Найти в Дзене

Жизнь, наполненная страстью: ВИНСЕНТ ВАН ГОГ. Часть четвертая: Стиль и техника. Неистовая детельность

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим как о стиле и технике Винсента Ван Гога, так и о ключевых темах и образах художника. Последние годы жизни Ван Гога прошли в неистовой творческой страсти. Созданные им образы раскрывают жестокость окружающего мира, а также боль и страсть, которые сокрушали самого художника.

Арена в Арле, 1888
Арена в Арле, 1888

Ни один выдающийся художник не создал столько работ за столь короткий срок, как Ван Гог. Вся творческая карьера Ван Гога длилась всего десять лет, но он оставил после себя около 800 картин и бесчисленное количество рисунков. Это кажется еще более удивительным, если вспомнить, что судьба отвела Ван Гогу еще меньше времени для творчества в первой половине его пути, и только в последние пять лет он начал создавать свои лучшие работы. История живописи до и после Ван Гога не такого не знала.

Завод в Аньере, 1887
Завод в Аньере, 1887

Когда Ван Гог только начинал свой творческий путь в 1880 году, он намеревался стать деревенским живописцем, изображающим жизнь простых людей. Это художественное направление было модным в то время, и одним из самых ярких его представителей считается французский живописец Жан-Франсуа Милле, умерший в 1875 году.

Розовый персик в цвету, 1888
Розовый персик в цвету, 1888

Ван Гог близко познакомился с творчеством Милле, когда продавал некоторые его гравюры у арт-дилера, в фирме которого работал. В начале своей карьеры художника Ван Гог прошел около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревни на севере Франции, чтобы навестить Жюля Бретона, одного из самых известных последователей Милле.

Грушевое деревце в цвету, 1888
Грушевое деревце в цвету, 1888

Однако, когда они встретились, Ван Гог был разочарован Бретоном, который рисовал сцены жизни крестьян, занятых тяжелым трудом, в то время как сам он был богат. Такое отношение было характерно для Ван Гога, который всегда писал картины от души и сердца. Иногда Ван Гог копировал работы других мастеров, но это была лишь часть его обучения; сам он всегда старался отразить на холсте реальную жизнь, без приукрашивания. Он писал в 1885 году: «Изобразить жизнь крестьянина - трудная задача, но я не простил бы себе, если бы мои картины не заставляли зрителя серьезно задуматься».

Три белых коттеджа в Сент-Мари, 1888
Три белых коттеджа в Сент-Мари, 1888

Действительно, до того как художник переехал в Париж в 1886 году, основными фигурами на его картинах «голландского периода» были крестьяне и ткачи, сельские и деревенские пейзажи. Ван Гог иногда он платил небольшую плату местным жителям, которые приходили позировать ему, хотя его всегда раздражали их выходные наряды. Он даже собирал старую одежду, которую носили крестьяне, рыбаки и другие рабочие, чтобы придать своим героям более естественный вид.

Копающая крестьянка, 1885
Копающая крестьянка, 1885

Шедевр Ван Гога, изображающий реальную повседневную жизнь, - «Едоки картофеля», созданный в 1885 году. Он писал: «Я хотел бы подчеркнуть, что под керосиновыми лампами эти люди сидят вокруг обшарпанного стола, своими руками посадили картофель и теперь своими руками вынимают его из тарелок». В отличие от таких художников, как Бретон, идеализировавших деревенскую жизнь, Ван Гог писал пустынные полотна, воспроизводящие неприглядные, но удивительные образы бедности, которые были знакомы ему всю жизнь.

Крестьянка у очага, 1885
Крестьянка у очага, 1885

В Париже стиль живописи Ван Гога начал быстро меняться. В это время брат художника Тео увлекся импрессионистами, и, увидев их работы, Ван Гог сам начал по-другому использовать цвет и свет.

Бульвар Клиши, 1887
Бульвар Клиши, 1887

Некоторое время он также интересовался пуантилизмом, предложенным Жоржем Сёра и его последователями. Суть их метода заключалась в том, чтобы нанести на холст одну за другой точки чистого цвета. При взгляде с расстояния эти точки смешивались друг с другом, создавая ощущение цвета, отличного от цвета, смешанного на холсте. Вместо того чтобы использовать сплошные цветовые точки, Ван Гог разработал свой собственный метод ритмичного нанесения толстых слоев краски на холст.

Натюрморт с красной капустой и луком, 1887
Натюрморт с красной капустой и луком, 1887

В Париже Ван Гог не только изменил цветовую палитру, которую использовал в Голландии, но и значительно расширил тематику своих работ, отдавая явное предпочтение портретам и сериям натюрмортов. Ван Гог черпал вдохновение не только в идеях импрессионистов, но и в японских гравюрах, отходя от натурализма к более экспрессивному и точному стилю.

Сеятель, 1888
Сеятель, 1888

Ван Гог переехал в Арль в 1888 году, потому что солнечный юг Франции больше напоминал ему Японию, чем холодный север, где он жил раньше. В последние два года жизни болезнь оставляла ему мало времени для работы, но за это короткое время Ван Гог создал почти половину своих сохранившихся картин. Иногда он работал над новой картиной каждый день в течение нескольких недель подряд. В это время краски Ван Гога стали более смелыми, а его отношение - более свободным и энергичным.

Звёздная ночь над Роной, 1888
Звёздная ночь над Роной, 1888

«Вместо того чтобы пытаться точно воспроизвести то, что находится у меня перед глазами, — писал он, — я использую цвет более свободно, и это помогает мне точнее выразить себя».

Ивы на закате, 1888
Ивы на закате, 1888

В последних картинах Ван Гога вновь появляются мрачные тона, как будто в память о прошлом. Однако, даже если мы считаем, что эти тона предвещают скорую смерть художника, нельзя не заметить, что его последние работы наполнены любовью к жизни.

Прогулка заключённых, 1890
Прогулка заключённых, 1890

Рисунки

Первая половина карьеры Ван Гога была посвящена живописи. Ван Гог, добившийся огромных успехов на этом поприще, был не только одним из величайших живописцев всех времен, но и одним из самых блестящих рисовальщиков XIX века. В своих ранних работах Ван Гог экспериментировал с различными материалами для рисования, включая столярные карандаши и черные мелки для литографий. Это способствовало формированию раннего стиля Ван Гога с его жесткими, иногда грубыми мазками. Одна из таких ранних работ - «Женщина, чистящая картофель» 1882 года.

Женщина, чистящая картофель, 1882
Женщина, чистящая картофель, 1882

Художник часто писал одновременно разными материалами: пастелью, гуашью, тушью и карандашом. По мере совершенствования техники художника его мазки становились все более быстрыми и менее жесткими, оживляя изображение. Рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колоски» 1885 года демонстрирует эту новую технику.

Крестьянка, собирающая колоски, 1885
Крестьянка, собирающая колоски, 1885

Влияние японского искусства

Японские гравюры были источником вдохновения для многих художников-новаторов конца XIX века. Ван Гог впервые упомянул о японском искусстве в своих письмах 1885-1886 годов, но только после его переезда в Париж в 1887 году японские гравюры оказали сильное влияние на стиль живописи Ван Гога. Японские гравюры были настолько доступны и недороги, что Ван Гог собрал их около 200 штук. Художник развесил их по стенам своей комнаты, а в марте 1887 года устроил выставку японских гравюр в кафе «Тамбурин». Прозрачные цвета и веселая атмосфера этих картин завораживали и расслабляли Ван Гога, позволяя ему хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Японские эстампы познакомили Ван Гога с использованием ярких цветов и плавных форм, но, в отличие от других художников, он смог удержаться от соблазна скопировать высокие ракурсы и спонтанные наброски, которые были характерны для японской живописи и привлекали его современников. Примером полностью «японизированной» работы Ван Гога является его этюд «Куртизанка».

Куртизанка, 1887
Куртизанка, 1887

Автопортреты

Ван Гог создал около 40 автопортретов, сопоставимых с известными портретами Рембрандта. На самом деле, если Рембрандт писал свои автопортреты в течение 40 лет, то все автопортреты Ван Гога были закончены в последние пять лет его жизни. Ван Гог рисовал себя в столь разных состояниях, что портреты выглядят как разные люди. Сравните, по крайней мере, два автопортрета - 1887 года

Автопортрет, 1887
Автопортрет, 1887

и 1888 года.

Автопортрет, 1888
Автопортрет, 1888

Художник сам писал в одном из писем своим сестрам: «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному... при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф».

Импасто

Ван Гог обычно наносил краску так густо, что все мазки были хорошо видны. Эта техника позволяла ему создавать картины с богатой текстурой, как на картине «Коровы», написанной в 1890 году.

Коровы, 1890
Коровы, 1890

или «Морском виде в Сен-Мари», 1888 года.

Морском виде в Сен-Мари, 1888
Морском виде в Сен-Мари, 1888

В живописи эта техника известна как «импасто». Ее использовали многие художники-импрессионисты. Появлению этой техники способствовали краски в металлических тюбиках, которые впервые появились в 1840 году. Краски в тюбиках были гуще, чем раньше, и их можно было выдавливать прямо на холст, не боясь размазать. Кроме того, краски могли смешиваться машиной, а не вручную (еще одно новшество), что делало их более однородными и более подходящими для техники импасто. Техника импасто Ван Гога отличалась от техники импрессионистов. Мазки Ван Гога были более выразительными и энергичными, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886), чьи работы он открыл для себя в 1886 году (репродукция картины Монтичелли «Фауст, Маргарита и Мефистофель» помещена снизу).

Адольф Монтичелли, Фауст, Маргарита и Мефистофель, 1870-1886
Адольф Монтичелли, Фауст, Маргарита и Мефистофель, 1870-1886

В 1890 году Ван Гог и его брат Тео помогли опубликовать первый каталог картин Монтичелли. В сопроводительном тексте художник был назван гением.

Натюрморт

Ван Гог обладает удивительной способностью чувствовать что-то в самых простых предметах, например, на картине «Стул Винсента с трубкой», созданной в 1888 году, изображен самый обычный стул.

Стул Винсента с трубкой, 1888
Стул Винсента с трубкой, 1888

На протяжении веков цветы в натюрмортах символизировали краткость человеческой жизни. Однако натюрморты Ван Гога отличаются от них. В них примечательно то, что с помощью цвета и мазков он смог не только передать внешний образ предмета, но и наделить содержание картины эмоциональным подтекстом. Хотя некоторые картины Ван Гога выражают одиночество, его цветы всегда полны жизни и бодрости, как, например, в натюрморте с чертополохом 1890 года

Натюрморт с чертополохом, 1890
Натюрморт с чертополохом, 1890

и картине «Четыре увядших подсолнуха», 1887.

Четыре увядших подсолнуха, 1887
Четыре увядших подсолнуха, 1887

Изображающая спальню художника картина 1888 года была создана, чтобы выглядеть как любовно выполненное полотно, на котором, как писал сам Ван Гог, он хотел передать «ощущение спокойствия и отдыха».

Пейзаж

Для Ван Гога природа всегда была тесно связана с его эмоциями. В результате его пейзажи не только красивы, но и напрямую выражают собственные эмоции художника. Например, природа в его ранней голландской работе «Пейзаж Брабанта» полна тоски и меланхолии,

Пейзаж Брабанта, 1885
Пейзаж Брабанта, 1885

в то время как на картине «Лес и подлесок», 1887, написанной художником в Париже, она предстает светлой и умиротворенной.

Лес и подлесок, 1887
Лес и подлесок, 1887

Приехав в Арль, Ван Гог написал: «Мне кажется, что эта земля по своей атмосфере и ярким краскам не уступает Японии». Здесь он создал серию пейзажей с изображением полей и цветущих деревьев. Эта серия выражает радость художника от общения с природой, окружающей его новую землю. Примером может служить картина «Пшеничное поле» 1888 года.

Пшеничное поле со снопами, 1888
Пшеничное поле со снопами, 1888

Правда, в некоторых последних картинах Ван Гога появляется ощущение одиночества: «Я вижу широкие полосы пшеницы под тревожным небом, и мне не нужно больше искать объект, с помощью которого я мог бы передать свою грусть и полное одиночество».

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: