В увесистой книге-биографии Пола Крюгера - первого президента ЮАР (1883-1902 гг.) по итогам объединения Трансвааля и Оранжевого свободного государства на волне победы в первой англо-бурской войне (1880-1881 гг.) - была следующая забавная история с участием готтентота.
Исторически у буров (белых колонистов) именно с чёрными племенами были сложные отношения, хотя большинство выступило на их стороне в ходе второй англо-бурской войны (1899-1902 гг.), за что и пострадали от британской короны. Но это другая история. С чёрными буры впервые столкнулись спустя 120 лет своего пребывания в Капской колонии, когда во второй половине 18 века, преодолев Готтентотские и Драконовы горы, первые колонисты вышли на плато Каруу. Там-то их коммандос (вооружённые разведчики) схлестнулись со спускающимися со стороны современного Зимбабве зулусами и иными племенами группы банту.
Однако колонистам с первых дней хорошо были знакомы готтентоты, жившие обособленно на территории нескольких сотен километров вокруг современного Кейптауна. С ними у белых изначально сложились в целом нормальные отношения: в обмен на защиту от других племён, а также за постоянный доступ к мясу, т.е еде (кочевая жизнь была трудна), готтентоты стали пастухами и следопытами у колонистов. Очень быстро туземцы освоили как надо балакать на верхнем голландском диалекте (основной язык переселенцев из Европы), научились пить, курить и носить европейскую одежду. Многие даже приняли христианство. В силу изначальной малочисленности, часть готтентотов погибла от завезённых европейцами болезней, часть спилась, а часть вступила в межрасовые отношения, фактически создав новый субэтнос - бастеров. К слову, оные в рамках культурной автономии сохранились лишь в современной Намибии, хотя в 19 веке у них даже было своё окологосударственное образование Гриквалэнд, в западной части современной ЮАР.
Так вот, притёршись друг к другу готтентоты со временем стали своего рода Санчо Пансами при бурах - не друзьями, конечно, а скорее доверенными слугами-помощниками. В 18-19 веках у бурских фермеров и в домах зажиточных горожан считалось хорошим тоном иметь готтентотскую прислугу, в отличие от британцев, которые для всех видов работ использовали завезённых из центральной Африки чёрных рабов. Такая готтентотская прислуга была и у Пола Крюгера.
До самого начала второй англо-бурской войны его дом (на фото), находившийся западнее центра Претории - столицы сначала Трансвааля, а затем и всей ЮАР - всегда был открыт для любого гражданина республики. Многих он принимал не формально, а как полагается, с чаем и посиделкам, разговорами за жизнь и т.д. Голландские дипломаты, аккредитованные в Претории отмечали, что дом президента фактически никогда не охранялся, а также не имел высокого забора. С одной стороны, они объясняли это необычайной скромностью "дядюшки Пола" - именно так в народе называли президента страны, - а с другой, удивлялись заведённым порядкам буров, у которых буквально всё и всегда было "на доверии". Однако несмотря на такое положение вещей и дом Пола Крюгера периодически привлекал мелких жуликов.
Продолжение ⬇️⬇️⬇️
ЛИ́НДРЕ 🫧
2 минуты
25 августа 2024