Доставайте свои фланелевые рубашки, резинки для волос и джинсы с высокой талией, потому что пришло время вернуться в 90-е! Давайте вспомним этот год с помощью подборки 10 самых важных рок-альбомов 1994 года. Готовьтесь к ностальгии, громким гитарам и незабываемым мелодиям!
Soundgarden, Superunknown
С альбомом Superunknown группа Soundgarden ворвалась в мейнстрим и сделала это с размахом. Четвертый альбом команды из Сиэтла дебютировал на первом месте Billboard 200, стал шестикратно платиновым и породил пять синглов, которые доминировали в чартах альтернативного рока и мейнстрим-рока США. Самым заметным среди них, конечно же, был "Black Hole Sun" — психоделический и одновременно мощный трек с еще более психоделическим видео, которое стало хитом MTV в те времена, когда это еще что-то значило.
Возможно, Superunknown просто оказался правильным альбомом в нужное время. Альбомы Pearl Jam "Ten" и Nirvana "Nevermind" подготовили почву для таких хитов, как Alice in Chains "Dirt", Stone Temple Pilots "Purple" и Hole "Live through This". К моменту выхода Superunknown, Soundgarden достигли уровня музыкальной зрелости, который сделал их песни одновременно более сложными (обратите внимание на сумасшедшие размеры!), мелодичными и доступными.
Влияние классического рока, включая The Beatles и Led Zeppelin, явно прослеживается в таких песнях, как "Head Down", "Half", "Black Hole Sun" и других, хотя сравнение с Led Zeppelin особенно не нравилось фронтмену Крису Корнеллу, который ненавидел токсичную маскулинность хард-рока. Несмотря на радио-формат, Superunknown не был «добрым и милым» Soundgarden. Темы апокалипсиса, отчуждения (обязательный атрибут гранжа) и самоубийства — пугающе, учитывая трагическую судьбу Корнелла — доминируют в текстах.
Oasis, Definitely Maybe
Технически, участники Oasis еще не были рок-звездами, когда вышел Definitely Maybe. Но этот альбом — заявление, звук группы, рвущейся в центр внимания. “Toniiiiiiiiight, I’m a rock ’n’ roll star,” вопит Лиам Галлахер на первом треке. Кто посмеет сказать ему, что это не так? Definitely Maybe познакомил мир с вечно враждующими братьями Галлахер — Лиамом и автором песен/гитаристом Ноэлем — парой рабочих ребят из Манчестера, которые бросили вызов миру, даже воюя друг с другом.
Definitely Maybe был полон громких гитар, презрительного отношения и нескольких тонн чванства. Забудьте об интроспекции — Oasis гнались за бессмертием и нашли его в "Live Forever", пуленепробиваемом рок-гимне для всех времен о том, как не быть обязанным пределам времени и пространства. На Definitely Maybe все грандиозно и все возможно; секрет в крупицах надежды, запеченных в пропитанные алкоголем псалмы. Альбом помог Britpop взлететь, а мечты Oasis о суперзвездстве сбылись, когда группа стала хедлайнером британского фестиваля Glastonbury через год после выхода Definitely Maybe. С тех пор и навсегда участники Oasis — рок-н-ролльные звезды.
Tom Petty, Wildflowers
Том Петти отошел от Heartbreakers, чтобы сделать сольный альбом Full Moon Fever в 1989 году, и в процессе создал один из самых успешных альбомов своей карьеры. Он повторил этот подвиг пять лет спустя с Wildflowers, коллекцией из пятнадцати песен, демонстрирующей Петти на пике его композиторского мастерства. Альбом задумывался как двойной, но, сократив его до одного диска, Петти продемонстрировал целый спектр настроений: от очаровательных акустических баллад до энергичных рокеров, меланхоличных отступлений и всего, что между ними.
Заглавный трек и открывающий альбом — классический Петти, бренчащий на акустической гитаре и, возможно, транслирующий свои собственные эмоции, когда заявляет: «Ты принадлежишь месту, где чувствуешь себя свободным». Роковый "You Wreck Me", один из двух треков, написанных в соавторстве с гитаристом Heartbreakers и сопродюсером Wildflowers Майком Кэмпбеллом, стал концертным хитом группы, как и сингл "You Don’t Know How It Feels". Переплетающиеся акустические гитары в "Don’t Fade on Me" демонстрируют, насколько инстинктивно синхронизированы были Петти и Кэмпбелл в музыкальном плане. В "It’s Good to Be King" отличная работа на клавишных от Бенмонта Тенча из Heartbreakers, а завершающая альбом "Wake Up Time" предлагает редкий момент Петти за фортепиано.
Nine Inch Nails, The Downward Spiral
С дебютным альбомом Nine Inch Nails 1989 года, Pretty Hate Machine, Трент Резнор доказал, что у индастриала есть место в мейнстриме. Вложив мелодию и традиционные структуры куплет-припев-куплет в индустриальные лязги и грохот, Резнор создал хит, продав более трех миллионов копий независимо выпущенной пластинки из жанра, который редко высовывался из андеграунда. Для следующего альбома Nine Inch Nails он замахнулся на большее.
Шестидесятипятиминутный концептуальный альбом о психическом срыве человека, The Downward Spiral идеально отразил дух процветающего альт-рок движения середины 90-х. Темный, отчаянный и наполненный громкой, агрессивной музыкой, альбом из четырнадцати треков стал культовым в самый важный год для альт-рок нации. Добавляет легендарности тот факт, что альбом был записан в доме, где семья Мэнсона убила актрису Шэрон Тейт и других летом 1969 года. Результатом стал альбом с ужасающими образами, резкими звуками и лирическими темами, охватывающими полную безнадежность. The Downward Spiral, с его бесстрашным взглядом на депрессию и самоубийство, каким-то образом стал коммерческим гигантом. Он достиг второго места, стал четырежды платиновым и включал несколько радио-хитов, в том числе "Closer" — широко неправильно понятую песню о ненависти к себе. И конечно же "Hurt" — шестиминутный трек, который подвел итог The Downward Spiral.
Nirvana, MTV Unplugged in New York
Nirvana была одной из крупнейших групп на планете, когда в ноябре 1993 года дала концерт для популярной серии MTV Unplugged. За знаковым альбомом 1991 года Nevermind последовал сырой и бескомпромиссный In Utero в 1993 году. Спустя два месяца после выхода второго альбома Курт Кобейн, Крист Новоселич, Дэйв Грол и гастролирующий гитарист Пэт Смир отыграли часовой сет в нью-йоркской студии Sony Music Studios с помощью виолончелистки Лори Голдстон и участников Meat Puppets Криса и Курта Кирквуда.
Вместо того, чтобы играть самые известные песни со своих двух хитовых альбомов, Nirvana наполнила свой сет-лист малоизвестными треками: каверами на Дэвида Боуи ("The Man Who Sold the World"), The Vaselines ("Jesus Doesn’t Want Me for a Sunbeam") и Lead Belly ("Where Did You Sleep Last Night"), а также тремя песнями Meat Puppets. Это было откровением, противоядием от обжигающей абразивности In Utero. Программа вышла в эфир 16 декабря 1993 года; четыре месяца спустя Кобейн умер от огнестрельного ранения, нанесенного самому себе. Когда MTV Unplugged in New York вышел в виде альбома в ноябре 1994 года, он стал реквиемом по покойному лидеру Nirvana и памятником его наследию.
Jimmy Page and Robert Plant, No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded
Два воссоединения Led Zeppelin были неудовлетворительными по многим причинам, что делало возможность новых маловероятной. Но когда MTV обратилось с идеей для одного из своих эпизодов Unplugged, Джимми Пейдж и Роберт Плант согласились. «Забыв» номер телефона Джона Пола Джонса, они воссоединились для этого амбициозного путешествия по каталогу Led Zeppelin, плюс четыре новые песни, в сопровождении расширенного инструментария (мандолина, бодхран, шарманка, банджо) и ансамбля из одиннадцати человек.
Результаты были впечатляющими, начиная с "Nobody’s Fault but Mine" Блайнда Вилли Джонсона, значительно замедленной по сравнению с версией на Presence 1976 года, и заканчивая эпическим "Kashmir", который звучал еще более созвучно с Кашмирской долиной, чем оригинал 1975 года. Оба музыканта чувствовали себя комфортно и были воодушевлены новым звуковым окружением (которое, конечно, не было полностью «unplugged»), и новые треки хорошо вписались, намекая на возможное будущее. Пейдж и Плант успели отправиться в турне и выпустить новый студийный альбом Walking into Clarksdale 1998 года, прежде чем закрыть эту главу.
Melvins, Stoner Witch
Из всех групп из района Сиэтла, подписавших контракты с крупными лейблами во время золотой лихорадки после Nirvana, Melvins, возможно, были самыми влиятельными и достойными. Естественно, они, вероятно, и меньше всего от этого выиграли. Тем не менее, мы получили три отличных альбома за годы трио на Atlantic Records, и Stoner Witch, где находится, пожалуй, самый близкий к хиту трек Buzz Osbourne и Dale Crover "Revolve", все еще является отличной отправной точкой для тех, кто интересуется группой. И давайте будем честны, вы должны услышать все, что возможно, от этих изобретательных, постоянно развивающихся гениев хард-рока.
Green Day, Dookie
Когда Green Day назвали свой третий альбом и дебют на крупном лейбле Dookie («какашка»), молодые панки, должно быть, были очень уверены, что это не кусок, ну, вы знаете чего. Они были уверены, и это было не так. Можно только представить себе эскатологические обзоры, которые последовали бы в противном случае. Dookie мог показаться кучей нытья старым фанатам The Clash, но для части беспокойного поколения X он запечатлел настоящую повседневную жизнь в сыром, революционном, определяющем жанр поп-панк формате.
В то время как Nirvana на побережье довольно туманно размышляли о скуке и апатии, трио из Беркли, штат Калифорния, излагало все простым языком и получало от этого удовольствие, начиная с первой строки “I declare that I don’t care no more!”. И какой ребенок не мог понять этот классический куплет из прорывного сингла "Longview"? Под руководством продюсера Роба Кавалло поп-панк великолепие чертовски безжалостно на Dookie, который породил еще четыре сингла: гиперактивный, панический "Basket Case"; более усиленный "Welcome to Paradise" (первоначально на Kerplunk! 1991 года); "She", вдохновленная феминистским стихотворением, которое бывшая девушка показала фронтмену Билли Джо Армстронгу; и "When I Come Around" — гимн о парне, который не хочет быть связанным. Dookie взлетел на второе место в Billboard 200, разошелся тиражом более двадцати миллионов копий по всему миру, получил премию «Грэмми», вывел группу на Woodstock '94, возглавил список 50 величайших поп-панк альбомов Rolling Stone и утвердил Green Day как главную группу в жанре, готовом взорваться.
Pearl Jam, Vitalogy
Заняв место среди лидеров гранж-революции, Pearl Jam стали странными на своем третьем альбоме. Влияние классического рока и панка, пронизывавшее первые два альбома, все еще присутствовало, но, прочно обосновавшись на вершине коммерческой горы, пятерка из Сиэтла раскрыла свою экспериментальную сторону, продолжая радовать поклонников жесткими гитарами и мучительным воем Эдди Веддера, сделавшим Ten и Vs. такими монстрами-хитами. В некотором смысле Vitalogy был реакцией Pearl Jam на этот успех.
Альбом был в основном написан и записан в туре, что позволило группе предаться своим самым первобытным позывам, поскольку она собирала треки, которые редко звучали так, будто принадлежат к одной пластинке. "Bugs", например, представлял собой разговорную речь поверх одного повторяющегося риффа аккордеона. "Aye Davanita" разложил вещи дальше на бессловесное песнопение, а "Stupid Mop", звуковой коллаж продолжительностью семь с половиной минут, который, должно быть, чертовски запутал любителей “Even Flow”, вообще обошелся без музыки. Тем не менее, Vitalogy дебютировал на первом месте и стал пятикратно платиновым: "Not for You", "Corduroy" и "Better Man" были радио-хитами, недалеко ушедшими от ожиданий, от которых Pearl Jam быстро избавлялись.
Stone Temple Pilots, Purple
Первый альбом Stone Temple Pilots (STP), Core, имел успех у публики, но был разгромлен большинством критиков, которые жаловались, что это был безликий, подражательный гранж. Квартет обладал уникальным отличием: читатели Rolling Stone назвали его лучшей группой 1994 года, а критики журнала — худшей группой 1994 года. Было ли это желанием заставить критиков замолчать или просто продемонстрировать свои музыкальные мускулы, STP расширили свою звуковую палитру для своего второго релиза.
На Purple группа добавила элементы блюза, джаза, кантри, фанка и фолка в свое сочинение песен и исполнение, оставаясь верной своим гранж-роковым корням Core. Это расширенное музыкальное направление было особенно ярко продемонстрировано в треке "Lounge Fly", который начинался с психоделической гитары, переходил в фанковый куплет, похожий на Red Hot Chili Peppers, затем переключался на рок-гимн в припеве, за которым следовал мягкий акустический гитарный бридж, прежде чем дойти до финала. "Interstate Love Song" был как дома на музыкальном автомате в техасском роудхаусе, так и на аренах, а "Big Empty" начинался с джазовых аккордов и вокала, прежде чем перейти к роковому припеву. Эксперимент не только сработал в художественном плане, но и окупился с лихвой, поскольку Purple дебютировал на первом месте в чарте Billboard 200, где продержался три недели, в итоге продав более шести миллионов копий. "Vasoline" и "Interstate Love Song" были хитами №1 в чарте Mainstream Rock и №2 в Alternative Airplay. Purple также попал в некоторые списки лучших альбомов 1994 года, достигнув редкого подвига — превратить недоброжелателей в верующих, сохранив при этом свою основную аудиторию довольной.