Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Аполлон и Дафна: подробно разберем известный греческий миф

Оглавление

Что происходит, когда бог музыки, красоты и пророчества влюбляется в нимфу, поклявшуюся защищать ее целомудрие? Это миф об Аполлоне и Дафне.

«Аполлон и Дафна », Джон Уильям Уотерхаус, 1908, частная коллекция; с «Аполлоном и Дафной», Пьеро дель Поллайоло, ок. 1441, Национальная галерея, Лондон
«Аполлон и Дафна », Джон Уильям Уотерхаус, 1908, частная коллекция; с «Аполлоном и Дафной», Пьеро дель Поллайоло, ок. 1441, Национальная галерея, Лондон

Миф об Аполлоне и Дафне — это история, описывающая, что происходит, когда похоть сталкивается с отвержением. Это история о силе любви, силе Купидона (или Эроса по-гречески), который может ослепить даже самого могущественного из греческих богов. В мифе Аполлон безумно влюбляется в Дафну, женщину, поклявшуюся оставаться девственницей. Аполлон охотится на Дафну, которая отказывается принимать его ухаживания. Прямо в тот момент, когда он ее ловит, она превращается в лавровое дерево, сцена, знаменито изображенная в скульптуре Бернини «Аполлон и Дафна»

Миф об Аполлоне и Дафне

Римская мозаика с изображением Аполлона и Дафны, II–III вв. н. э., Музей искусств Принстонского университета
Римская мозаика с изображением Аполлона и Дафны, II–III вв. н. э., Музей искусств Принстонского университета

Самый ранний источник этого знаменитого мифа о превращении — Парфений, греческий поэт, живший в 1 веке до н. э. Другой известный источник — Павсаний, греческий писатель-путешественник 2 века н . э. Однако самая лирическая попытка представить историю Аполлона и Дафны была предпринята римским поэтом Овидием в его «Метаморфозах» — сборнике греческих басен, написанных в 8 веке н. э.

В этой статье мы сначала рассмотрим историю, рассказанную Овидием. После этого мы рассмотрим другие версии. В заключительном разделе будет кратко представлена  ​​знаменитая скульптура Бернини «Аполлон и Дафна».

Аполлон убивает Пифона и оскорбляет Купидона

Аполлон, стреляющий стрелой в питона, и Купидон, приближающийся к Аполлону, Мастеру игральных костей, 1530-1560, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Аполлон, стреляющий стрелой в питона, и Купидон, приближающийся к Аполлону, Мастеру игральных костей, 1530-1560, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

История Аполлона и Дафны в «Метаморфозах» Овидия (I.438-567) произошла сразу после того, как Аполлон убил Пифона, великого змея, терроризировавшего человечество. Аполлон, которого Овидий называл Фебом, пронзил Пифона 1000 стрелами и основал священные Пифийские игры, названные в честь змеи. Святилище Дельф, где находился знаменитый оракул, называемый Пифией, было построено на мертвом теле Пифона.

После победы над таким могущественным врагом Аполлон был полон высокомерия. Увидев бога любви Эрота, более известного как Купидон, который был также известным лучником, Аполлон начал насмехаться над ним:

«Наглый мальчишка, что ты делаешь с оружием мужчин?»

Купидона часто изображали в виде крылатого мальчика, что объясняет комментарий Аполлона. Аполлон чувствовал, что Купидон крадет его славу, приобретая славу знаменитого лучника. Победив Пифона, он поверил, что он и только он достоин держать лук и колчан:

«Я могу наверняка поразить диких зверей и ранить своих врагов, и не так давно уничтожил бесчисленными стрелами раздувшегося Питона, который покрывал многие акры своим изъеденным чумой брюхом. Ты должен быть сосредоточен на том, чтобы разжечь скрытые огни любви своим горящим клеймом, а не претендовать на мою славу!»

Реакция Купидона на замечания Аполлона

Аполлон и Питон, Корнелис де Вос, по мотивам Питера Пауля Рубенса, 1636-1638, Музей Прадо, Мадрид
Аполлон и Питон, Корнелис де Вос, по мотивам Питера Пауля Рубенса, 1636-1638, Музей Прадо, Мадрид

Купидон не отнесся к обиде легко:

«Ты можешь поразить все, Феб, но мой лук поразит тебя: насколько все живые существа меньше богов, настолько твоя слава меньше моей».

Следующее, что сделал Купидон, было тем, чего Аполлон не ожидал. Бог любви погладил крылья и полетел прямо к богу музыки. Затем он выстрелил ему в грудь «золотой стрелой с острым блестящим наконечником». Эта стрела не убила и не ранила Аполлона. Истинная травма была не телесной, а сердечной, но Аполлон скоро это поймет.

Второй стрелой, «тупой со свинцом под древком», Купидон подстрелил Дафну , нимфу, которая также оказалась девственной охотницей богини Артемиды . Дафна была очень красива, и многие мужчины приходили просить ее руки. Однако она была предана охоте и следовала законам богини Артемиды, которая требовала целомудрия и девственности. Овидий пишет, что ее отец, речной бог Пеней, был не согласен с ее жизнью и просил ее остепениться и родить ему внуков:

«Дитя моего сердца, мне хочется иметь внуков», — сказал Пеней.
«Дорогой отец, позволь мне быть девственницей вечно! Отец Дианы даровал ей это», — всегда отвечала Дафна.

Любовь Аполлона встречает отвращение Дафны: трагический тупик

Аполлон и Дафна, Франческо Альбани, 1615–1620, Лувр, Париж
Аполлон и Дафна, Франческо Альбани, 1615–1620, Лувр, Париж

Возвращаясь к стрелам Купидона, у них обоих были особые способности. Та, что попала в Аполлона, была стрелой любви и сильной страсти. В тот момент, когда его ударила стрела, Аполлон заметил Дафну, охотящуюся в дикой природе, и не в силах сдержать свою страсть, погнался за ней. Однако стрела, поразившая Дафну, была стрелой, которая наполнила сердце нимфы отвращением к богу, который появился перед ней.

Месть Купидона была жестокой. Аполлон был безумно влюблен в женщину, которая ненавидела его всем своим существом.

Любовь Аполлона к Дафне была настолько сильна, что бог пророчества не смог предсказать его будущее, но все же его эмоции были неконтролируемы. Он приблизился к нимфе, которую теперь видел более красивой и добродетельной, чем она была на самом деле. Он начал восхвалять ее снова и снова. Но Дафна не могла выносить даже его присутствия. Прежде чем Аполлон смог получить должный ответ, Дафна сбежала.

Аполлон гонится за Дафной

Аполлон и Дафна,  Питер Пауль Рубенс, Musée Bonnat, RKD
Аполлон и Дафна,  Питер Пауль Рубенс, Musée Bonnat, RKD
«Подожди, нимфа, дочь Пенея, умоляю тебя!» — закричал Аполлон, но Дафна даже не оглянулась.

Бог продолжал умолять Дафну остановиться. Он пытался объяснить, что не представляет для нее никакой угрозы и что его намерения были благими и чистыми:

«Я, который гонится за тобой, не твой враг. Нимфа, подожди! Так овца убегает от волка, олень от горного льва, […] но именно любовь заставляет меня следовать за тобой! Пожалей меня!»

Погоня продолжалась, а Аполлон становился все более и более параноидальным. Он боялся, что Дафна может упасть и пораниться, но и остановиться он не мог. В безнадежной попытке остановить ее он начал объяснять ей, кто он такой. Кроме того, он был богом красоты, пророчества, медицины и музыки, ни одна женщина не должна была устоять перед ним:

«Опрометчивая девчонка, ты не знаешь, ты не можешь понять, от кого ты бежишь, и поэтому ты бежишь. Земли Дельф мои, Кларос и Тенедос, и Патара признают меня, своим царем. Юпитер (Зевс) — мой отец. Через меня то, что было, что есть и что будет, открывается. Через меня струны звучат в гармонии, под песню. Моя цель верна, но стрела, более точная, чем моя, ранила мое свободное сердце! Весь мир называет меня приносящим помощь; медицина — мое изобретение; моя сила в травах. Но любовь не может быть исцелена никакой травой, и мои искусства, которые лечат других, не могут исцелить своего носителя!»

Трагический вывод

Аполлон, преследующий Дафну, Джованни Баттиста Тьеполо, ок. 1755-1760, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Аполлон, преследующий Дафну, Джованни Баттиста Тьеполо, ок. 1755-1760, Национальная галерея искусств, Вашингтон
«Как галльская гончая, настигающая зайца в пустом поле, который устремляется к своей добыче, она — к безопасности»

Этими словами Овидий («Метаморфозы» 525–550) описывает погоню Аполлона и Дафны, когда история приближалась к трагическому завершению.

Аполлон сосредоточился на том, чтобы поймать Дафну. Он бежал и бежал, в то время как нимфа могла видеть, что она все ближе и ближе к тому, чтобы быть пойманной. Иногда Аполлон почти мог схватить ее, но она ускользала от него в последнюю секунду. Однако становилось ясно, что Дафна будет поймана рано или поздно. С течением времени Дафна истощалась. И вот, наконец, Аполлон схватил ее:

«Так дева и бог: он, движимый желанием, она — страхом. Он бежал быстрее, Амур дал ему крылья, и не давал ей покоя, висел на ее бегущих плечах, дышал на волосы, развевающиеся вокруг ее шеи. Ее силы иссякли, она побледнела, подавленная усилием своего быстрого полета».
Аполлон и Дафна, Пьеро дель Поллайоло , ок. 1441 г., Национальная галерея, Лондон
Аполлон и Дафна, Пьеро дель Поллайоло , ок. 1441 г., Национальная галерея, Лондон

В этот момент Дафна увидела воды реки своего отца Пенея и закричала:

«Помоги мне, отец! Если твои потоки имеют божественную силу, измени меня, уничтожь эту красоту, которая так нравится!»

Пеней помог своей дочери, которая теперь была в руках Аполлона. Дафна начала превращаться в дерево. Ее волосы стали листьями, ее руки ветвями, а ее ноги корнями. Прежде чем Аполлон успел взглянуть на ее лицо, оно исчезло. Единственное, что стояло там, где была Дафна, это прекрасное лавровое дерево (буквально дерево Дафны по-гречески).

Любовь Аполлона к Дафне никогда не умирет

Аполлон и Дафна, Джон Уильям Уотерхаус, 1908, частная коллекция, Wikimedia Commons
Аполлон и Дафна, Джон Уильям Уотерхаус, 1908, частная коллекция, Wikimedia Commons

Даже после превращения Дафны любовь Аполлона не ослабла. Бог бережно взял листья дерева в свои руки и поцеловал кору дерева. Затем он прошептал:

«Так как ты не можешь быть моей невестой, ты должна быть моим деревом! Лавр, с тобой, твоим символом будут вьются мои волосы, с тобой моя лира, с тобой будет мой колчан. Ты пойдешь с римскими полководцами, когда радостные голоса провозгласят их триумф, и Капитолий станет свидетелем их долгих шествий. Ты будешь стоять у косяков дверей Августа, верный страж, и сторожить корону между ними. И как моя голова с ее нестриженными волосами всегда молода, так и ты будешь носить красоту неувядающих листьев».

И действительно, с тех пор лавр стал священным деревом Аполлона. В Дельфах оракул жевал лавровые листья, прежде чем получить божественную мудрость, которую он переводил в пророчество. Также призом Пифийских игр, вторых по значимости игр в древности после Олимпийских, был лавровый венок.

Другие версии мифа

Аполлон любит Дафну, Никола Пуссен, 1663-1664, Лувр, Париж
Аполлон любит Дафну, Никола Пуссен, 1663-1664, Лувр, Париж

Согласно Парфению, Дафна была дочерью Амикла (а не Пенея) и жила в группе женщин, преданных Артемиде. Как последовательницы Артемиды, они должны были сохранять свою девственность, и, следовательно, ни один мужчина не допускался в их ряды. Однако Левкипп, сын Эномая, царя Писы, влюбился в Дафну.

Чтобы приблизиться к Дафне, Левкипп переоделся женщиной и стал ее лучшим другом, живя среди последователей Артемиды. Но Аполлон, который также был влюблен в Дафну и завидовал Эномаю, использовал свои божественные силы, чтобы заставить Дафну захотеть искупаться в ручье. Когда они прибыли, Дафна и ее служанки разделись, но Эномай отказался. Используя силу, женщины разорвали его одежду. Когда они поняли, что это был мужчина, который был с ними все это время, они тут же напали на него со своими копьями. Это был не конец несчастий Дафны. Аполлон, как и у Овидия, влюбился в нимфу и пришел к ней. В этой версии Дафна превратилась в дерево после того, как помолилась Зевсу (а не Пенею).

Павсаний, греческий писатель-путешественник II в. н. э., представляет ту же историю, что и выше, но с Дафной как дочерью реки Ладон.

Современник Павсания Гигин писал, что Дафна молила о защите Гею (Землю), которая превратила ее в дерево.

Аполлон и Дафна Бернини

Аполлон и Дафна, Джованни Лоренцо Бернини, ок. 1622-1625, Галерея Боргезе, Рим
Аполлон и Дафна, Джованни Лоренцо Бернини, ок. 1622-1625, Галерея Боргезе, Рим

История Аполлона и Дафны была особенно популярна среди художников на протяжении веков. Превращение женщины в дерево стало настоящим вызовом для всех тех, кто хотел доказать, что они могут преодолеть величайшую проблему в искусстве: изображение движения. Если не считать ничего иного, визуально именно об этом и идет речь в заключительном акте мифа об Аполлоне и Дафне — о быстром движении. Аполлон преследует Дафну, которая, за несколько мгновений до того, как сдаться, кричит отцу о защите. Два главных героя все еще движутся, пока Дафна постепенно превращается в дерево.

Скульптура Джан Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна» (ок. 1622-1625) сумела идеально отобразить этот момент. Скульптору также удалось создать непревзойденное произведение искусства, которое до сих пор восхищает своим движением и изяществом. Аполлон хватает Дафну, и его руки кажутся такими, будто они хватают настоящего человека. Отчаяние в глазах Дафны очевидно, поскольку она понимает, что ее поймали. В то же время ее руки только начинают превращаться в ветви.

«Аполлон и Дафна» Бернини  справедливо считается шедевром. Можно почти почувствовать отчаяние Аполлона, когда его возлюбленная превращается в дерево, а также переход Дафны от страха к облегчению. Это очень редкий случай, когда скульптура может запечатлеть движение таким образом, что можно почти увидеть, как разворачивается целая сцена, и «Аполлон и Дафна» Бернини, безусловно, один из таких редких случаев

#история #мифы #древняя греция #боги #олимп #зевс #гея #мифология #споры #аполлон #дафна #лавр