Сегодня на ФИПИ выложили один из вариантов досрока ЕГЭ 2025, так называемый Открытый вариант. Такие варианты выкладывают без ответов. Я прорешала этот вариант для вас и дала подробные объяснения к ответам. Будет полезно и учителям, и ученикам.
Сочинение разобрала в отдельной статье.
Задание 1.
Нам нужно указательное местоимение. Указательное местоимение помогает нам показать на что-то условно пальцем (это, то, этот, тот, такой, столько). В данном случае мы указываем на освещение знакомого явления по-новому, то есть мы указываем на ЭТО.
Ответ: это
Задание 2.
Попробуем сначала сами дать определения словам из текста.
1. Осветить явление – объяснить, разъяснить, дать информацию
2. Масса описаний – большое количество
3. Чужие высказывания – не свои
4. На поверхностный взгляд – суждение, мысль
5. Вопрос синтаксиса – проблема
А теперь сравним с тем, что дано в вариантах. Явно видно, что 1-3 не подойдут, а вот 4-5 – верные, совпадают с нашими определениями.
Ответ: 45
Задание 3.
Определяем стиль текста. В данном случае – научный.
Анализируем утверждения:
1. Авторская оценка – это публицистика, а у нас научный. Неверно.
2. Книжная лексика, отвлеченность, обобщенность характерны для научного стиля. Примеры в скобках верные. Верно.
3. Термины и терминологические сочетания характерны для научного стиля. В скобках реально даны термины. Верно.
4. Язык худ.литературы – сразу мимо, у нас научный стиль. Неверно.
5. Особенности книжной речи (научный – это точно книжная речь): отглагольные сущ есть (примеры в скобках верные). Конструкции с обособленными членами есть (например, причастный оборот «явление, представлявшееся частным и второстепенным»), сложноподчиненные предложения есть («модификаций, которые мы встречаем в языке»). Верно.
Ответ: 235
Задание 4.
мозаИчный
еретИк
приручЕнный (у причастий суффиксы ударные)
дОверху
чЕрпать (у глаголов обычно на конец ударение, но это исключение).
Ответ: 145
Задание 5.
Сравнительный анализ, а не сравнимый.
Яндекс Нейро сформулировал разницу как нельзя лучше:
Сравнимый описывает объект, который можно сравнить, сопоставить с чем-либо, а сравнительный — процесс или результат такого сравнения.
Ответ: сравнительный
Задание 6.
Нужно исключить лишнее слово, значит, у нас тут что-то типа «масло масляное».
В данном случае «положительные достоинства» - такое выражение. Достоинства – это уже положительное что-то. Значит, нужно оставить только слово "достоинства".
Ответ: положительных
Задание 7.
Лягте на спину будет корректным вариантом.
Обратите внимание, что «в одной кроссовке» - верно, кроссовка – женский род, как и туфля, бахила и некоторая другая обувь. Кто больше любит разную обувь? Женщины. Вот эти слова и получили женский род.
Ответ: лягте
Задание 8.
А. Деепричастный оборот есть в 1 и 4 предложениях.
Деятель у деепричастия и у сказуемого должен быть один, ведь деепричастие – это добавочное действие к основному.
В 1 предложении у нас деепричастный оборот «обнаружив в кометах вещества», а гр.основа – возникло предположение. Явно видно, что деятели разные. У деепричастия – это ученые, а у сказуемого - предположение. Это неверно.
А – 1
Б. Косвенная речь есть в 3 предложении. В ней есть местоимение «я», что неверно. Мы передаем чужую речь, значит, для нас тот человек, чьи слова мы передаем, уже третье лицо. Должно быть так: «Печорин признавался, что он…».
Б – 3
В. В предложении 2 есть словосочетание «нехарактерные обезьянам». Это неверно, так как «нехарактерные» требует предлога «для» (для кого?).
В – 2
Г. Приложение есть в 5 и 9 предложениях. В 5 оно стоит в косвенном падеже и не имеет родового слова. Это верно. А вот в 9 у него есть родовое слово, так что оно должно быть в Им.п.
Г – 9
Д. В предложении 6 есть однородные сказуемые с общим дополнением, однако данные нам глаголы требуют разного падежа, поэтому не могут иметь общего дополнения.
Воспринимают (что?) и думают (о чем?) о жизни – неверно
Воспринимают жизнь и думают о ней – верно, так как каждому глаголу дали слово в нужной ему форме
Д – 6
Ответ: 13296
Задание 9.
1) бАгровый - непр, диапАзон - непр, (смотреть) искОса - кОсо
2) (предвыборная) кАмпания – в значении ряд действий, загромОждать - громОздко, тОмительный - тОмно
3) барЕльеф - непр, блЕстящий – нет суффикса А, сомнЕваться - сомнЕние
4) обрАмление - рАмка, симпАтичный - симпАтия, рАвнина – искл (по значению должно быть «ровн», так как равнина – это ровное место, но пишем рАвнина)
5) сжИмать (кулак) – есть суффикс А, прочИтать (книгу) – есть суффикс А, чИстота (помещения) – чИсто
Ответ: 345
Задание 10.
1) поДвеска (с изумрудом), наДставить (платье), преДзащита (диссертации) – неизменяемые приставки
2) подЫграть, предЫнфарктное (состояние) – после русских приставок на согласную меняем И на Ы, межИнститутский – после меж и сверх пишем И
3) предЪюбилейный, обЪёмный – после приставок на согласную перед Е Ё Ю Я пишем Ъ, вЬюга – в корнях перед Е Ё Ю Я И пишем Ь
4) прИстанище - приближение, прИстыдил (друга) – слегка, неполное действие, прИволье (вокруг) – словарное слово
5) неСдобный (пирог) – приставка НЕ и отдельно приставка С, она неизменяемая, раЗгореться, воЗдержание (от пищи) – приставки на з/с, пишем з, так как дальше идет звонкая согласная
Ответ: 14
Задание 11.
1) щаве́лЕвый, гру́шЕвый – без ударения пишем суффикс ЕВ
2) обезводИли (землю) – действие переходит на дополнение (земля испытывает на себе его эффект), значит, глагол переходный, пишем И, лелеЯть (ребёнка) – нужно выучить глаголы на ЯТЬ
3) милостИвый - искл, толщИна - неизменяемый
4) издавнА, (посмотреть) направО – из окнА, на окнО
5) ко́вшИк – нет ковшика, буква не выпала, пишем И, чере́шЕнка – черешня, изначально буквы И не было, значит, пишем Е
Ответ: 13
Задание 12.
1) ненавидЕвший – ненавидЕть, перед ВШ сохраняем гласную инфинитива, засте́лЕм (постель) – застелить, искл, 1 спр, могут быть буквы ЕУЮ
2) настоЯнный (чай) – настоЯть, перед НН сохраняем А/Я, залаЯвшая (собака) – залаЯть, перед ВШ сохраняем гласную инфинитива
3) вылетИшь – приставку ВЫ убираем, получается ударное окончание, слышИм – слышать, искл, 2 спр, могут быть буквы ИАЯ
4) неприемлЕмый, движИмый – искл, надо запомнить
5) (море) рокочЕт – рокотать,1 спр, могут быть буквы ЕУЮ, (журавль) курлычЕт – курлыкать, 1 спр, могут быть буквы ЕУЮ
Ответ: 1235
Задание 13.
1. Несмотря ни на какие трудности – значение «вопреки», пишем слитно
2. Вовсе не жаркий – есть вовсе, пишем раздельно
3. Не сули – глагол, раздельно
4. Еще не скрытое облаками – причастный оборот, раздельно
5. Нимало не огорчит – наречие на О, слитно
Ответ: 234
Задание 14.
1. К вечеру – сущ с предлогом, раздельно
Сумка тоже намокла (И сумка намокла) – союз, слитно
2. Отсюда – слитно
Поскорее – слитно
3. Отчего=почему – слитно
Так же, как – раздельно
4. Следил за тем, чтобы – ук.местоимение с предлогом, раздельно
Чтобы – союз, слитно
5. Вообще – слитно
Вполсилы – слитно
Ответ: 25
Задание 15.
