Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы завершаем разговор о Винсенте Ван Гоге рассказом о крупнейшем музее, посвященном его творчеству - музее Ван Гога в Амстердаме. Этот уникальный музей был создан благодаря стараниям родственников художника. Над его проектом работал лучший голландский архитектор ХХ века.
Всего через полгода после смерти Винсента Ван Гога семья Ван Гогов пережила еще один удар. Согласно заключению врача, «из-за переутомления и горя», Тео, любимый брат художника, умер. Ему было всего 33 года. Картины, наброски и письма Винсента Ван Гога к брату находились в руках вдовы Тео, Иоанны, которая после смерти мужа осталась с новорожденным сыном. Иоанна мало что знала о своем шурине. Друзья и родственники советовали ей избавиться от его работ. Но она начала читать письма брата «не ради Винсента, а ради Тео, чтобы узнать все, что волновало его перед смертью». Вскоре у Ван Гога появился (к сожалению, уже после смерти) горячий поклонник. Иоанна понимает, что дело всей ее жизни - сделать так, чтобы о «несчастном Винсенте» всегда помнили. Сегодня основное собрание Музея Ван Гога в Амстердаме - это коллекция Ван Гога, хранившаяся у вдовы Тео Ван Гога.
Однако достижения Иоанны не ограничиваются сохранением коллекции. Она начала публиковать письма Ван Гога в журналах, а в 1914 году выпустила трехтомное собрание писем художника. После смерти Иоанны в 1927 году коллекция Ван Гога перешла к ее сыну Винсенту Вильяму Ван Гогу, который жил недалеко от Амстердама. Искусствовед Джон Ревальд, посетивший племянника художника в 1930-х годах, писал: «Весь его дом - это памятник Винсенту Ван Гогу. Я не увидел здесь никаких признаков богатства. Привычки и уклад хозяев были максимально простыми». В результате Ван Гог арендовал на несколько лет помещения в Муниципальной галерее Амстердама, чтобы выставить картины из коллекции на всеобщее обозрение.
Винсент Вильям Ван Гог всегда помогал искусствоведам как можно лучше изучить творчество своего дяди. После Второй мировой войны он начал задумываться о будущем своей коллекции. Коллекцию можно было передать своим детям, но тогда уникальное собрание оказалось бы разделено. Ван Гог ведет себя по-другому. Он получил разрешение от властей Амстердама и правительства Нидерландов на строительство музея. Муниципальные власти города предоставили землю под строительство в Амстердаме. Правительство, в свою очередь, согласилось оплатить строительство здания и нести расходы, связанные с его эксплуатацией.
Строительство Музея Ван Гога началось в 1963 году. Винсент Вильям Ван Гог, опытный инженер, принимал активное участие в проектировании музея, заботясь о том, чтобы он стал местом, где и картины, и посетители будут в комфорте. Музей открылся в 1973 году и быстро стал одной из главных достопримечательностей Амстердама. Здание в современном стиле отличается элегантной простотой и воздушностью, а шедевры развешаны в галереях с открытой планировкой, что позволяет посетителям легко любоваться картинами.
Винсент Вильям Ван Гог посвятил этому музею всю свою жизнь. Он умер в 1978 году, за несколько дней до своего 88-летия. Джон Ревальд писал: «В доме Вильяма не осталось ни одной картины Винсента Ван Гога, но его владелец выглядит спокойным и счастливым, как будто груз, тяготивший его столько лет, наконец-то снят».
Коллекция музея
В Музее Ван Гога хранится более 200 картин Ван Гога (около четверти от общего числа), более 500 рисунков (половина графического наследия Ван Гога) и более 700 писем (большинство из них адресовано его брату Тео Ван Гогу). Также в музее хранится коллекция японских гравюр художника. Некоторые работы Ван Гога были приобретены уже после открытия музея. Однако основой коллекции остается собрание родственников художника. Помимо выставочных залов, в музее есть библиотека и научный отдел, что делает его настоящим центром изучения творчества Ван Гога. В музее также представлены работы друзей Ван Гога и других современных художников.
Архитектор
Геррит Ритвельд (1888-1964) был одним из самых известных голландских архитекторов XX века и участвовал в проекте музея Ван Гога. Он знаменит не только благодаря дизайну зданий, но и дизайну мебели (его отец также был известным мебельщиком).
В 1920-е годы Ритвельд был членом творческого объединения "Стиль" и позже сыграл заметную роль в культурной жизни Нидерландов. Художники, входящие в это сообщество, придерживались строгого абстрактного стиля и стремились воплотить идею "сбалансированной гармонии". Самым известным мебельным творением Ритвельда считается "Красно-синее кресло", созданное им в 1923 году.
Оно состоит из прямоугольных деревянных блоков, окрашенных в яркие цвета, и вызывает ассоциации с работами Пита Мондриана, который также является членом "Стиля". Что касается архитектурных проектов Ритвельда, то они были очень сдержанно приняты, и только после Второй мировой войны архитектор получил признание. Ритвельд скончался, когда строительство музея только началось, работа была доделана группой его сверстников и друзей.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: