Знакомые кадры, не успевшие ещё полностью испариться из информационного пространства даже на фоне президентских выборов в США. Такой себе, «чисто британский» инцидент, по совпадению (❓) имевший место как раз накануне саммита БРИКС в Казани – 21 октября 2024 года.
Отважная австралийка, сенатор Лидия Торп, бросает вызов британскому монарху Карлу III: «Вы совершили геноцид против нашего народа. Верните нам нашу землю. Верните нам то, что вы у нас украли, — наши кости, наши черепа, наших детей, наш народ. …Это не ваша земля. Вы не мой король. Вы не наш король!».
С геноцидом, землёй, народом и детьми всё более-менее понятно. А вот что там с костями и черепами?
На самом деле сенатор Торп поднимает одну из крайне болезненных тем: отвратительную привычку «цивилизаторов» коллекционировать людей – в том или ином виде. Живые, понятно, некогда в кандалах отправлялись на плантации (или в резервации), а мёртвые, как ни странно, зачастую оказывались … в музеях и частных коллекциях. Где и пребывают до сих пор, причём массово, несмотря ни на какие спецзаконы (об этом ниже ⬇️) и прочие «права человека».
Мы уже упоминали европейскую «моду» на «экзотику» из покорённых стран и вот теперь попробуем догадаться о размахе, который это всё имело. Следы колониальных устоев заметны и сегодня, хотя их пытаются поместить в исключительно позитивный контекст. Например, летом 2023 года британская The Guardian с воодушевлением рассказывала о возвращении на родину, в Новую Зеландию, останков 95 человек из нескольких музеев Германии (тут как-то сами собой напрашиваются определённые исторические ассоциации 🤔), в том числе и шести «той моко» – мумифицированных голов с татуировками.
Как они вообще там оказались? Дело в том, что, как пишут в той же статье, «в начале XIX века велась оживлённая торговля мумифицированными головами маори, имеющими татуировки. [Такой бизнес] был делом прибыльным: за [подобными артефактами] охотились коллекционеры. Вплоть до 1970 годов останки [представителей народностей] маори и мориори находились в широком товарообороте в качестве [заморских] диковин или объектов, представляющих интерес для науки. Некоторое количество черепов, которые впоследствии оказались в распоряжении [различных] международных заведений, были украдены из священных мест захоронений».
Метнёмся через океан. В Калифорнии, сообщает Newsweek, имеется первая по численности в США «коллекция» мёpтвых индейцев: «Анализ, основанный на открытых данных … 2023 года о количестве [останков и артефактов] …, показывает, что ими располагает бо́льшая часть кампусов Калифорнийского университета и что в Беркли находится самая многочисленная коллекция невозвращённых останков и артефактов во всей стране».
В каком-то смысле, неприкрытая преемственность: на фото справа – британский генерал Горацио Гордон Робли на фоне своей коллекции «той моко», 1895 год. Уйдя в отставку, Робли решил собрать как можно больше этих «артефактов» и в итоге у него их оказалось 35. В 1908 году он попытался продать их правительству Новой Зеландии за 1000 фунтов, однако ему отказали. Тем не менее – что характерно! – позднее почти всю коллекцию у него выкупил Музей естественной истории в Нью-Йорке за 1250 фунтов. (Источник: Энциклопедия Новой Зеландии, 1966.)
Слева – фото из соцсетей калифорнийского антрополога Элизабет Вейсс: искренняя и неподдельная радость по поводу возвращения к «старым друзьям». Newsweek комментирует: «Восемнадцатого сентября 2021 года профессор антропологии Университета штата Калифорния в Сан-Хосе Элизабет Вейсс … опубликовала [в соцсетях] фото, на котором она голыми руками держит [череп] индейца мувекма олоне – грубое нарушение установленного протокола обращения [с останками]».
Параллели с любителями фотографироваться на фоне замученных и повешенных времён Второй мировой, а ещё, поближе, кампаний в Ираке и Афганистане, просматриваются невооружённым глазом. От себя добавим, что эта самая Элизабет Вейсс даже написала книгу о своей «битве» с «индейцами, притворщиками и воинствующими воукистами»: видимо, в ответ тем, кто некогда пытался её урезонить.
Вернёмся к музеям: третьим по величине жутковатым собранием «экспонатов» в США владеет штат Огайо, отмечает тамошняя газета Columbus Dispatch. В 2023 году местная организация «Связь с историей» планировала даже создать клaдбищe при музее для захopoнения – внимание! – останков 7 167 индейцев, которые до сих пор «погpeбены» в его запасниках. По замыслу, под него отводилась территория площадью в 6 акров, т.е. около 243 соток.
Впечатляет!
Продолжает тему издание Native News Online: «По словам директора музея, одних эксгумировали профессиональные археологи – в том числе и сотрудники [организации] – ещё в конце XIX века; других передали музею археологи-любители и обычные граждане, которые наткнулись на человеческие останки, работая на своих участках: [это имело место] и в 2022 году».
Интересно, что в Огайо, «а также Вайоминге и Нью Джерси, нет законов по защите останков индейцев, если они были эксгумированы на частной территории, как и установленных требований о проведении совещаний с племенем на предмет того, кто должен заниматься перезахоронением». Другими словами, всё на усмотрение собственника.
То, что среднестатистические американские граждане по-прежнему находят коренных на своих участках, подтверждает два момента: во-первых, сразу становится ясно, кому на самом деле всегда принадлежала эта земля (самым древним останкам – 6000 лет, а возможно, и больше) и, во-вторых, насколько массовым и тотальным было истребление.
Попытки как-то решить проблему, безусловно, предпринимались: с 1990 года в США действует Закон о защите и репатриации мoгил коренных американцев (Native American Graves Protection and Repatriation Act, NAGPRA). Однако в отдельно взятом Огайо его не спешат выполнять: на сегодня, спустя более 30 лет с введения NAGPRA, музей вернул племенам лишь 0,2% от общего количества удерживаемых им (не)упокоенных индейских предков – 17 человек. Да и вообще, музеи и прочие учреждения настроены, скорее, искать лазейки в законодательстве, чем расстаться со своими жуткими коллекциями.
Очевидно, что никакими научными – антропологическими – и, тем более, эстетическими соображениями такое оправдать нельзя. Ответ на вопрос, зачем им эти люди в таких количествах на самом деле, можно попытаться найти, например, в статье The Washington Post: «В 1965 году на открытии Зала физической антропологии посетители Смитсоновского музея увидели [инсталляцию] – стену из 160 «древних перуанских» черепов, выложенную в виде грибовидного облака. [Она символизировала] взрывной рост населения с «Начала Эры Христианства». Каждые три черепа в «Стене» означали 100 млн человек. Девять черепов [в основании «гриба»] – 300 млн, которые, как предполагается, населяли землю в 1 веке н.э., а «шляпка» из 106 черепов изображала 3,5 млрд человек, живущих в «Космическую Эру».
Журналист The Washington Post задал директору Национального музея естественной истории, физическому антропологу по имени Т. Дэйл Стюарт, очевидный вопрос: «Почему именно черепа перуанских индейцев были выбраны в качестве олицетворения того главного, что может современная антропология сказать о человечестве?» Стюарт ответил: «Мы использовали черепа из Перу потому, что у нас их так много».
Наконец, обращают на себя внимание обязательные пояснения коренных, почему такое отношение недопустимо: видимо, отчаялись достучаться до здравого смысла, вот и приходится объяснять на пальцах.
Приведём примеры из наших источников.
- The Guardian: «Доктор Арапата Хакиуай, кайхауту́ (статус лидера маори), [сотрудник] Национального музея Новой Зеландии Те Папа: «Наша связь с ту́пуна (предками) неразрывна и не зависит от времени и места, поэтому их воссоединение с собственным народом и уэнуа (землёй) – наша ответственность и обязанность».
В интервью «Гардиан», состоявшемся ещё в 2022 году, сэр Поу Темара, председатель [комиссии] по репатриации, сказал: «Мы убеждены, что наши предки не упокоились, находясь в стеклянных шкафчиках и ячейках в заморских учреждениях. Мы считаем это отвратительным. Мы слышим, как наши предки взывают к нам и просят о возвращении в Новую Зеландию». - Newsweek: «Коренные американцы … убеждены, что духи их предков не смогут упокоиться, пока [останки] не будут захоронены должным образом, с проведением соответствующих церемоний. То, что предки [ныне живущих людей] были подняты из земли, помещены в ящики где-то в подвале и [до сих пор] подвергаются такому обращению, лишает их всякого достоинства».
То есть, либо цивилизаторы, некогда взвалившие на свои плечи «бремя белого человека», не разделяют очевидных общечеловеческих норм, которые сами собой подразумевают уважение к усoпшим, либо коренные – индейцы, маори, австралийцы, да кто угодно – для них до сих пор не совсем люди. Вот и приходится ссылаться на то, что такова «традиция» и «связь с предками», и что, если британские монархи и прочие экс-колонизаторы хотят, чтобы «духовное исцеление» им было засчитано, то необходимо уважать чужие устои. Хотя, конечно же, искомое духовное исцеление не произойдёт за один день: это, скорее, попытка объясниться с бывшими господами в их же терминах.
Ну а что же король? На выступление сенатора Лидии Торп он нарочито не обратил никакого внимания, а её саму впоследствии обвинили в «словесных нападках» и в том, что «так политикой не занимаются». Значит, до перемен в сознании и «загадочной» англосаксонской душе, к сожалению, ещё очень и очень далеко!
Понравилось? Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Впереди много интересного!