Временных – прилагательное от слова «время», слово на «мя», пишем НН
Торжественно – наречие от прилагательного «торжественный», в котором НН, так как торжество + енн
Вселенную – существительное, которое раньше было причастием, именно этим и объясняется НН в нем (бывшее причастие от глагола «вселить», совершенный вид, пишем НН)
Поистине – наречие от слова «истина», в котором одна Н
Ответ: 123
Задание 16.
1) С утра все ждали половодья, и к обеду вода в реке поднялась. – ССП без общего члена
2) Ствол дерева хотя и стремится вверх, но очень медленно. – двойной союз «хотя и …, но»
3) Мы обратились к роману Ф.М. Достоевского, долго обсуждали произведение и решили перечитать некоторые эпизоды. – однородные члены без союза разделяются запятой
4) Солнечные лучи не только высушили все капли на стекле, но и нагрели его. – двойной союз «не только…,но и»
5) Сегодня на улице пасмурно, и морозно, и ветрено. – повторяющийся союз И, ставим запятые после каждого одн.члена, кроме последнего
Ответ: 1234
Задание 17.
Лежнев встал, запер дверь (1) и (2),вернувшись к столу (3), сел прямо напротив Рудина (4), тихонько опершись подбородком на обе руки.
234 – обособили деепричастные обороты
Ответ: 234
Задание 18.
Стало быть, (1) этот немец (2) теперь (3) выезжает. Значит, (4) на четвёртом
этаже остаётся (5) только (6) одна старухина квартира занятая.
Стало быть и значит – вводные слова, они равны слову «следовательно». Теперь и только – не вводные слова.
Ответ: 14
Задание 19.
Разделяем запятыми части СПП. 4 и 5 не нужны запятые, так как придаточные однородные (установите (что?), от какого слова… и какой суффикс…). По правилу однородных конструкций, если они соединены неповторяющимся союзом И, запятая не нужна.
Ответ: 123
Задание 20.
Просто отделяем части сложного предложения друг от друга.
Ответ: 123
Задание 21.
1. Обособленное определение (причастный оборот)
2. Однородные члены
3. СПП (союзное слово «из которых»)
4. –
5. –
6. –
7. Вв.слово (впрочем)
8. СПП (союзное слово «которое»)
Ответ: 38
Задание 22.
А) Здесь есть риторическое восклицание «Что за ерунда!» и парцелляция (вопрос «Я вам дал телефон?» расчленен на разные предложения). Так как в списке есть только парцелляция, выбираем ее.
Б) Синие просторы не видят себя – неодушевленное выполняет действие одушевленного. Олицетворение.
В) Противопоставляются они и я. Антитеза.
Г) Текут (чем?) рекой. Сравнение, выраженное формой Тв.падежа.
Д) Видим подчеркнуты согласные, значит, это аллитерация.
Ответ: 65312
Задание 23.
1. Верно, предложение 16
2. Неверно, его внимание привлекли другие цветы
3. Неверно, предложение 39
4. Верно, предложения 35-36
5. Верно, предложения 9-10
Ответ: 145
Задание 24.
1. Верно, есть такие описательные конструкции: «неживая чернота сопок», «призрачным дымком». Этого достаточно, чтобы сказать, что есть элементы описания.
2. Верно, в предложении 10 описано место рождения рек, а в предложении 11 дана добавочная информация об этом месте – «блаженная, вечная тишина».
3. Неверно, 33 следствие из 34 (Они слишком много перенесли, поэтому не доверяют миру), а в утверждении указано наоборот.
4. Верно, 38 – не было ни одного деревца, 39 – сплошные леса, есть союз А.
5. Неверно, это описание.
Ответ: 124
Задание 25.
Ответ: тонки толсты
Задание 26.
Начнем с поиска союза. Он есть в начале предложений 4 и 7. Далее ищем частицу. Она есть в 4 предложении («вот»), но нет в 7. Уже понимаем, что в ответ пойдет 4. Лексический повтор тут «солнце-солнце», а форма слова – «сопка-сопки».
Ответ: 4
Итоги
Вариант показался мне средним по сложности, некоторые задания были очень легкими, а в некоторых попадались коварные исключения, что может осложнить задачу ученикам. Но ничего из ряда вон выходящего я тут не увидела.
Если вам интересно почитать разбор сочинения из этого варианта - вот статья.
Делитесь своими впечатлениями: как вам вариант?