Найти тему

Музеи мира: Музей Баррелла. Дело всей жизни мецената из Шотландии

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы завершаем подборку об Эдгаре Дега разговором об одном из музеев, имеющих богатую коллекцию его полотен - музее Баррелла.

Эдгар Дега, Танцовщицы в красном, 1900
Эдгар Дега, Танцовщицы в красном, 1900

Работы Эдгара Дега хранятся в музеях и галереях по всему миру, что свидетельствует о неугасающем интересе к творчеству художника и по сей день. Дега был любимым художником промышленника сэра Уильяма Баррелла (1861-1958), одного из самых увлеченных и знающих коллекционеров своего времени. Баррелл начал покупать произведения искусства еще в детстве и не расставался с ними до конца своей долгой жизни.

Принцесса Сесилия, Витраж, 1483-1484
Принцесса Сесилия, Витраж, 1483-1484

За все время он приобретал в среднем по две работы в неделю, и к концу жизни его коллекция насчитывала около 8 000 произведений, представляющих большую художественную ценность. В конце концов Баррелл передал коллекцию в дар своему родному городу Глазго и профинансировал строительство здания для ее экспонирования. Музей Баррелла открылся в 1983 году.

Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия

В 1875 году, в возрасте 14 лет, Баррелл начал работать клерком в семейной судоходной компании, основанной его дедом; через 10 лет, в 1885 году, умер его отец, и Баррелл и его брат Джордж возглавили компанию. Под их руководством компания достигла большого успеха и стала всемирно известной. Между братьями существовало четкое разделение труда: Джордж отвечал за технические вопросы, а Уильям был очень предприимчивым бизнесменом.

Ваза династии Минь, 1368-1398
Ваза династии Минь, 1368-1398
Джозеф Кроухолл, Девушка на велосипеде, 1896
Джозеф Кроухолл, Девушка на велосипеде, 1896

В 1905 году братья заказали 20 новых кораблей, а в течение следующих нескольких лет добавили еще восемь. Спрос вырос во время Первой мировой войны, и большинство этих судов было продано с огромной прибылью для братьев. Компания просуществовала до 1939 года, но Уильям Баррелл покинул ее вскоре после продажи судов в военное время. Он умело инвестировал вырученные средства и посвятил остаток жизни любимому коллекционированию.

Эдгар Дега, Портрет Эдмона Дюранти, 1879
Эдгар Дега, Портрет Эдмона Дюранти, 1879
Огюст Роден, Мыслитель, 1880-1881
Огюст Роден, Мыслитель, 1880-1881

Когда и как зародилась любовь Уильяма к искусству, неизвестно. Отец Уильяма неоднократно жаловался на то, что сын тратит карманные деньги на безделушки, а не на крикетные биты и теннисные ракетки.

Фигура Луоханя, 1484
Фигура Луоханя, 1484

Уильяма можно назвать прирожденным коллекционером с выдающимся вкусом и широким кругом увлечений. Его любимые предметы - европейское средневековое искусство, в основном витражи и гобелены, но он также собирал древнеегипетское, греческое и римское искусство, а также искусство Азии, включая китайскую бронзу, керамику, резьбу по нефриту и японские гравюры.

Средневековый витраж, 1444
Средневековый витраж, 1444
Голова древнеегипетской королевы, 1550-1295 до н.э.
Голова древнеегипетской королевы, 1550-1295 до н.э.
Страж гробницы, Династия Тан, 618-907
Страж гробницы, Династия Тан, 618-907

Уильяма больше всего увлекали французские мастера XIX века, и ему удалось собрать более 20 картин и рисунков Дега, а также работы Сезанна, Делакруа, Жерико, Мане, Милле и Сислея. Кроме того, здесь есть «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини, икона итальянского Возрождения, а также работы двух знаменитых голландских художников XVII века (ранний автопортрет Рембрандта и мужская фигура Франса Халса). Последняя, кстати, стала самой дорогой работой, приобретенной Барреллом.

Рембрандт ван Рейн, Автопортрет, 1632
Рембрандт ван Рейн, Автопортрет, 1632
Поль Сезанн, Шато в Медане, 1880
Поль Сезанн, Шато в Медане, 1880

В 1916 году Баррелл купил замок Хаттон, расположенный недалеко от границы между Шотландией и Англией. Самая старая часть здания датируется 1500-ми годами, но с тех пор оно неоднократно расширялось и перестраивалось. Баррелл перестроил дом, объединив три большие комнаты - столовую, гостиную и холл - в свою собственную коллекцию. Однако, несмотря на внушительные размеры новых комнат, они все же недостаточно велики, чтобы выставить всю коллекцию Баррелла, поэтому большая ее часть остается в хранилище.

Голова Сехмет, 1390-1352 до н.э.
Голова Сехмет, 1390-1352 до н.э.
Святая Вальбурга Айхштетская в сопровождении четырех монахинь, 1600-1625
Святая Вальбурга Айхштетская в сопровождении четырех монахинь, 1600-1625
Эдгар Дега, Жокеи под дождем, 1886
Эдгар Дега, Жокеи под дождем, 1886

До 1930-х годов Баррелл покупал предметы искусства исключительно для собственного удовольствия, но затем он задумался о создании общественного музея и в 1944 году передал свою коллекцию в дар городскому совету Глазго, а также 450 000 фунтов стерлингов на строительство подходящего здания. Однако городской совет Глазго столкнулся с трудностями при поиске подходящего места для музея. Сэр Уильям (получивший титул в 1927 году) хотел, чтобы музей располагался подальше от центра города, где загрязненный воздух мог повредить коллекции. В 1967 году другая известная благотворительница Глазго, дама Энн Максвелл Макдональд, предложила музею участок земли на окраине города, Поллок Парк. Это было идеальное место для музея.

Эдуард Мане, Женщины, пьющие пиво, 1878
Эдуард Мане, Женщины, пьющие пиво, 1878
Открытие Индии, Гобелен, 1500-1530
Открытие Индии, Гобелен, 1500-1530
Витраж из собрания музея
Витраж из собрания музея
Китайский фарфор из собрания музея
Китайский фарфор из собрания музея

В 1971 году британский архитектор Барри Гейсон выиграл конкурс на разработку проекта здания для музея, в котором сочетались бы традиции и современность. В здании были использованы элементы средневековой постройки, приобретенной Барреллом, например, двери и оконные рамы. В течение четверти века, с момента смерти Баррелла в 1958 году и до открытия музея в 1983 году, большая часть его коллекции оставалась в хранилище. За это время коллекция стала легендарной и была названа скрытым сокровищем. Однако после того как музей принял первых посетителей, стало ясно, что реальность превзошла ожидания.

Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия
Музей Баррелла, Глазго, Шотландия

Ваза Уорвика

Одним из самых важных предметов в коллекции Баррелла после смерти сэра Уильяма стала ваза Уорвика. Эта огромная мраморная ваза, вероятно, относится ко времени правления императора Адриана (117-138). Ее фрагменты были найдены на вилле недалеко от Рима, и приобретены около 1770 года британским послом в Неаполе, который был страстным коллекционером древностей. Осколки были собраны заново, и ваза приобрела современный вид. Посол подарил ее своему племяннику, графу Уорвику, и ваза оставалась в замке Уорвик в течение двух столетий до 1977 года, когда она попала в руки группы дилеров, которые намеревались перепродать ее в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Однако британское правительство не разрешило вывозить вазу за границу, и она была приобретена коллекцией Баррелла.

Ваза Уорвика
Ваза Уорвика
Ваза Уорвика
Ваза Уорвика

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: