Найти в Дзене
Воздух Писателя

Гайд по созданию «ненадёжного рассказчика»

Оглавление

Продолжаю серию статей с приёмами для писателей. Сегодня говорим об одной из самых интригующих писательских техник — "ненадёжный рассказчик".

Персонаж, глазами которого читатель смотрит на историю, и который умеет так изощрённо обманывать, что читатель либо верит ему до самого конца, либо с самого начала относится настороженно, как к убийце-рецидивисту, который ведёт его по трясине, обещая показать пряничный домик в самом центре леса (но при этом продолжает идти за ним!).

В этом и заключается магия ненадёжного повествования.

Что такое "ненадёжный рассказчик"?

Ненадёжный рассказчик — персонаж, от лица которого ведётся повествование. Он может преувеличивать, путаться в своих же словах или намеренно вводить в заблуждение. Такой приём встречается в самых разных жанрах — от детективов до психологических драм, от классической литературы до комедийных сериалов.

Примеры ненадёжных рассказчиков:

-2
  • Патрик Бейтман в "Американском психопате" Брета Истона Эллиса. Наш герой постоянно балансирует на грани между психозом и реальностью. Он пугает нас и одновременно заставляет задуматься: "А это вообще реально происходило?"
  • Пи из "Жизни Пи" Янна Мартела. В конце книги оказывается, что у истории есть несколько возможных версий, и теперь читатель должен сам решить, какую из них считать правдой.
  • Рассказчик в "Бойцовском клубе" Чака Паланика. Ну тут, думаю, без спойлеров понятно: этот рассказчик, скажем так, слегка себя идеализирует.

Зачем использовать ненадёжного рассказчика?

Казалось бы, почему не написать прямолинейно, без ухищрений? Но именно ненадёжность рассказчика заставляет читателя включить мозг и задавать вопросы.

Преимущества приёма:

  • Интрига и напряжение. Ненадёжный рассказчик — это как игра в прятки с читателем. Он оставляет намеки, заставляет задуматься и добавляет истории многослойность.
  • Элемент неожиданности. В какой-то момент читатель может понять, что всё, что он считал правдой, — ложь. Это буквально взрывает мозг! Хочется перечитать, чтобы найти все намёки.
  • Глубокий психологизм. Через рассказчика можно передать его внутренние конфликты и боль. Это добавляет истории психологическую глубину и позволяет читателю ближе познакомиться с тайными страхами героя.

Типы ненадёжных рассказчиков

Это тоже пример "ненадёжного рассказчика"
Это тоже пример "ненадёжного рассказчика"

Всё зависит от причин и целей рассказчика. Вот несколько видов:

  • Заблуждающийся — герой искренне верит в свою правоту, но читатель понимает, что он ошибается. Пример: Холдена Колфилда из "Над пропастью во ржи". Он всю книгу искренне считает себя чуть ли не единственным нормальным человеком в мире, но на деле сам не совсем в порядке.
  • Манипулятор — этот знает, что лжёт, и делает это намеренно. Он стремится обмануть не только окружающих, но и самого читателя. Пример: в "Лжесвидетеле Агусты" Доэрти читатель всю книгу думает, что знает правду, пока вдруг не оказывается, что все факты были искажены.
  • Психически нестабильный — герой, который просто не в состоянии отличить вымысел от реальности. Например, в фильме "Остров проклятых" (основан на книге Денниса Лихейна) герой до последнего не понимает, где правда, а где — иллюзия.

Как написать ненадёжного рассказчика?

Вот несколько советов, если вы решили попробовать этот приём:

  • Определите тип и цель рассказчика. Он хочет что-то скрыть? Или просто пытается рассказать то, чему был свидетелем, но при этом с ним что-то не так? А может он хочет помощи?
  • Оставляйте тонкие намёки. Пусть рассказчик иногда оговаривается или описывает события, которые противоречат его словам.
  • Не выдавайте все карты сразу. Позвольте читателю самому разгадывать, что правда, а что ложь.
  • Используйте другие точки зрения. Можно показать взгляд других персонажей на те же события, чтобы читатель почувствовал: что-то здесь не так.
  • Играйте с восприятием. Если рассказчик склонен преувеличивать или интерпретировать события по-своему, это отлично создаёт атмосферу ненадёжности.

Какие вариации могут быть?

  • История от лица "непричастного нарратора" (он же — всезнающий рассказчик, по сути — голос автора), но с точки зрения ненадёжного рассказчика. По сути автор показывает всё, что происходит с героем, как видит это герой, но при этом всё выглядит, будто бы это реальность. У такого нарратора есть сила всё это разрушить в момент, но он тянет, отдавая ключик к разгадке лишь в конце.
  • Несколько ненадёжных рассказчиков. Одна и та же история рассказывается от лица разных персонажей, у каждого из которых — своя цель. Читателю остаётся определить, "кто мафия".
  • Ненадёжный рассказчик как персонаж. Основная история рассказывается от лица всезнающего рассказчика или от лица человека, которому мы доверяем. Но вот появляется свидетель, письмо из прошлого или просто роковая красотка, которой невозможно не поверить, и вот кто-то из этих персонажей рассказывает свою правду. Верить или нет?
  • Фантазёр (или врун) и мы сразу это знаем. Для автора, умеющего создавать красивые образы, который не боится потерять внимание читателя из-за недоверия к рассказчику, может вести рассказ от такого вот рассказчика. "Алиса в Стране чудес" — прекрасное тому доказательство.

Типичные ошибки и как их избежать

Ненадёжный рассказчик — приём тонкий, и с ним легко переборщить. Вот несколько ошибок, которые лучше обойти стороной:

  • Слишком явное враньё. Если читатель сразу поймёт, что его обманывают, приём потеряет эффект. Важно держать интригу до конца.
  • Перегруженность деталями. Иногда попытки создать многоуровневый обман приводят к тому, что история становится запутанной и непонятной. Не перегружайте повествование лишними фактами. Не нужно думать — "сейчас это какой-то Джойс, но вот в конце у читателя всё встанет на свои места". Рядовой читатель не осилит.
  • Пробелы в сюжете. Ненадёжный рассказчик должен быть хорошо продуман. Важно, чтобы история была логичной и последовательной, даже если некоторые детали оказываются ложью.
  • Ничего не понятно даже с пояснениями. Одно дело — оставить открытым вопрос, так кто же убийца (или любой другой)? Другое дело — оставить необъяснённым всю дичь, которая происходила в книге, и списать её на "ненадёжного рассказчика".

Вероятно, есть и другие ошибки, но сам я их не совершал пока и не подмечал у других. Если знаете о других — поделитесь в комментариях!

***

Итак, если вы хотите, чтобы ваша история стала настоящей головоломкой для читателей — попробуйте ненадёжного рассказчика. Этот приём — как сложный ребус, который нужно постепенно разгадывать.

Попробуйте использовать его в своём следующем тексте! А если у вас уже есть любимые примеры ненадёжных рассказчиков, делитесь ими в комментариях — обсудим вместе.

***

Больше писательских приёмов:

Где меня искать: