В продолжение темы компоновок отечественных пассажирских лайнеров, начатых здесь и здесь, предлагаю вашему вниманию компоновочные схемы пассажирских салонов самолётов Ил-18. Их в своё время нашёл и подарил общественности Юлий Кудрявцев, много лет восстанавливающий Ил-18В СССР-75737 в музее в Монино, за что ему огромное спасибо.
Эти чертежи не полны. Не хватает, например, вариантов на 94 и 100 мест. Возможно, потому, что они были спроектированы в самом начале шестидесятых годов, до того момента, когда салоны 94 и 100 ещё не были предложены к эксплуатации. А про варианты на 48 и 111 кресел я вообще не слышал до появления этого альбома.
В данном альбоме приведены компоновки только для трёхсалонных Ил-18: Ил-18В, Ил-18Д и Ил-18Е.
Итак,
Смешанный вариант на 48 пассажирских мест. В первом и третьем салонах обычные кресла туристического класса 3+2. А во втором салоне кресла первого класса. Размещение 2+2, большой шаг, всего на 24 пассажира (в стандартном варианте на 89 мест во втором салоне размещается 50 кресел).
В серию не пошла. И потому, что в те годы не было авиалиний, для которых пригодились бы такие большие объёмы «первоклассных» провозных мощностей. И потому, что второй салон в силу своей шумности наименее подходит для размещения сидений повышенного комфорта.
Вариант на 64 пассажирских кресла. Стандартные МГА-шные диваны с большим шагом. Предлагались как на экспорт, так и для обслуживания высших гражданских и военных лиц государства. Число выпущенных экземпляров мне неизвестно.
Варианты на 73 и 78 пассажирских кресел для обслуживания международных линий Аэрофлота. Первый вариант в серию не пошёл. Второй вариант устанавливался на самые первые серийные Ил-18 модификации «В», поставлявшиеся в 63-й авиаотряд ТУ МВЛ с 1960 года, машины СССР-75711, -75714, -75718, -75719, -75722. При дальнейшей передаче этих машин из Шереметьево на внутрисоюзные линии, салоны переделывались в 89 и 100 мест.
Варианты на 84 и 105 пассажирских кресел для обслуживания международных линий Аэрофлота. Первый вариант устанавливался на первые серийные Ил-18 модификации «В», поставлявшиеся в 63-й авиаотряд ТУ МВЛ и 67-й авиаотряд Ленинградского УГВФ с 1960 года, машины СССР-75713, -75715, -75720 -75723. В дальнейшем, в 1967-1968 гг. в слегка изменённом виде на 85 кресел вернулся на «международку». Салоны на 85 мест с завода устанавливали на Ил-18Д для ТУМВЛ (ЦУМВС) СССР-75433, -75450, -74256, -74257, --74258, -74260, -74261, -74262, -74263 и -74264.
Второй вариант в серию не пошёл.
Варианты на 89 и 111 пассажирских кресел для обслуживания внутрисоюзных линий Аэрофлота. Первый – самый распространённый вариант. В 1960-1966 гг. 89-местных машин было выпущено несколько сотен, первый Ил-18В СССР-75710, последний – Ил-18Д СССР-75439. Многие машины в неизменном виде долетали до середины восьмидесятых годов.
Второй вариант в серию не пошёл. Вместо него существовал похожий по компоновке вариант на 110 кресел. 110-местные салоны устанавливали только после ремонта в Быково и Ташкенте, заменяя им старый, 89-местный. Машины с салоном на 110 мест отправлялись на самые загруженные авиалинии небольшой протяжённости СССР в Ригу, Внуково и Ленинград, где их ставили на направления в Адлер, Волгоград, Запорожье, Кишинёв, Луганск, Минеральные Воды, Одессу, Симферополь, Сухуми, Тбилиси, Уфу и др.
Всего было переделано 26 самолётов, номера СССР-75725, 75828, 75881, 75884, 75885, 75886, 75887, 75500, 75501, 75502, 75503, 75504, 75505, 75506, 75507, 75509, 75510, 75511, 75527, 75552, 75554, 75556, 75557, 75558, 75559, 75402.
Со второй половины шестидесятых годов 110-местные Ил-18 передавались из Москвы, Ленинграда и Риги и в другие авиапредприятия страны.
Предыдущие статьи на тему:
Компоновки самолётов Ту-154 во времена СССР, часть 1
Компоновки самолётов Ту-154 во времена СССР, часть 2
Компоновки салонов самолётов Ту-134
Спасибо за внимание.