В нашей стране богатая культура. Сейчас речь не об искусстве, а о мудрости, которую многие поколения копили и передавали потомкам. Эти знания пришли к нам в виде пословиц и поговорок.
Часто мы используем их в своей речи, но даже не догадываемся, что это усеченный, а не полноценный вариант. Полные версии некоторых выражений могут показаться непривычными. Сегодня я расскажу о пяти известных с детства пословицах и их малоизвестных продолжениях.
Милые бранятся — только тешатся, cтарики бранятся — бесятся
Времена меняются, а конфликты в семьях никуда не исчезают. Спорят на разные темы: деньги, дети, быт… Про семейные ссоры есть 2 известных выражения: «Не выносить сор из избы» и то, которое мы разберем сегодня.
Раньше брак считался важным событием, потому что разводов не существовало и союз заключался один раз и на всю жизнь. По традиции, молодожёны жили в семье мужа и для жены это могло стать настоящим испытанием. Новая семья, новые обычаи и устои, всё это могло стать поводом для конфликтов.
Адаптация проходила не всегда гладко и поиск компромиссов был нелёгким, а иногда сопровождался ссорами супругов. Искать поддержки у родителей было не принято, поэтому молодые решали все споры вдвоём, за дверями своей спальни. После таких ссор они выходили к семье как ни в чём не бывало и про них говорили, что они поругались и утешились.
Считается, что с возрастом люди становятся более терпимыми, мудрыми. Но это не всегда так. Причины ссор пожилых людей связаны с ухудшением здоровья, недомоганиями, ведь это ведет к ухудшению настроения, раздражительности, некоторые старики неспособны себя содержать и обслужить. Не все люди способны принять в себе эти изменения.
И если молодые могли поругаться и быстро помириться, обычно достаточно одной ночи, то старики могут обидеться на любую мелочь, чтобы привлечь к себе внимание, но партнер занят собственными проблемами, чем вызывает еще больше негатива. Вот и получается, что ссорятся даже чаще, но утешиться нечем, только раздражение нарастает с каждым днем, усиливая негативную реакцию.
Гол, как сокол
Когда говорят о ком-то настолько бедном и несчастном, что аж слезу пустить можно, то часто слышится фраза «Гол, как сокол». Так почему же птица осталась даже без перьев и почему «сокОл», а не «сОкол»? Стоит начать с того, что ударение стоит на 2-й «о» не просто так. Его перенесли не для рифмы, а потому, что речь тут совсем не про птицу.
Есть три версии, о чем шла речь:
- Сокол — это стенобитное орудие. Это железный или деревянный таран, при помощи которого рушились преграды. Он был гладким и ровным - голым.
- «Соколом» на Руси называли металлическое приспособление в виде гладкого цилиндра, которое использовали для растирания чего-либо в ступе.
- Раньше для установки забора использовали заострённые колья. В случае переезда, забор забирали и в земле оставались только сгнившие колья, которые уже невозможно использовать. Такие колья называли «суколами». С таким значением этого слова фраза имеет другое значение. Так говорили про человека, который не только очень беден, но и ни на что не годный из-за своего материального положения.
Вот только это не всё. У фразы есть продолжение:
«Гол, как сокол, да остёр, как топор»
Получается, что речь идет о тех, кто несмотря на свою бедность или даже нищету не сдаётся и ещё на многое способен, не утратил смекалку, ум и наблюдательность, готов к действиям.
Бедность не порок
В привычном значении так говорят о человеке, который живёт очень бедно, при этом не утратил своего морального облика. Получается, что финансовое благополучие не является ключевым критерием в оценивании кого-либо и есть куда более тяжкие пороки. У этого выражения есть 2 варианта концовки и от того, как вы его продолжите будет зависеть значение.
Бедность не порок, а несчастье
Если так, то это уместно говорить в том случае, когда отсутствие материальных благ становится реальным препятствием для счастья. В этом случае, человек вызывает скорее сочувствие, чем осуждение за неспособность исправить своё бедственное положение.
Бедность не порок, а вдвое хуже
В этом случае, бедность становится укором и всё потому, что многие считали бедность не результатом печального стечения обстоятельств, а напротив. Говорили, что человек беден из-за лени, из-за нежелания или незнания того, как стать богаче. Не исключено, что именно такие лентяи и придумали выражение «Не в деньгах счастье». Они оправдывались и говорили, что их счастье не в богатстве. Окружающие же осуждали бедность, считая её логичным итогом при безделье и имели в виду, что бедность сама по себе не порок, а результат проявления массы других недостатков человека.
О мёртвых - либо хорошо, либо ничего
В полном варианте оно звучит так:
«О мёртвых говорить либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Автор выражения - политик из древней Спарты Хилон еще в 6 веке до н.э.
Получается, что тогда было принято говорить о человеке и хорошее, и плохое. Главное, чтобы это была правда. У нас же принято, что об умерших людях плохо не говорить. Почему? Возможно потому, что человека уже не исправить, да и незачем тревожить живых родственников сплетнями. Видимо, наши обычаи и не позволили прижиться продолжению этого выражения.
Аппетит приходит во время еды
Это выражение «срослось» из двух фраз. Первую сказал ещё в 16 веке один из героев романа Рабле. Стоит начать какое-то дело и вам захочется его делать и это наблюдение подтверждается продолжением пословицы:
«Аппетит приходит во время еды, а жадность во время аппетита».
Так и есть, как только человек начинает что-то делать, то быстро входит во вкус и со временем полученный результат перестаёт удовлетворять и хочется всё больше, больше и больше.