Вот и Ирка замуж выходит, а Николай Ефимович все тянет, предложения Варе не делает. Вся деревня знает, что он гуляет с Варварой, вся деревня обсуждает, женится председатель на ней или нет. Стыдно уже Варе на глаза людям казаться.
Весна! Для городских жителей радость, ушло холодное время, можно выходить на природу, радоваться ее пробуждению, любоваться рекой, греться под солнышком. Самое время встречаться, влюбляться, гулять под луной.
Для сельских жителей весна тоже радость, но и тревога. Люди приглядываются, когда прилетят скворцы, появились ли дрозды. Все важно, потому что нужно знать, какая нынче будет стоять погода, когда, что сеять, чтобы зерно скорее проросло, дало крепкие всходы.
Тетка Авдотья каждый вечер докладывала Ефимычу
- Николай, сегодня день был теплый, теперь сорок дней будет тепло стоять, снег живо растает.
- Что за день сегодня, тетя Авдотья?
- Так ведь двадцать второе марта. Завсегда так было, если в этот день тепло, все, весна пришла, сорок дней будет тепло.
А то скажет
- Ефимыч, Благовещенье сегодня, с утра туман был, и день, глянь-ко, какой теплый. Год нынче урожайный будет, лето теплое.
- Твоими устами, да мед пить, тетка Авдотья. Только приметы приметами, а как оно там будет, Бог знает. Надеюсь сильно на погоду, урожай нам позарез нужен, а то захиреем.
Зиму выжили, падежа скота не было, не считая нескольких овечек. Про них Ефимыч как-то подзабыл. Вернее, помнил, что овчарня есть, даже побывал там пару раз. Крыша не худая, ветер не гуляет, сено у овец есть. Полина, женщина, ухаживающая за овцами, ни на что не жалуется. Значит, здесь все хорошо, об овцах можно не беспокоиться.
Ефимыч вернулся с совещания в районе в самом благодушном настроении, ибо хвалили председателя колхоза «Вперед», другим в пример ставили. Нет у Солодова падежа скота, отел прошел хорошо, к посевным в колхозе все готово. Любит Ефимыч слышать в свой адрес хвалебные слова, хоть и скромничает.
Это еще не вся радость! Это что, на днях в колхоз пригонят новый трактор, и тракториста на время посевных отправят в колхоз в командировку. Своего тракториста нету. Василий Степанов, которого Ефимыч послал учиться на тракториста, сбежал, исчез, завербовался куда-то и с концами.
Зато и автомобиль обещали, только водителя где взять? Надо собираться и думать. Плохо еще знает Ефимыч людей. Эх, проморгал, надо было сразу несколько человек послать учиться на трактористов и шоферов. А где их взять? Думать надо!
Только собрался Ефимыч дойти до колхозного двора, проверить, как там обстоят дела, в кабинет ворвалась овчар, Полина, жена Авдея. Лицо злое и торжественное
- Что, председатель, дождался? Овцы стали дохнуть, падеж у нас начался!
- Как падеж, почему?
- Нечем кормить, сена-то нету. Ты всю зимушку возле коровника ползал, об овцах не думал, получай теперь!
- Чего ты молчала до сих пор, ты что, овец голодом морила?
- Сколько с осени сена привезли, столько и скормила, больше у меня нету. Тебе ведь только коровы интересны, у нас же зав фермой кто? Сама Варвара, красота неописуемая. Возле овец, Полина, что с нее взять, мужняя она жена.
- Погоди, Полина, при чем тут Варя, при чем коровы, ты за овец отвечаешь. Ты знаешь, что будет, если на самом деле начнется падеж? Мне выговор дадут, а тебя посадят за вредительство, понимаешь ты это?
- А мне все равно, напишу, докладывала я, ты сена не давал, ты извел овец. Меня посадят, зато и тебя снимут.
- Полина, за что? Я тебе, когда плохое слово сказал, чем я тебя обидел?
- Не обидел думаешь? Пошто Авдея с фермы прогнал? Он ведь у меня мужик гордый, а приходится Ваньке подчиняться, вот и пьет мой Авдей с горя. Сладко мне с ним жить? Все из-за тебя.
- Пусть будет из-за меня скотина при чем? Ой, иди, уходи отсюда, свободна!
- Куда идти?
- Куда хочешь иди, Поля! Я в овчарню поставлю другого человека.
- Как это, я там всегда работала, не пойду я в бригаду. Мужа с фермы выжил, хочешь меня с теплого места убрать? Не выйдет! Я жаловаться буду!
- Ступай, жалуйся, мне не привыкать. Там разберутся, дальше этого колхоза не сошлют.
Что-то надо делать! В конторе никого, кроме Глафиры. Собрать бы всех, посоветоваться.
- Глафира, зайди ко мне!
- Да, Николай Ефимович! Если про отчеты, то завтра к вечеру будут готовы.
- Я не про то, где все? Где Иван, Захар где?
- Так, Иван теще забор поправляет, Захара позвал помочь.
- Че рт знает что! Я вам стражник что ли? Стоит отвернуться, все в разные стороны разбегаются. Как простые колхозники будут стараться, если бригадир с агрономом в рабочее время забор чинят?
- На меня зачем кричать? Я их не заставляла, я-то сижу в конторе.
- Сегодня сидишь, в другой раз, нет. Я забыл, где Каратаева живет, в каком конце?
- Зачем она вам?
- Не она, дочка ее нужна, Ираида.
- Ирка сегодня Марфе помогает, мешки штопает, сами же приказали чтобы порядок был на складе.
- Ладно, иди! Я буду на территории.
Дойдя до складов, Ефимыч позвал Иру с собой, объяснив, что теперь она будет работать в овчарне. Ираида не очень обрадовалась
- Николай Ефимыч, я не могу, тетя Поля меня с кишками сожрет
- Не сожрет, подавится! Я тебе говорю, станешь в овчарне работать, все не в поле, а в тепле, трудодни круглый год. Давай, бегом на конюшню, пусть Кузьмич запрягает лошадь, подъезжайте к коровнику. Я там буду.
Заторопился Ефимыч к коровнику. Верно он сделал, что Варвару назначил зав фермой. Коровы в загоне, греются на солнце, худые, зато все живые. Ничего, лето скоро, пастбище у колхоза хорошее, поправятся.
Ворота фермы раскрыты настежь, проветривается помещение, молодец, все по уму делает Варя. Так и знал, что она тут. Сидит в своей каморке, что-то в тетрадь записывает
- Варя, здравствуй!
От неожиданности Варвара соскочила с места, покраснела, перекинула с груди на спину длинную светлую косу. У Николая перехватило дыхание. Он увидел Варю заново, как в первый раз.
Без телогрейки и ватных штанов, в которых она проходила всю зиму, Варя оказалась совсем не широкобедрой глиняной бабой. Она стройная, не худая, но и не полная, как казалось. Она изумительная даже в сатиновом синем халате, затянутом поясом.
От Варвары не скрылся восхищенный взгляд председателя. Она победно улыбнулась, заметил, наконец-то.
- Здравствуй, коли не шутишь! Давно не заглядывал на ферму, смотри, у меня все в порядке.
- Варя, я к тебе по делу. Тебе придется поделиться сеном. Овец кормить нечем, приходила Полина, овечка у нее пала.
- А не надо было давать топтать овцам сено-то. По норме надо было давать. Она накидает сена, не свое, не жалко. Не дам сена! Видел, от стога чуть осталось. Овец можно выгонять, они могут и прошлогодние былинки есть, найдут чего. Мои коровы, не овцы, траву щипать не умеют.
- Варвара, я могу и без твоего разрешения приказать забрать сено. Но я не хочу, чтобы ты держала на меня обиду. Надо сена совсем немного, только недельку продержаться. Там уж и выгонять на пастбище можно будет. Падеж начнется, мне ведь несдобровать, помоги мне, Варя!
- Ладно, забирай. Нет, я сама отдам, сколько смогу. Только тебе Полю с овчарни надо убирать.
- Варя, не место и не время об этом говорить, но, пожалуйста, скажи, правду говорят, что у вас с мужем Поли, Авдеем, как бы, любовь, что ли?
- Здрассьте! Тебе-то какое дело, председатель? У тебя бараны с голоду дохнут, а ты интересуешься, с кем у меня любовь?
- Интересуюсь, Варя, с первого дня, как увидел тебя, интересуюсь тобой и всем, что тебя касается. Только нет у меня времени узнавать тебя, ухаживать нет времени. Видишь, то коровник в порядок приводить, то выбивать корма, а то, сейчас с овцами что-то решать нужно.
- Если так уж интересно, скажу, нет у нас с Авдеем никакой любви и не было. Дурит он просто. Придумал себе, что он первый парень на деревне, все женщины ему доступны, а никто и не разбежался с ним в любовь играть, зря его Полина ревностью изводится. Да, нас, одиноких, в деревне хватает, но таких, чтобы с чужим мужем любиться, таких у нас нет.
- Спасибо, Варенька! Ты меня успокоила. Значит, у меня есть надежда, что смогу понравиться тебе. Я-то не женат, и так-то, тоже не обсевок в поле, хотя немного староват для тебя.
- Надежда есть, времени у тебя нет. Хотя мог бы позвать погулять вечерком за околицей, я бы согласилась, все равно больше не с кем.
- Варенька, а ты пойдешь, правда?
- А ты, Ефимыч, попробуй, позови, тогда узнаешь, пойду ли? Может быть я и пойду, да ты не застесняешься ли? Поди, неудобно солидному председателю колхоза девушку за околицу в лесок водить, что люди скажут?
Николай Ефимыч подошел близко к Варе, так близко, что разглядел крапинки в ее глазах, почувствовал ее дыхание на своих губах, положил руки ей на плечи
- Варенька! Я…
- Николай Ефимыч - Ира заскочила в каморку и, прикрыв рот рукой от изумления, попятилась к выходу. Вот это, да! Это что такое творит Варвара? Авдея довела до ручки, Иван-бригадир при виде ее млеет, мало ей, за председателя взялась.
Варю нисколько не смутило, что их с Ефимычем «застали»
- Что, председатель, попался? Что теперь станешь делать? Вся деревня будет знать, что ты связался с Варварой!
- Что делать? Придется объявить, что собираюсь жениться на Варе, как только она даст свое согласие. Мне деваться некуда, «застали», не могу позволить уронить честь женщины, которая мне нравится.
- Нравится, это не повод жениться. Пошли, председатель, выделю сена твоим овцам, так и быть.
Пронесло, падежа не случилось, обошлось парой овечек, но это естественный отбор. Все у колхозников получилось! Погоды стояли, лучше не надо, посевная прошла легко, ведь трактор есть, не все на лошадях пахать. Автомобиль пригнали, стоит, родной, водителя ждет.
Водитель, похоже, уже есть. Приехавший в командировку, тракторист Сашок, с Иркой гуляет, с дочерью Василисы Каратаевой! Он уже пробовал за руль автомобиля садиться. Круг проехал, получается у него! Только бы как-то не упустить парня, женить бы его на Ирке.
И это получилось у Ефимыча! Пообещал Сашку, если тот останется в колхозе, жилье ему будет
- Александр, я слыхал, у тебя еще братья есть, тесно живете?
- Да, Николай Ефимыч, тесновато. Вот, выучился на тракториста, думал, отделюсь, дом поставлю. Только трактора пока лишнего нету в колхозе. Когда еще дадут, неизвестно.
- Сашок, оставайся у нас, я тебе квартиру сразу дам.
- Откуда? Как я понимаю, у вас в деревне нет свободных изб.
- Есть, хорошая большая квартира есть, в доме, где Сельсовет.
- Так, она же Ваша!
- На что она мне? Я один, привык у Васильича жить. Тем более, с весны уже в чулане сплю. А что, Сашок? У тебя девушка есть, женись, забирай квартиру и живите, детей рожайте.
- Вы серьезно? Я сам думал, жениться бы, но куда мне жену приводить? Так-то я бы согласился, но ведь у меня паспорта нет, из колхоза не отпустят.
- Об этом, Сашок, не переживай, опустят, я все устрою.
Злится Варвара. У Ефимыча на всех хватает времени, только не на нее. Квартиру отдал Сашку, теперь вся молодежь там, ремонтируют квартиру. Ираида не ступает по земле, а летает. Сашок всем объявил, только квартира готова будет, распишутся они с Иркой
Уже и смотрины были, родители Александра приезжали невесту посмотреть. Довольные остались, уважают в этой деревне их сына. Жилье какое выделили! И невеста хорошая, никто про нее плохого слова не сказал, блюдет себя девушка.
Вот и Ирка замуж выходит, а Николай Ефимович все тянет, предложения Варе не делает. Вся деревня знает, что он гуляет с Варварой, вся деревня обсуждает, женится председатель на ней или нет. Стыдно уже Варе на глаза людям казаться.
Совсем уже отчаялась Варвара. Но вдруг, ни с того, ни с сего, является Николай в самый обед к ней домой
- Варенька пошли!
- Куда пошли, Николай? Что случилось?
- В Сельсовет пойдем, распишемся. Немедленно!
- Так ведь мы с тобой ни о чем таком не говорили, с чего?
- С того, что народ уже обсуждает, женимся мы или нет, беременна ты или нет? Что за люди? У нас с тобой еще ничего не было, они обсуждают! Сам, своими ушами слышал! Ну, можно сказать, подслушал.
- До тебя только что дошло? У нас, если парень девушку водит в лес за околицу, значит, он намерен жениться. А ты гулять меня водил, а предложения не делаешь, что люди должны думать?
- Я откуда знаю, что у вас так принято? У нас, например, парни и девки гуляют везде. Бывает, не по одному году гуляют. Ладно, Варя, собирайся и выходи за меня замуж. Пошли в Сельсовет.
Серафима Захаровна встретила пару приветливо
- Николай Ефимыч, Варенька, я рада, что вы наконец-то решились узаконить ваши отношения. А то, понимаете ли, некрасиво руководителю колхоза подавать такой пример молодежи.
- Какой такой пример мы подавали, Серафима Захаровна? Какой недостойный поступок мы совершили?
- Я не считаю, что совершили, но люди говорят. Не будем об этом. Значит, вы решили расписаться. С огромным удовольствием зарегистрирую ваш брак.
Продолжение Глава 35