Начинаю серию статей о том, как использовать ChatGPT писателю для продвижения как личного бренда, так и своих книг.
Первая статья — обзорная о том, какие сферы маркетинга вообще предстоит освоить писателю, чтобы создать свою "платформу". И сразу же о том, как в этом писателю поможет ChatGPT.
Готовы? Тогда давайте читайте:
Что я знаю про маркетинг?
В моём профиле не сказано, но на самом деле я маркетолог. Я с маркетингом по жизни уже 15 лет. По образованию — филолог-литературовед. По мечте — писатель. По профессии — CRM-маркетолог. Изо дня в день я делаю всё возможное, чтобы люди покупали то, что продаёт компания, в которой я на данный момент работаю. А таких компаний было много! Я перепробовал очень много подходов к продвижению продуктов.
Я много раз пытался завести свой канал про маркетинг, но так и не нашёл оригинальной точки зрения на него. А теперь, когда у меня канал про писательство, кажется сам бог велит мне писать советы о продвижении для писателей.
Более того — я обожаю писать про маркетинг!
Воронка маркетинга
Эффективная воронка маркетинга состоит из следующих этапов:
- Привлечение внимания.
- Активация клиента (совершение целевого действия).
- Удержание и возврат.
- Сарафанное радио.
Это те 4 шага, к которым нужно подготовиться и каждому писателю.
В комментариях ожидаются эксперты, которые поспорят, или скажут, что это не воронка, а фреймворк, но, как говорится, "ю а велком".
Давайте разберём, как те же шаги воронки применяются к продвижению книги и личного бренда.
Воронка продвижения книг:
- Привлечение внимания: на площадках, в магазинах.
- Прочтение книги.
- Подписка на автора в ожидании следующей книги + чтение других уже написанных книг.
- Совет друзьям прочитать уже написанные книги.
Воронка персонального бренда:
- Привлечение внимания к себе как автору (мнений, мыслей).
- Подписка на ваши соцсети.
- Регулярный просмотр ваших постов, реакция на них.
- Привлечение друзей подписаться на вас.
Всё так просто. Все поинимают, что это так работают (все же?). Но как же много сил на это нужно тратить, да? И да и нет: с упрощением процесса поможет ChatGPT!
Шаг 1. Привлечь внимание
Давайте разбираться, из каких этапов может состоять продвижение книги (да, это статья с большим количеством нумерованных списков).
- Реклама: VK Target, Яндекс Директ, баннеры, размещение на площадках, реклама у блогеров и т.п.
- PR: работа с блогерами (да, блогеры и тут и там, т.к. блогеры могут работать бесплатно) и СМИ, гостевые публикации и взаимопиар, участие в подкастах, интервью, участие в круглых столах, активность в комментариях и в чатах.
Как в этом может помочь ChatGPT?
Промты для рекламы:
1. Создание объявления для рекламы:
“Составь короткое и запоминающееся рекламное объявление для книги [название] для рекламной площадки [название площадки]. Укажи, что делает книгу особенной и кому она будет интересна.” (также в промт можно добавить ограничения платформы - по количеству символов, по словам и т.п.)
“Придумай привлекательный текст для рекламы в VK или Яндекс Директ для книги в жанре [жанр книги], которая привлечет внимание читателей, любящих [ключевые темы книги].”
2. Описание аудитории:
“Опиши целевую аудиторию для книги [название]. Учти, что эта книга [жанр, особенности], и приведи пример читателей, которые могут заинтересоваться ею.”
3. Идеи для баннеров:
“Сформулируй идею для баннера, которая сразу привлекает внимание любителей [жанр книги]. Укажи, что именно делает книгу привлекательной.”
Промты для PR:
1. Предложение для блогеров:
“Составь вежливое и интересное письмо для блогера, где предлагается сотрудничество. Книга [название], [жанр]. Подчеркни, почему это может заинтересовать его аудиторию.”
2. Идея для гостевой публикации:
“Предложи 10 тем для гостевой публикации на блог, где аудитория интересуется [описание интереса ЦА блога, где хотите опубликоваться]. Тема должна быть связана с книгой [название] и вызвать интерес к её прочтению.”
3. Создание сценария для интервью:
“Подготовь сценарий для интервью, где я рассказываю о своей книге [название]. Включи вопросы, которые подчеркнут особенности книги и привлекут читателей.”
Шаг 2. Склонить к прочтению книги
На самом деле желание прочитать книгу складывается из множества факторов, которые предшествуют самому процессу чтения. Но вот, на что мы как писатели точно можем повлиять:
- Обложка книги.
- Аннотация книги.
- Офигенная первая глава.
Как в этом может помочь ChatGPT?
Промты для создания обложки:
1. Концепция обложки:
“Предложи несколько идей для обложки книги [название]. Жанр книги: [жанр]. Аннотация книги: [аннотация]. Опиши, какие элементы дизайна помогут передать атмосферу и привлечь целевую аудиторию.”
2. Слоган на обложке:
“Придумай слоган, который можно разместить на обложке книги [название]. Слоган должен быть интригующим и отражать суть сюжета.”
3. Анализ обложек конкурентов:
“Проанализируй успешные обложки книг в жанре [жанр], чтобы помочь создать дизайн для книги [название]. Объясни, какие элементы важны для привлечения читателей.”
Промты для аннотации книги:
1. Основная аннотация:
“[Прикрепить файл книги] Напиши аннотацию для книги [название], чтобы заинтересовать читателей. Опиши главные интриги и конфликты, не раскрывая все подробности.”
2. Лаконичное описание:
“Напиши краткую аннотацию (3-4 предложения) для книги [название], которая мгновенно привлечет внимание и захватит читателя.”
3. Аннотация для соцсетей:
“Составь аннотацию для поста в соцсетях, чтобы представить книгу [название]. Укажи её главные особенности и интригу, побуждая к прочтению.”
Промты офигенной первой главы:
🔴 Эти советы могут пропустить все, кто уверен в цепляющей силе своей первой главы!🔴
1. Начало, цепляющее читателя:
“Предложи несколько захватывающих первых строк для книги [название], которые сразу погружают в историю и интригуют.”
2. Описание главного героя:
“Напиши краткое, но выразительное описание главного героя книги [название] в первом абзаце, чтобы вызвать интерес у читателя.”
3. Создание атмосферной сцены:
“Составь атмосферное описание, которое открывает первую главу книги [название]. Подчеркни детали, которые передают атмосферу и жанр книги.”
Шаг 3. Подписка на писателя
Для начала давайте разберёмся, где можно подписаться на автора:
- Электронная площадка, где выкладываются книги.
- Соцсети / блог / канал писателя.
- Email-рассылка (что? да! это я как email-маркетолог со стажем говорю) или чат-бот.
Как сподвигнуть подписаться на писателя?
- Лидмагниты (в отдельной статье обязательно разберём!). Материалы, которые читатель получит сразу за подписку (какой-то секретный рассказ, например).
- Полезный контент. Регулярно публикуемые материалы, которые читатель пропустит, если не подпишется (рассказы, ваше личное мнение, закулисье, фоточки, розыгрыши и т.п.)
- Анонс новой книги. Просто скажите, что у вас скоро новая книга — подпишитесь, чтобы не пропустить.
- Быть щедрым. Это про то, чтобы открыто делиться всем, что у вас есть. Чтобы ваша соцсеть не превратилась в "пробник" платного контента. Если всё, на чём вы зарабатываете — это книги, тогда найдите другой тип контента, которым делиться вам не жалко (т.е. не обязательно выкладывать свои книги для бесплатного скачивания, как это делает автор "Метро 2033").
- Книги поглавно. Если ваш любимый контент, которым вы хотите делиться, — ваши книги, то это окей. Просто начните выкладывать черновики по одной главе.
Как в этом может помочь ChatGPT?
Промты для создания лидмагнитов:
1. Разработка лидмагнита:
“Предложи 10 идей для лидмагнита, который привлечет читателей книги [название]. Это может быть рассказ, бонусный материал или закулисная информация.”
2. Описание бонусного контента:
“Создай описание бонусного контента для книги [название], который можно предложить в качестве подарка за подписку. Объясни, почему это ценно для читателей.”
3. Придумать бесплатный мини-курс:
“Составь идею для мини-курса по теме книги [название], который привлечет новых подписчиков. Курс должен быть полезен для аудитории, заинтересованной в [тема книги].” (это больше для нон-фикшн).
Промты для полезного контента:
1. Темы постов для соцсетей:
“Предложи идеи для постов в соцсетях, которые писатель может публиковать, чтобы заинтересовать подписчиков в своей книге и процессе её создания.”
2. Мини-статьи о писательстве:
“Напиши несколько тем для коротких статей, которые помогут подписчикам понять, что делает книгу [название] уникальной. Пусть это будет что-то интересное и информативное.”
3. Секреты из процесса написания:
“Составь пост с закулисными фактами о процессе написания книги [название]. Это должно вызвать интерес к книге и вашему творческому процессу.”
Промты для анонсов:
1. Анонс выхода книги:
“Составь текст анонса для выхода книги [название] для соцсетей. Подчеркни, что ждёт читателей в новой книге и почему её стоит ждать.”
2. Напоминание о скором релизе:
"Напиши краткое напоминание о том, что книга [название] скоро выйдет. Сделай акцент на том, почему её стоит ожидать.”
3. Пост о прогрессе в написании:
“Подготовь пост о прогрессе в написании книги [название], который можно публиковать по мере завершения работы над книгой.”
Промты для того, чтобы "быть щедрым":
Это большая условность. Ты и сам(а) знаешь, как быть щедрым(-ой). Напомню — твоё творчество и так может быть достаточно щедрой наградой (если есть готовность делиться им бесплатно).
“Придумай идеи для постов, в которых я делюсь своими писательскими секретами и наблюдениями, чтобы поддерживать интерес подписчиков и показать свою экспертность.”
“Сформулируй советы и рекомендации для моих читателей, которые начинающие писатели могли бы применить в своём творчестве.”
“Составь идеи контента, которым я могу щедро делиться, чтобы подписчики чувствовали себя вовлечёнными в мой писательский процесс.”
Промты для того, чтобы писать книги поглавно
“Как структурировать главы так, чтобы каждая из них держала читателя в напряжении и вызывала желание читать дальше?”
“Предложи способы тизерить содержание следующей главы книги, чтобы вызвать у читателей интерес и желание подписаться.”
“Составь идеи для постов или анонсов, которые я могу делать после каждой новой опубликованной главы, чтобы поддерживать внимание аудитории.”
Шаг 4. Привлечение друзей читателя
Тут главное правило — не бояться просить подписчиков и читателей делиться вашим творчеством. Всё остальное — дело техники.
- Не читатели, а закрытый клуб. "Первое правило клуба..." Смысл в том, что людям нравится принадлежать к чему-то большему (в широком смысле). Таким образом, если чтение ваших книг становится чем-то особенным, люди будут рекомендовать сами.
- Реферальная программа. Продумать и реализовать программу вознаграждений за привлечение новых читателей.
- Регулярные посты с призывом рекомендовать. Тут всё просто: время от времени пишите прорывные посты о том, как важно, чтобы люди рекомендовали ваши книги своим друзьям.
Как в этом может помочь ChatGPT?
Промты для создания клуба:
1. Описание клуба для читателей:
“Напиши описание клуба для читателей книги [название], где они смогут обсуждать сюжет, героев и делиться впечатлениями.”
2. Особенности клуба:
“Предложи несколько идей о том, чем можно привлечь участников в клубе фанатов книги [название]. Например, регулярные обсуждения, закрытые материалы и так далее.”
3. Вступительное письмо для клуба:
“Составь текст приветственного письма для нового члена клуба поклонников книги [название].”
Промты для реферальной программы:
1. Описание программы рекомендаций:
“Создай описание программы рекомендаций для читателей книги [название], которая поощряет приглашение новых читателей.”
2. Текст для поста о реферальной программе:
“Напиши пост, который объясняет, как работает реферальная программа для книги [название]. Укажи бонусы и преимущества.”
3. Идеи наград за участие в программе:
“Предложи идеи вознаграждений для читателей, которые приведут новых читателей к книге [название].”
Промты для постов с призывом рекомендовать:
1. Призыв к рекомендациям:
“Напиши пост с призывом к читателям поделиться впечатлениями от книги [название] и порекомендовать её друзьям.”
2. Благодарность читателям:
“Составь текст благодарности читателям, которые уже рекомендовали книгу [название] своим друзьям, и предложи сделать это ещё раз.”
3. Пост об уникальности книги:
“Создай пост о том, почему книга [название] может стать уникальным подарком для друзей. Подчеркни её особенности и значимость.”
Что нужно знать, когда пишешь промт для ChatGPT?
Ему важен контекст. Там где в примерах промтов написано "[вставить название книги]" — важно, чтобы ChatGPT уже знал содержание этой книги.
Это возможно в 2 случаях:
- Всю книгу вы писали вместе с ChatGPT, так что он знает сюжет книги с таким названием.
- Вы один раз загрузили файл с книгой в него и сказали, что это книга [Название книги]
С чего начинать?
Конечно же, следует начинать с продукта — с книги. А общий план такой:
- Начните писать книгу.
- Пока пишете книгу — заведите соцсеть, где вы хотите собирать свою аудиторию. Выкладывайте там либо особо удачные куски написанного, либо мысли о писательстве, либо просто моменты своей жизни. Не в напряг, просто раз в неделю — можете начать с отчёта о том, что сделали.
- Когда книга будет готова (или будет готова первая глава, если хотите публиковать по главам), подготовьтесь к "активации читателя": проработайте аннотацию, первую главу и обложку, так, чтобы захотелось читать дальше.
- Займитесь рекламой и PR.
- Следите, насколько хорошо конвертируются люди — если возможно, поэкспериментируйте с обложкой, аннотацией и первой главой.
- Продолжайте писать посты в соцсеть (и/или выкладывать книгу по главам — это же тоже активность, удерживающая читателей).
- Начинайте писать новую книгу :)
Заключение
Если честно, я и сам получил заряд пользы от этой статьи. Всё-таки примеры промтов мне писал ChatGPT — и там есть реально очень полезные! Буда рад вашей обратной связи.
Каждый пункт из этой книги разберу под микроскопом в отдельных статях! Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
----
Автор текста: Макс Ридд
Если есть, что дополнить, — добро пожаловать в комментарии!
Другие материалы для писателей:
Где меня искать:
- Канал сообщества НаНоРайМо по-русски (напиши книгу с нами в этом ноябре!)