Найти в Дзене
Воздух Писателя

Пишем книгу: от идеи до первого черновика || Часть 1. Идея и набросок истории

Оглавление

Подготовил серию статей о том, как новичку написать свою первую книгу (на основе собственного опыта). Начинаем с поиска идеи и превращения её в набросок истории.

Для начала прочитайте зарисовку:

Огромный чернокожий мужчина, который стоит в тюремной камере и смотрит, как приближается заключенный, продающий сладости и сигареты со старой металлической тачки со скрипучим колесом.

Что это такое вообще? Это образ, который возник в воображении одного известного писателя, прежде чем он превратил это в полноценную историю.

Подсказка: фильм по этой книге в топ-5 в рейтинга Кинопоиск Топ-250.

Наверное, вы уже догадались, но вот вам набросок истории:

  • Старший надзиратель тюремного блока для смертников мечтает избавиться от молодого надзирателя, у которого есть влиятельные родственники.
  • Мечтает избавиться, потому что тот настоящий садист. А для старшего надзирателя важно, чтобы заключенные чувствовали себя хорошо, несмотря на то, что они все убийцы, приговоренные к смерти.
  • В это самое время в тюремный блок поступает необычный «постоялец» — высокий негр с необычайными способностями.
  • Именно с этим персонажем будут связаны главные переживания и откровения главного героя.

Такова завязка книги «Зелёная миля» Стивена Кинга. Подобный набросок не раскрывает важных деталей истории, но помогает взглянуть на неё с высоты птичьего полёта.

Прочитав данную статью, вы сможете написать именно такой набросок своей будущей истории. Уже выбрали идею?

Зачем нужно так заморачиваться?

Я знаю, что многие писатели, в том числе начинающие, предпочитают просто сразу писать книгу по своей задумке. Проблема в том, что рано или поздно каждый автор попадает в ловушку "писательской ямы" — момент, когда ты написал уже несколько десятков тысяч слов, но теперь не понимаешь, о чём писать дальше.

Подход с подготовкой помогает всегда держать в своей голове историю целиком.

Для сравнения взгляи на эти иллюстрации процесса создания картины:

-2
Изображения с сайта Go Art
Изображения с сайта Go Art

Общее описание истории без деталей можно сравнить с наброском ("Этап 1" на фото выше). Шаг настолько же необходимый, сколько полезный. На этом этапе художник размечает пропорции и расстановку объектов.

Мы с вами делаем то же самое: очерчиваем границы истории и её персонажей. Без этапа наброска редкий художник сможет написать реалистичную картину, как на Этапе 8 (это я не говорю про всякий сюр, авангардизм и прочие намалевичи).

ВАЖНО!
Финальный вариант вашей истории может измениться. Так же как и в картине может поменяться расположение объектов. Это нормально, так как наш подход не отменяет процесс творчества.

Типы задумок (идей):

Для начала определимся с тем, откуда брать идеи.

Ситуаций, когда рождаются идеи — миллиарды. Вот пример одной из таких ситуаций:

Вот идёшь ты по городу и вдруг видишь пожар. Огонь валит из лопнувшего окна. Тут приехали пожарные, засуетились, из шлангов полилась вода.

Из одной и той же ситуации могут родиться несколько разных задумок.

-4

1. Метафора. Идея-образ, которую хочется воплотить в творчестве:

Ты засматриваешься, как вода из шлангов пожарных сражается с пламенем. Понимаешь, что в мире много таких противопоставлений. Хочется описать такую борьбу.

2. Допущение или альтернатива. "А что если?":

А что если один из пожарных сейчас упадёт с лестницы прямо в огонь? А что если огонь на самом деле — хороший, а пожарные — злые? А что если они так и не смогут потушить пожар? А что если бы эти пожарные жили в стране орков?

3. Готовый конфликт. Когда вы сразу видите героя, который борется с препятствием:

Пожарный просто хочет вернуться домой к семье, но пожар его не отпускает.

4. Необычный герой. Можно нафантазировать, а можно сразу выдернуть из жизни:

У одного из пожарных красивая светло-русая борода и видно, что под костюмом много мускул. Вы представляете, что раз он такой герой на работе, так может он ещё и герой-любовник. И супергерой. А ещё он любит запах малины и Пепси Черри.

5. Мысль, которую хочется донести людям. У вас случается инсайт, но нельзя просто людям сказать её, потому что идея выглядит слишком банальной. Поэтому нужно, чтобы люди пережили подобный опыт:

Ты вдруг осознал, что пожарный — самая отважная из профессий на страже спокойствия общества. Надо показать, как пожарные сражаются на пределе своих сил и возможностей, какие лишения претерпевают.

6. Ты и твоя реакция. Формат для блога, для инстаграма, для влога. Да и просто для историй с точки зрения личности.

Ты испугался огня. Боишься, что однажды огонь придёт и в твой дом. Как донести людям этот свой страх?

Кажется, это все основные варианты рождения идеи. Переходим к превращению идеи в набросок.

Что включает в себя набросок истории?

Погляди на свою историю с высоты птичьего полёта, чтобы расставить основные точки маршрута:

  • кто герой истории?
  • чего он хочет добиться?
  • зачем ему это?
  • что  ему мешает?
  • где это происходит?
  • а возможно и — когда это происходит?

Формула наброска выглядит так:

  • герой ______________________ (кто он, откуда, в чём его основная характеристика),
  • хочет _______________________ (цель, которую он стремится достичь),
  • потому что_____________________ (мотив, причина, по которой ему обязательно нужно достичь цели),
  • но ему мешает _________________ (описание преграды),
  • в чём интрига ___________________ (какой-то крючок для самого себя, что будет интересно описать в рамках книги).

Примеры набросков

Роман «Бруклин» Колм Тойбин:

  • Молодая ирландка, вынужденная отплыть в Америку. Там она осваивается и находит любовь.
  • Она хочет выйти за муж,
  • потому что влюблена и вообще одинокой девушке сложно выживать в Америке середины двадцатого века,
  • но трагические события заставляют её вернуться в родную Ирландию, где она влюбляется в другого мужчину.
  • Ей предстоит сделать нелёгкий выбора.

Сказка «Гуси-лебеди»:

  • Обычная деревенская девочка не углядела за братцем. Его украли гуси-лебеди.
  • Она отправляется в путь за лебедями, чтобы выручить братца,
  • потому что родители обязательно её накажут, если узнают о её вине.
  • Гуси-лебеди и Баба Яга хотят ей помешать.
  • Ей предстоит задобрить анималистичных богов, чтобы они ей помогли.

Фильм «Бойцовский клуб»:

  • Обычный офисный сотрудник
  • хочет найти своё место в жизни,
  • потому что жизнь среди хлама, заказанного по каталогу IKEA, ему надоела.
  • Он создаёте подпольную организацию, которая помогала ему нащупать смысл жизни, но она выходит из-под его контроля и пытается его уничтожить.
  • Проблема в том, что у него есть проблемы с психикой.

При этом давайте вспомним, что в фильме есть и другой (анти)герой. Возможно, этот герой вам более интересен:

  • Уличный философ, который нигде долго не работает, и умеет только пакостить, внося дискомфорт в жизни других людей,
  • хочет свергнуть существующий порядок вещей,
  • потому что он не может найти в нём своего места, поэтому он считает остальных людей рабам потребления, и ему хочется всех освободить.
  • Но ему пытаетс
  • я помешать друг, ревнующий его к девушке, и опасающийся проливать кровь.
  • Проблема в том, что его, в общем-то, не существует.

Хорошо рассматривать уже готовые истории — скажете вы. Давайте придумаем наброски из задумок, описанных в блоке "Типы идей".

Пример перерождения идеи в набросок

Разберём идею-метафору "Борьба воды и пламени"

Как нам развернуть эту метафору? Кто может быть героем? Юноша и девушка — слишком просто. Двое друзей — это уже было в «Онегине».

Огонь — это то, что разрушает нашу жизнь очень быстро. Вода — то, что наполняет повседневность, быт, размеренность. Вода побеждает огонь. Есть люди, которые боятся и того и другого. А может быть, не люди...

  • Жил-был кот, первые хозяева которого сгорели в пожаре. Его взяла новая семья, живущая на острове, на котором постоянно идут дожди. Кот так же сильно, как огня, боится воды.
  • Он мечтает выбраться с острова,
  • потому что каждый день на это острове для него  — мучение.
  • Но вот на острове начинается извержение вулкана, которое портит все планы кота.

А теперь разберём "Что если пожарные не смогут потушить огонь?"

Пожар должен быть очень сильным, чтобы пожарные не смогли его потушить. Возможно, пожар на складе оружия?

На кого может повлиять такое событие? На судьбу пожарного? На судьбу жителей, живущих около?

Пусть будет такая история:

  • В военном городке живёт офицер со своей семьёй. Однажды он уезжает на учения. В это время в военном городке начинается пожар на складе оружия. Большинство жителей эвакуировали, но семьи офицера нигде нет
  • Офицер должен найти свою семью,
  • без которой не сможет жить.
  • Но пожар уже бушует не только на складе, но и по всему городу.

Всё ли понятно? Попробуй проделать то же самое с тремя оставшимися идеями! Или распишите свои собственные! Дерзайте.

Помогу с написанием наброска истории первым 10 людям, которые оставят комментарий!

Читайте вторую часть:

***

Больше статей для писателей:

365 приёмов для писателей | Воздух Писателя | Дзен

Где меня искать: