Париж - город, где находятся главные вокзалы Франции. Приехавший в город путешественник в зависимости от того, в каком направлении он двигался, непременно окажется на одном из них, и не исключено, что это будет Северный вокзал или вокзал Сен-Лазар. Поезда из Орлеана прибывают в столицу Франции на вокзал Аустерлиц. Но так было не всегда. Раньше конечная станция Орлеанской железной дороги называлась Вокзал д'Орсэ и находилась прямо на берегу Сены, неподалеку от Министерства иностранных дел Франции.
Вокзал д'Орсэ был построен в 1898-1900 годах на месте старого дворца д'Орсэ, сгоревшего дотла при пожаре в 1871 году. Он расположен в престижном месте на левом берегу Сены, напротив Лувра и сада Тюильри, и был построен как парижский вокзал для железнодорожной компании, обслуживавшей юго-запад Франции. К зданию вокзала был пристроен роскошный отель на 370 номеров с помпезным танцевальным залом, выдержанным в стиле рококо. Построенный в 1900 году, к началу проведения Всемирной выставки в Париже, он впечатлял обширным пространством и элегантностью.
Архитектор Виктор Лалу, спроектировавший этот вокзал, богато украсил его фасад арками, колоннами, статуями, и разместил на крыше пирамиды, колоколенки, декоративные коньки и орнаментальные щиты. Все это скрывало великолепное многоуровневое сооружение, напоминающее кафедральный собор из металла и стекла.
Станция электрической железной дороги
К моменту окончания постройки вокзал д'Орсэ был одним из самых современных и технологичных сооружений в мире, оснащенным не только электрическим освещением, подъемниками и эскалаторами, но и способным обслуживать поезда на электрической тяге. Как писал один тогдашний путешественник, «всё здесь приводится в движение силой электричества. Даже багаж пассажиров переносится с уровня на уровень на подвижных роликах».
Один из современников и почитателей сказал так:
«Вокзал великолепен и напоминает дворец изящных искусств, и поскольку сам Дворец изящных искусств выглядит как вокзал, я настоятельно рекомендую Лалу поменять его назначение, пока еще есть время!»
Это высказывание оказалось пророческим. Уже в ближайшие двадцать лет бурный технический прогресс затруднил работу станции, и многие из приспособлений, еще недавно казавшихся новаторскими, стали устаревшими. В 1939 году вокзал окончательно прекратил свою работу, и в последующие годы он использовался для разнообразных целей. В 1945 году, в конце Второй мировой войны его превратили в пересыльный пункт для военнопленных, а в 1973 году - размещался театр Жана-Луи Барро и его жены.
С 1974 года здание стало местом проведения аукционов. Отслужив по назначению, вокзал д'Орсэ некоторое время никак не использовался; он постепенно разрушался, осыпался, и ему неоднократно угрожал снос.
Когда Париж был столицей мира
Решение превратить вокзал в музей пришлось на 1977 год. Строительные работы начались три года спустя и завершились к концу 1986 года. Под руководством архитекторов Рено Бардона, Филиппа Кольбока и Жан-Поля Филиппона были завершены все структурные переделки. Затем, в 1980 году, итальянский архитектор Гай Ауленти занялся восстановлением интерьеров здания. В 1980-х годах архитекторы музея д'Орсэ восстановили большинство сооружений Виктора Лалу. Так, например, был открыт главный зал, и стали видны его стеклянные арки и нефы.
Были созданы и новые элементы, такие, как небольшие выставочные комнаты, с плоским потолком, устроенные вдоль каждой стороны центрального пролета и связанные на двух уровнях рядом вестибюлей, расположенных вдоль фасада, выходящего на Сену. Естественным светом освещено несколько больших галерей на верху здания, под крышей вокзала и старого отеля. Некоторые помещения отеля выполняют свои прежние функции, так, например, просторная столовая стала теперь рестораном при музее. Видимые повсюду старые конструкции Лалу, например, чугунные колонны и металлические решетки, органично вписаны в сооружения из современных материалов. Музей открыл двери для посетителей 1 декабря 1986 года.
