В комментариях к статье о жизни на планетах-океанах появился вопрос, – хороший и правильный. Как будут развиваться события, если суша есть, но её мало? Можно представить себе планету «почти океан», на которой нет континентов, но присутствуют острова, включая и крупные. Как Новая Зеландия.
...Мадагаскар, кстати, в три с половиной раза превосходит Новую Зеландию площадью. Тем не менее, и на его примере можно видеть эффекты биосферной эрозии. В настоящий момент остров заселён десантниками из Африки, в разное время переправившимся на естественных плотах. Но населён – кое-как. При относительно большом количестве видов жизнь не породила там достойного разнообразия форм. Множество экологических ниш просто пустуют.
На территории ограниченной сотнями тысяч квадратных километров биосфера современного уровня развития не воспроизводит себя. И это в условиях, когда рядом континенты, с которых на остров, восполняя убыль, перебираются птицы, рептилии, а при удаче и млекопитающие. Понятно, что на «полуокеане» на такое рассчитывать не приходится.
Какого уровня развития может достичь жизнь на полностью изолированном острове площадью с Новую Зеландию, – неизвестно. Материала для анализа земная биосфера не предоставляет. Единственное, что можно утверждать с уверенностью, – жизнь на сушу выйдет. Выходит же – в форме пальмовых воров. И тут можно вспомнить, что пальмовые воры – раки отшельники, а при выходе на сушу некоторое время используют раковины уже сухопутных брюхоногих. То есть, за моллюсков, червей и членистоногих можно не беспокоиться. Эти – выйдут. Была бы суша.
Но уже с позвоночными возникает техническая проблема. Если членистоногие выходят из моря через приливно-отливную зону, то позвоночные – сделали это через реки. Что предполагает развитие в пресных водоёмах, – в частности, адаптацию к кожному и лёгочному дыханию в бедной кислородом среде. Однако, новозеландские реки мелки, быстры, и с кислородом там всё в порядке. От острова трудно ожидать иного.
С другой стороны, есть пример илистых прыгунов, выбирающихся на сушу именно через побережье… Но в любом случае, тут не приходится рассчитывать на многое. Экосистема построенная на ограниченном пространстве окажется бедной и неустойчивой, – как (справедливо) считается очень уязвимой экосистема Арктики. Недостаточное разнообразие видов означает, что вымирание одного из них с высокой вероятностью вызовет эффект лавины.
Можно предположить, что история каждого из крупных островов «полуокеана» будет представлять собой последовательность вымираний, раз за разом отбрасывающих жизнь на суше назад, – к побережью.