозяйством.
С первыми же не завозными (в качестве рабов британской колониальной администрации) чёрными европейские колонисты по-настоящему встретились уже в ходе "Великого трека" - массового исхода в 19 веке буров из под власти англичан на северо-восток через дракенбергские/готтентотские горы и пустыню Каруу. Параллельно чёрные, представители племён банту, в основном воинственные зулусы, спускались на юг Африки из современных Зимбабве с Мозамбиком в поисках нового жизненного пространства. По итогам серии кровопролитных столкновений, самым известным из которых является битва на Кровавой реке 1838 года, начали формироваться границы будущих бурских республик - Трансвааля, а также Оранжевого свободного государства, и ареала обитания банту (современная восточная и юговосточная часть ЮАР). Таким образом, строго говоря, и бывшие европейские фермеры и племена банту являются созахватчиками 2/3 территории современной ЮАР. А оставшаяся 1/3 исторически, т.е. всегда, до сменщиков Манделы на посту президента страны, считалась "родиной" "белого племени". А Кейптаун до сих пор в народе называют Mother city ("Мать городов Африки", потому что понятно откуда и от кого пошёл сегодняшний вектор развития этого региона).
Поскольку у зулусов (банту в целом) и койсанских племён никогда своей письменности не было, равно как и понятий "право собственности" и "недвижимого имущества", то даже в формате 2/3 территории ЮАР ни о какой реституции речи идти не может в принципе, потому что нет никакой возможности доказать, что до белых фермеров конкретной территорией владел кто-то из банту. От бантустанов или "хоумлендов" (специально выделенных территорий для компактного проживания) чёрные отказались ещё в 1994 году после падения апартеида, потому что не нужно было. Но через несколько лет после Манделы вдруг стали нужны земли зажиточных белых фермеров. Но для требования этих земель кроме "хочу" и "дай", потому что я жертва апартеида, который к периоду заселению ЮАР в 17-19 веках никакого отношения не имеет, нужно иметь что-то ещё, о чём и заявили Трамп с Маском. В общем любопытно, послежу.