Приветствую, друзья! Очевидно, что российскому рынку не хватает настоящих рамных внедорожников, которые всегда пользовались спросом. После ухода мировых брендов выбор сильно оскудел. Не считая российских машин, официально можно купить только китайские модели.
Например, есть внедорожники Tank, Haval, Great Wall и ряд других менее известных. Но китайцы только начинают захватывать российский авторынок и в дальнейшем привезут немало новых машин, в том числе настоящих внедорожников. Одну новинку, которая непосредственно связана с Китаем, мы сегодня разберём. Интересна она тем, что выпускать её будут на заводе УАЗ.
В конце 2025 года на российский рынок выйдет Sollers ST9 — семиместный внедорожник, который не только обещает стать флагманом отечественного автопрома, но и раскрывает новые грани сотрудничества России и Китая. А ещё у него есть «брат-близнец» под именем JAC JS9. Разбираемся, что скрывает эта пара и почему её стоит ждать.
История Sollers ST9 начинается с пикапа JAC T9 — флагманской модели китайского бренда, которую в России уже знают. В 2023 году компания Sollers, владеющая заводом УАЗ, заключила партнёрство с JAC, чтобы локализовать производство пикапов в Ульяновске.
Но на этом решили не останавливаться. Инженеры взяли за основу платформу T9 и «достроили» её до полноценного внедорожника, добавив закрытый кузов, третий ряд сидений и адаптировав технику под российские реалии. Так появился ST9 — первый за десятилетия крупный рамный внедорожник, который будет собираться в России.
Интересно, что китайцы параллельно разработали свою версию — JAC JS9. Это практически та же машина, но с небольшими отличиями в дизайне и настройках. Обе модели используют общую платформу, двигатели и трансмиссию, но целевая аудитория у них разная: Sollers ST9 ориентирован на российский рынок с акцентом на локализацию, а JAC JS9 — на глобальные продажи.
Sollers ST9 сложно назвать «красавцем» — это машина для тех, кто ценит функциональность. Дизайн фронтальной части почти полностью повторяет пикап JAC T9: массивная решётка радиатора с горизонтальными полосами, двухуровневые фары (светодиодные ходовые огни сверху, основные фары ниже) и мощный бампер с защитой из чёрного пластика.
Однако сзади начинаются отличия: вместо кузова с открытой грузовой площадкой — закрытый пятидверный кузов с вертикальной задней дверью и запаской на «пятой двери». Задние стойки сделали шире, чтобы увеличить пространство в салоне, а линия крыши слегка приподнята для удобства третьего ряда.
Габариты впечатляют: длина около 5,3 метров, ширина — почти 2 метра, колёсная база — 3,1 метра. Это ставит ST9 в один ряд с Haval H5 и другими крупными внедорожниками. Клиренс заявлен на уровне 210 мм, но для России его могут увеличить — всё-таки дороги диктуют свои условия.
По бокам — расширенные колёсные арки с чёрным пластиком, боковые пороги и 18-дюймовые диски в базе. Защита элементов днища, крепления для лебёдки и возможность установки дополнительного света делают ST9 готовым к серьёзным приключениям.
На данный момент интерьер внедорожника официально не раскрыт, но далеко ходить не надо чтобы понять каким он будет. С большой вероятностью внутри Sollers ST9 будет копией пикапа T9: цифровая «приборка» 12.3 дюйма, вертикальный 10-дюймовый экран мультимедиа с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, двухспицевый руль с кнопками управления. Материалы — преимущественно пластик, но в топовых комплектациях обещают кожаную отделку и мягкие вставки.
Главное отличие от пикапа — трёхрядный салон на семь мест. Второй ряд — раздельные кресла с регулировкой угла наклона и подогревом, третий ряд — полноценные места для взрослых, хотя и с ограниченным пространством для ног.
В пятиместном режиме багажник вмещает до 950 литров, но если сложить все ряды, получится почти плоский пол объёмом под 2000 литров — хватит для перевозки крупногабаритных грузов.
Для России салон ST9 обещают адаптировать: усиленная шумоизоляция, подогрев всех сидений, климат-контроль на три зоны и даже проекционный дисплей. Впрочем, финальный список опций станет ясен ближе к старту продаж.
Под капотом Sollers ST9 — знакомый по пикапу T9 2-литровый бензиновый турбодвигатель мощностью 200 л.с. и 390 Нм крутящего момента. Для внедорожника его немного «придушили», чтобы снизить расход топлива, но обещают, что динамика останется на уровне.
В паре с мотором работает 8-ступенчатый гидромеханический «автомат» — надёжная и проверенная коробка, которая уже используется в других моделях Sollers.
Полный привод — part-time с жёстко подключаемой передней осью. Раздаточная коробка BorgWarner предлагает понижающую передачу для бездорожья, а блокировка заднего дифференциала поможет выбраться из грязи.
Подвеска — зависимая рессорная сзади (как у пикапа), но с доработанными амортизаторами для комфорта. Водитель может выбрать один из нескольких режимов: «Снег», «Песок», «Эко» и «Спорт».
Позже в гамме появится дизельная версия с 2-литровым турбомотором, который уже локализуют в России для обновлённого УАЗ Патриот. Мощность — около 150 л.с., но главное — высокий крутящий момент и экономичность.
Sollers ST9 явно нацелен на поклонников больших внедорожников, которые устали ждать обновления УАЗ Патриот. Его прямые конкуренты — Haval H5 (от 3.7 млн рублей), Oting Paladin (от 3,8 млн рублей). Преимущество ST9 — локализация: производство в Ульяновске, доступность запчастей и сервиса. Кроме того, семиместный салон и рамная конструкция дают ему формат «семейного экспедиционника».
Любопытно, что JAC JS9, несмотря на идентичную начинку, будет позиционироваться иначе. У него другой дизайн решётки радиатора, пятиместный салон и, возможно, более богатое оснащение. Но главное отличие — цена.
Если ST9 за счёт локализации может стартовать от 3-4 млн рублей, то JS9 в качестве импортной модели потянет на 4-5 млн. Впрочем, всё зависит от курсов и политики производителей.
Зачем рынку два клона?
Ответ — в стратегии Sollers и JAC. Китайский бренд хочет укрепиться в России, но знает, что часть аудитории скептически относится к «восточным» маркам.
Выпуск ST9 под российским брендом, с адаптацией под местные условия и сборкой в Ульяновске, помогает привлечь консервативных покупателей. JAC JS9, в свою очередь, рассчитан на тех, кто готов платить за «оригинал» с более премиальным дизайном.
Кроме того, Sollers ST9 получит турбодизель и, возможно, другие опции, которых не будет у JS9. А ещё — собственную гарантийную программу и сервисную сеть УАЗ.
Что в итоге
Успех ST9 под вопросом. Во-первых, последние годы показали, что российский потребитель с недоверием относится к китайским машинам с российским шильдиком.
Во-вторых, остаются вопросы: как поведёт себя рессорная подвеска на асфальте, хватит ли мощности 200-сильного мотора для такого гиганта, и не окажется ли цена слишком высокой. Но сам факт появления такой модели — сигнал, что рынок ждёт альтернативу импортным SUV и устаревшим Уазам.
Если Sollers поставит ценник ниже конкурентов, обеспечит качественное производство, обслуживание и гарантию, то у машины есть шанс. Ведь по большому счёту выбора у людей с небольшим бюджетом не осталось, поэтому приходится присматриваться к тому что есть.