В содружестве крупных парижских музеев д'Орсэ отвечает за период между тем, что демонстрирует Лувр, и тем, что представляет Центр Помпиду, то есть период между классицизмом и фовизмом, а если исчислять в датах, то между 1848 и 1914 годом. Хотя, конечно, столь четкого размежевания между ними нет. В целом здесь собрана живопись второй половины ХIХ века, когда Париж, согласно высказыванию немца Вальтера Бенжамина, был столицей мира, иными словами - столицей изящных искусств.
Помимо живописных полотен в залах музея можно найти работы архитекторов, скульпторов, фотографов, произведения декоративного и индустриального искусства. Разнообразие собранных материалов не может не удивлять. Разумеется, здесь широко представлены работы импрессионистов - Мане, Сезанна, Гогена, Моне и Ренуара,
однако помимо них посетитель может увидеть картины Энгра и Делакруа, а также работы давно забытых участников парижских выставок прошлого, чьи исторические картины и парадные портреты ценились когда-то гораздо выше, чем холсты импрессионистов.
Одна из галерей посвящена творчеству Тулуз-Лотрека, другая Курбе. Здесь есть скульптуры Родена, с которыми соседствует экстравагантное стекло представителей Ар-Нуво Лалика и Галле. В музее есть даже мебель знаменитого американского архитектора ХХ века Фрэнка Ллойда Райта.
Экспозиции музея подобраны в хронологическом порядке, но по художественным направлениям, и там, где это возможно, художники собраны вместе. Экспонаты нередко представлены на фоне роскошного убранства комнат и залов бывшего отеля. Первое впечатление от встречи с музеем - величественный объем его главного зала. Там, где раньше пролегали железнодорожные рельсы, теперь - гладкий путь, оправленный в каменные плиты и украшенный скульптурой. Слева и справа от него расположены тематические разделы живописи и пластических искусств.
Источники коллекции
Большинство работ, собранных в музее д'Орсэ, поступило сюда из двух основных источников - музея Жё де Пом, который начиная с 1947 года был крупнейшим хранилищем полотен импрессионистов, и Музея современного искусства, в собраниях которого оказалось множество работ периода 1848-1914 годов, принадлежавших художникам, не причисленным к импрессионистам, но и не примкнувшим к направлению модернистов. Однако картины многих постимпрессионистов, таких, как Серюзье, Вюйар и Боннар, слабо представлены в государственных музеях, и собрать более представительную коллекцию удалось только благодаря частным пожертвованиям (от таких коллекционеров, как Поль Меллон) и недавним приобретениям музея, как во Франции, так и за рубежом.
Первый этаж здания вокзала охватывает искусство периода между 1848 и 1870 годом, что совпадает с эпохой Наполеона III и Второй империей. Одновременно с установлением Третьей республики расцветает искусство модерна, поначалу в творчестве импрессионистов Клода Моне, Эдгара Дега и Поля Сезанна, за ними последовали Жорж Сёра, Винсент ван Гог и Поль Гоген, и так до Анри Руссо. Их произведения размещены на верхнем этаже музея д'Орсэ, где некогда располагались рестораны и залы ожидания. На одной из галерей можно увидеть огромную статую писателя Бальзака, выполненную Огюстом Роденом.
Моне в музее д'Орсэ
В музее д'Орсэ хранится около 60 картин Клода Моне. Они занимают три выставочных зала. В одном из них, расположенном на первом этаже, представлены картины не только кисти Моне, но и Ренуара, Базиля и Гогена. Все они написаны до 1870 года. Полотна Моне, созданные до 1880 года представлены во втором выставочном зале наряду с работами Ренуара, Писсарро, Сислея и Кайботта, относящимися к тому же периоду. Третий зал целиком отдан под картины Моне, написанные после 1880 года, среди которых можно увидеть удивительную серию изображений Руанского собора, сыгравшую важную роль в творчестве художника.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: