В ноябре 1902 года было написано стихотворение Александра Блока «Вхожу я в темные храмы…». В нем впервые появляется образ «Прекрасной Дамы», который пройдет через все творчество поэта. Эта фигура словно прорисовывается на грани реальности и мистики, соединяя для Блока таинственную красоту женщины, божественное начало и идеал духовной чистоты.
Зарождение образа
История создания образа Прекрасной Дамы начинается с увлечения Блока философией Вечной Женственности, развиваемой Владимиром Соловьевым. Соловьев считал, что истинное назначение человека — стремление к абсолютной красоте, воплощённой в вечной женственности, которая символизирует божественную истину и любовь. Для Блока этот философский образ стал важным источником вдохновения, особенно в его ранней лирике, где он создает идеализированный образ Прекрасной Дамы, отождествляя её с высшей гармонией и духовной чистотой. Прототипом Прекрасной Дамы в реальной жизни стала избранница поэта – Любовь Менделеева. В ее образе он видел не только женщину, но и символ высшего света, источник вдохновения и духовного поиска.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»
В 1904 году Блок выпускает целый цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этих стихотворениях Прекрасная Дама предстаёт как идеал красоты и чистоты, как объект поклонения. В её образе поэт сочетает черты своей возлюбленной и одухотворённый символ чистой любви, божественного света. Одним из ярких стихотворений цикла становится как раз его первое произведение с этим образом «Вхожу я в темные храмы…», где Дама появляется в образе Богородицы, святой и недостижимой. Она стоит в храме, словно на алтаре, окруженная светом, но при этом остается недоступной для смертного. Этот образ сливает два мира — земной и небесный, где Дама одновременно близка и недосягаема:
«О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты»
Другим примером стихотворения из этого цикла является «Ты – Божий день. Мои мечты...». В произведении показаны орлы, которых пронзает стрела. Орел символизирует свободу, которой лишается лирический герой из-за своих чувств, но ради «светлой красоты» он готов жертвовать свободой:
«Стрела пронзает их сердца,
Они летят в паденьи диком...
Но и в паденьи — нет конца
Хвалам, и клекоту, и крикам!»
Символы, связанные с образом Прекрасной Дамы
Нельзя забывать, что Александр Александрович Блок – один из крупнейших представителей русского символизма. Поэт использует множество образов и символов, описывая Прекрасную Даму. Образ Дамы связан с ночным временем суток, что придает ей таинственность и божественность. Блок рисует ее на фоне ночного неба, усыпанного звездами, словно священный образ, который можно увидеть только тогда, когда мир засыпает и наступает тишина.
Символический цвет, связанный с Дамой, — белый, цвет чистоты и света, но часто он окружен темными оттенками. Этот контраст символизирует близость и недосягаемость Прекрасной Дамы, её божественную чистоту и загадочность.
Природа и погода также являются символами при описании Прекрасной Дамы. Блок использует множество образов, которые помогают создать атмосферу таинственного ожидания: луна, сумерки, ночной ветер. Прекрасная Дама — это призрак, лунный свет, видение в ночи, она находится «за гранью», но именно этим и притягивает к себе.
Смена образа Прекрасной Дамы
В поэзии Блока образ Прекрасной Дамы со временем теряет свои первоначальные черты. Символ Вечной Женственности постепенно растворяется в жизненных реалиях, и по мере взросления и изменения мировоззрения Блока его вдохновение обращается к более приземленным и загадочным женским образам. К началу 1910-х годов на место возвышенной и непостижимой Прекрасной Дамы приходит образ Незнакомки – женщины с земной красотой, которая появляется в настоящем мире.
Так завершается история Прекрасной Дамы в поэзии Блока — идеал уходит, уступая место реальному миру.
Автор: Аксинья Павлова