В 1947 году в военном руководстве решили обновить парк имеющихся на вооружении разведывательных автомобилей, и поэтому спустили заказ на разработку новой универсальной боевой машины, способной заменить собой все имеющиеся на вооружении автомобили Daimler.
История создания
Стоявшие на вооружении в годы Второй Мировой войны бронеавтомобили неоднократно демонстрировали свою эффективность, поэтому их держали на вооружении – мало ли, разведку боем провести или диверсию в тылу противника устроить. Однако все эти бронеавтомобили, стоявшие на вооружении, устарели уже к концу 40-х годов ХХ века, и современным требованиям отвечать уже не могли. Давно были выпущены малошумные системы выхлопа, новые сплавы брони и новое вооружение – так зачем держать на вооружении устаревшее? Тем более, что переоснастить их на всё новое – затребует немалых финансовых вливаний, возможно, даже больших, чем создание нового бронеавтомобиля с нуля.
Заказ на новую машину поступил всё тем же Daimler, создавшим в начале десятилетия две удачных боевых машины. Инженеры Daimler приступили к созданию нового бронеавтомобиля с поистине «пролетарским размахом» - ещё на стадии проектирования они разработали сразу три разных варианта машины. Все они собирались по одной и той же схеме, на базе Daimler Scout Car. Однако новая модель получила усиленный двигатель, новую трансмиссию и постоянный полный привод, что хорошо сказалось на его ходовых характеристиках.
Три модификации немного различались между собой – первая предназначалась для разведывательных мероприятий и обеспечения связи, вторая для разведывательно-диверсионных мероприятий, а третья – для поддержки пехоты в бою и для боёв в городских условиях. Все они вооружались пулемётами Bren (они же L4 по британской классификации) с боекомплектом в несколько тысяч выстрелов. Все они понравились военным ещё на стадии войсковых испытаний, причём настолько, что на их базе было разработано ещё несколько боевых машин.
Описание конструкции
Однако, несмотря на множество новых технологических решений, бронеавтомобили «Ferret» не совсем подходили на роль настоящих боевых машин. Давайте подробнее рассмотрим, почему я так считаю.
Бронированный корпус
Конструкторы разработали новый корпус с рациональными углами наклона плит толщиной от шести до десяти миллиметров. Для Mark I был разработан корпус без крыши, со штырьевой установкой для пулемёта, для Mark I/II – закрытый корпус с открыто расположенной пулемётной стойкой и надстройкой на корпусе, а Mark II имел полностью закрытый и герметичный корпус с шестигранной пулемётной башней закрытого типа. Все они разрабатывались по одной и той же схеме и имели схожую защиту.
Фактически, Ferret представлял собой увеличенную копию Daimler Dingo, с некоторыми модернизациями, которые привели к улучшению условий экипажа. Например, место механика-водителя было смещено к носу машины и располагалось по центру. Прямо за ним располагалось боевое отделение, где размещалось ещё два человека – командир машины и пулемётчик. Однако, начиная с модификации Mark II, с учётом установки тесной башни, экипаж машины сократился на одного человека – пулемётчик покинул команду, а его обязанности взвалил на себя командир. Ему же приходилось быть радистом и одновременно оценивать обстановку на поле боя.
Обзор механику-водителю обеспечивали три окна иллюминатора, расположенные на трёх гранях корпуса. И надо сказать, обзор был отличный. Командиру и пулемётчику (до тех пор, пока он был в штате) обзор обеспечивался отсутствием крыши, пока не началось производство «башенной» модификации. В ней устанавливался перископ для командира, через который осуществлялся обзор поля боя в боевой обстановке. В походном режиме обзор обеспечивался через открытый люк на крыше башни.
Единственным недостатком, в сравнении с предыдущей моделью была компоновка. Бронеавтомобиль не разделялся на отсеки явно, с помощью перегородок, от этого конструкторы, сами того не осознавая, двинулись по пути «Большого Вилли», создавая экипажу дискомфорт во время работы. В салоне Ferret было жарко и очень шумно, поэтому для экипажа требовалось обустраивать вентиляцию, а самим бойцам разговаривать на повышенных тонах.
Вооружение
Всё вооружение на бронеавтомобилях «Хорёк» (именно так переводится Ferret) могло представлять собой пулемёты Bren L4 калибра 7,62 мм для машин с открытым верхом, либо 7,62-мм пулемёт Browning M1919A4 для машин с башней. Такой выбор оружия обусловлен самой конструкцией машины – Bren L4 был лучшим решением для машины, с которой можно было снять пулемёт и использовать вне броневика. Впоследствии этот пулемёт будет заменён на новую модель – ручным пулемётом FN MAG (который в британской армии получил маркировку L7A2 GPMG).
«Закрытые» модификации (т.е. с башней) изначально получали на вооружение 7,62-мм пулемёт Browning M1919A4 с воздушным охлаждением ствола. Это отличная «машинка», которая до сих пор стоит на вооружении практически целых сто лет в различных странах мира. Он питался патронами .303 British из матерчатых лент на 250 патронов каждая. Боекомплект к нему составлял двенадцать лент (три тысячи патронов), расположенных по внутренним стенкам боевого отделения.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки в Ferret использовался шестицилиндровый рядный бензиновый двигатель Rolls-Royce B60 IOE I6 карбюраторного типа. Это был «свежий» двигатель, специально разработанный для армейской техники и доведённый до ума. Его объём составлял 4,25 литра и он выдавал 130 лошадиных сил (удельная мощность 35 «лошадок» на тонну веса) – с ним машинка «бегала» со скоростью в 93 километра в час, на дистанцию около 300 километров.
Ходовая часть была представлена независимой пружинной системой подвески, что было весьма правильным для бронеавтомобиля-вездехода решением. Передвигалась машина на колёсах run-flat, которые не теряли своих свойств при повреждениях шин. При этом «Хорёк» двигался на постоянной системе полного привода, так что динамики ему было не занимать, что очень выручало во время городских и диверсионных операций.
Боевое применение
Встав на вооружение в 1952 году, Ferret использовался британской армией в роли связной и разведывательно-дозорной машины, кроме того, около половины выпущенных машин было поставлено на экспорт в ряд стран, в некоторых из которых, по состоянию на 2007 год, всё ещё оставались на вооружении. За годы своей службы, на жизненном пути «Хорьки» прошли немало различных военных конфликтов, в ходе которых неоднократно доказывали свою значимость. Нет, разумеется, он не был супер-удачной машиной – были и поломки, и выходы из строя в самый ненужный момент.
Всего за девятнадцать лет производства было выпущено 4409 машин (согласно источникам из открытых данных) в различных модификациях. Менялось вооружение, бронирование, а также вносились различные технические новшества. Всё это помогало машине оставаться на вооружении нескольких стран мира уже на протяжении шестидесяти лет.
Заключение
Возвращение британской армии к бронеавтомобилям было понятно – войн в ближайшей перспективе не ожидалось, а для ландшафта острова их ходовых и боевых характеристик более чем хватало. Был у «Хорька» и коммерческий успех – его продали на вооружение в 34 страны! В целом – почему бы и нет, если техника на самом деле хороша?
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!