Флешбеки — это мощный инструмент, позволяющий раскрыть характеры, мотивы и ключевые события прошлого персонажей. С их помощью можно расширить контекст истории, оживить персонажей и добавить драматизма.
В этой статье мы разделим флешбеки на несколько групп по их назначению и стилю, обсудим, как и когда лучше использовать каждый тип. Сохраните себе или сделайте репост, чтобы вернуться к статье в нужный момент!
Флешбеки — приём, который служит определённой цели. Он что-то привносит, как-то обогащает сюжет. Именно по цели добавления флешбека в историю я разделил их на группы.
Группа 1: Эмоциональное раскрытие персонажа
Эти флешбеки используются для передачи эмоциональных моментов, показывают, как прошлое влияет на внутренний мир персонажа. Все подобные флешбеки связаны с приёмом «призрак из прошлого».
- Триггерные воспоминания
Проявляются в ответ на конкретные ситуации или образы, напоминающие о прошлом. Например, запах может вернуть персонажа в сцену из детства или напомнить об утраченной любви. - Символические флешбеки
Персонаж может вспоминать события, которые символически отражают текущую ситуацию. Например, наблюдение за детьми может напомнить о собственных детских травмах. - Проникновение воспоминания в реальность
Всплывающие образы или повторяющиеся сцены, иллюстрирующие долгосрочные эффекты травмы, вроде человека, который пережил потерю и теперь регулярно оказывается посреди того места и времени, где он получил психологическую травму. Например, упавшая коробка, звенящая микроволновка, проезжающий мотоцикл — как только герой слышит любой подобный звук и вот уже офисный стол превращается в край окопа, из-за которого нужно стрелять, чтобы убить врага. - Постепенные воспоминания
Крупицы воспоминаний, которые постепенно всплывают по мере развития сюжета. Этот приём позволяет плавно развивать конфликт и раскрытие внутреннего мира персонажа.
Группа 2: Движение сюжета
Флешбеки этой категории помогают читателю понять мотивацию персонажей, предысторию или важные сюжетные моменты. Любой из этих сюжетов может оказаться "твистом".
- Предыстория
Является центральным аспектом сюжета. Этот флешбек раскрывает события, непосредственно влияющие на текущий сюжет, объясняет конфликт или мотивацию. - Скрытые мотивы
Краткие сцены, раскрывающие реальные причины действий персонажей. Например, флешбек может показать, что персонаж был предан в прошлом, что объясняет его недоверие. - Восстановление событий
Прошлое раскрывается по ходу расследования, где персонажи и читатель вместе узнают о событиях. Отлично подходит для детективных историй и триллеров. - Связующее звено
Используется для объяснения связей между персонажами. Флешбек может показать первое знакомство героев или ключевую сцену, объясняющую их отношения. Подходит на случай, когда вы вводите персонажа, чтобы представление его не было нудным монологом, можно просто рассказать историю знакомства с героем когда-то давно в прошлом. - Тайные последствия
Это воспоминания о событиях, о которых другие персонажи не знают, что позволяет создать эффект напряжения или сюрприза. В идеале, такие флешбеки появляются в момент, когда они наиболее значимы для текущего действия. Вспомните, как в "Омерзительной восьмёрке" вдруг умирает Джон Рут ("Вешатель") — он понимает, что отравлен, и вот нам показывают флешбек о том, кто же его отравил.
Группа 3: Флешбек как часть структуры
Эти флешбеки включаются в сюжет, чтобы задать саму структуру повествования, добавляя сложность и динамику истории.
- Циклические воспоминания
Воспоминания, которые регулярно повторяются в повествовании, как цикл. Они могут открывать чуть больше информации с каждым разом, пока полная картина не станет ясной к концу истории. - Перевернутая хронология
История развивается с флешбеками, раскрывающими, как герои оказались в текущей ситуации. Такой подход можно использовать, чтобы добавить элементы неожиданности и глубины. - Флешбек в начале главы
Интересный приём для выстраивания ожиданий — краткий флешбек в начале главы, который позже раскрывается в контексте, показывая его связь с текущими событиями. - Параллельные временные линии
Используется для того, чтобы параллельно развивать две временные линии. Текущие события и флешбеки соединяются и дополняют друг друга, добавляя контраст и создавая эффект зеркальности. Новый сериал Apple TV "Все совпадения не случайны" использует как раз такой приём. - "Замедляющий флешбек"
Этот флешбек использует длительные воспоминания для создания эффекта замедления времени, часто в напряжённых моментах. Например, перед сложным выбором персонаж может вспомнить сцену, которая подскажет ему нужное решение.
Группа 4: Усиление драматизма сцены/главы
Такие флешбеки увеличивают эмоциональное напряжение и драматизм в критических сценах.
- Тёмное прошлое
Персонаж скрывает свою историю, и только в моменты кризиса он раскрывает правду. Это делает его историю более трогательной или добавляет напряжения, создавая "персонажный твист". - Неожиданные призраки прошлого
Представьте, что у Люпина из "Гарри Поттер и Узник Азкабана" не болезнь "ликантропия", а психологическое расстройство, когда им овладевают мрачные флешбеки. Никогда не знаешь, когда они появятся и как повлияют на персонажа. - Твист в пиковый момент
Внезапно мы узнаём нечто, что переворачивает наше представление о персонажах. Теперь злодей — это герой, за которым мы следили, а герой — злодей. Хорошо подходит для коротких форм — рассказов и поэм. Для больших форм — неожиданный флешбек может раскрыть мотивы союзника героя, который оказывается предателем. - "Двойной флешбек"
Вспоминание воспоминания — редкая техника, которая позволяет глубже погрузиться в восприятие героя, показывая, как одно воспоминание вытекает из другого, часто усиливая эмоциональный эффект. Допустим, ранее мы уже расказали о каком-то воспоминании героя — как он ненавидит праздники, как в детстве он взрывал шарики, как только видел их у себя дома. Для усиления драматизма, мы рассказываем ещё более давний флешбек, который дополняет этот — оказывается однажды в праздник над героем надругался кто-то из родственников, поэтому теперь праздники вызывают неприятную ассоциацию. - Подсказка через флешбек
Этот приём используется для того, чтобы дать читателю или герою намёк на будущее решение. Воспоминание может показывать, как герой поступил ранее, что подскажет ему решение в настоящем. Как в "Мальчике каратисте" герой вспоминает, как правильно мыть окна, чтобы правильно провести приём карате.
Группа 5: Флешбеки для создания настроения
Эти флешбеки добавляют атмосферу, которая усиливает тон и общее настроение произведения.
- Романтический флешбек
Лиричные сцены из прошлого, которые создают атмосферу ностальгии и добавляют романтического оттенка. - Угроза из прошлого
Воспоминание, которое кажется тёмным предвестием, усиливает тревожное настроение в текущих событиях. - Эпохальный флешбек
Используется для создания контекста прошлого, отражающего историческую эпоху или важные социальные моменты, что помогает обогатить мир произведения. - Забытая деталь
Воспоминание, в котором герой заново осознаёт ранее не замеченные подробности. Эти флешбеки добавляют элемент загадочности. - Миф или легенда
Персонаж вспоминает не события из собственной жизни, а мифы или легенды, которые помогают понять текущие события или придают им символический смысл. - Детали времени и места
Флешбек используется для создания атмосферы или акцента на местах действия и времени, что добавляет повествованию визуальной и культурной глубины.
С видами флешбеков разобрались. Отдельно уделю внимание частым ошибкам.
Ошибки при использовании флешбеков
- Чрезмерное количество флешбеков
Если вы перегружаете сюжет флешбеками, это может запутать читателя и разбить основное повествование на части. Слишком много воспоминаний мешают движению сюжета и могут утомить, вместо того чтобы обогатить историю. - Неподходящий момент
Флешбек должен быть уместен в контексте текущих событий. Если воспоминание вставлено в напряжённый момент, где важна динамика, это может разрушить напряжение. Сначала завершите основной конфликт сцены, а затем переходите к воспоминанию. - Отсутствие чёткого перехода
Необъявленные или неочевидные флешбеки сбивают с толку, оставляя читателя в замешательстве относительно того, где и когда происходят события. Всегда делайте плавный переход с помощью временных указаний или визуальных приёмов, чтобы показать, что начинается флешбек. - Флешбеки без цели
Каждый флешбек должен иметь ясную цель: раскрывать характер, пояснять мотивацию или добавлять контекст к сюжету. Если флешбек не несёт важной информации, его можно убрать, чтобы избежать затягивания повествования. - Повторение информации
Если флешбек рассказывает то, что уже известно читателю, он может показаться излишним. Важно, чтобы флешбек привносил новую информацию, а не просто дублировал предыдущие сцены. - Нарушение логики
Важно убедиться, что флешбек не разрушает логику основной истории или не вводит противоречия. Воспоминания должны быть согласованы с событиями, которые происходят в настоящем, и не нарушать последовательность характера или сюжета. - Слишком длинные флешбеки
Долгие отступления в виде флешбеков могут отвлечь внимание от действия. Старайтесь делать флешбеки лаконичными, чтобы они усиливали основную историю, а не отвлекали от неё.
Флешбеки позволяют оживить сюжет, погрузить читателя в прошлое персонажей и добавить многослойности повествованию. Главное — понимать, какую цель должен выполнять каждый флешбек, и грамотно подбирать подходящие моменты, чтобы они не отвлекали от основного действия, а дополняли его.
Вы используете флешбеки в своих историях? Делитесь в комментариях.
----
Автор текста: Макс Ридд
Больше статей для писателей:
Где меня искать:
- Канал сообщества НаНоРайМо по-русски (напиши книгу с нами в этом ноябре!)