Найти в Дзене

📜 Исключительное право на товарный знак

Оглавление

Доброго всем времени! ✨

В прошлый раз мы определились, что такое товарные знак, какие виды бывают и как правильно его называть.

Сегодня обсудим, какое интеллектуальное право возникает у его правообладателя.

⚠️ В силу того, что товарный знак, как и любое средство индивидуализации, не является результатом творческого труда, личных неимущественных или иных прав на него не возникает.

❗️ Единственным правом на товарный знак является исключительное – право использования, запрета и распоряжения.

💭 Можно справедливо заметить, что зачастую товарные знаки представляют собой изображения, которые являются произведениям искусства. Разве у них нет авторов? Есть. Но дело в том, что изображения, включенные в товарный знак – это отдельный объект, причем авторского права. На них возникает самостоятельное, отдельное право у художника или дизайнера (там и исключительное, и личные, и иные права).

💡 Получается, что изображения в товарном знаке под двойной защитой: через авторское право и через регистрацию товарного знака. Однако, чтобы включить такое изображение в товарный знак, необходимо получить согласие автора (правообладателя), иначе регистрацию можно будет оспорить.

❓ В чем заключается исключительное право на товарный знак?

📌 Во-первых, это правомочие использования товарного знака правообладателем (позитивный аспект).

Согласно п. 1 ст. 1484 ГК лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака ЛЮБЫМ не противоречащим закону СПОСОБОМ.

Это означает, что перечень ограничен только соответствием закону.

📝 ГК также приводит примерные способы использования:

для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

  • на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров;
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п. 2 ст. 1484 ГК).

📌 Во-вторых, правообладатель может запрещать всем иным лицам использовать без его согласия сходные с товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 3 ст. 1484 ГК).

📌 И отдельно законодатель указывает на наличие в составе исключительного права правомочия распоряжения самим таким правом (п. 1 ст. 1484 ГК). Это различного рода договоры (отчуждения, лицензионные, залога), отказ от товарного знака, дарение (с некоторыми исключениями) и т.п.

❓ Любое ли использование запрещено?

🚫 Нет, не любое.

✏ Исключительное право на товарный знак защищается и поддерживается до тех пор, пока речь идет о реализации функции индивидуализации. Если нанести сходное с товарным знаком обозначение не для индивидуализации или указания на источник происхождения, а также при отсутствии вероятности смешения товаров, то об использовании товарного знака говорить нельзя.

❓ Что это за случаи?

💡 Наиболее распространенным случаем такого «свободного использования» является информационная цель.

💬 Приведу пример. У Камаза зарегистрировано несколько десятков товарных знаков со словом «КАМАЗ» в отношении транспортных средств. Если я напишу научную статью и использую в ней слово «Камаз» (даже в отношении грузовиков), можно ли меня будет привлечь за нарушение права на товарные знаки?

🚫 Нет. Потому что я не маркировала товар, не придавала ничему индивидуализирующей функции, потребитель не будет введен в заблуждение, поэтому нарушения нет.

💬 Ситуация сложнее. На сайте по продаже запчастей укажу свое название компании (например, ООО «Автозапчасть»), размещу свой товар (лучше, если со своим товарным знаком) и напишу: «Подходит для Камаза». Есть нарушение?

🚫 Нет. Потребитель из моего текста понимает лишь то, что данная деталь – аналог, ее можно использовать на Камазе. Но у него не возникает мысли, что эта деталь производится Камазом. Да, здесь много нюансов, которые могут быть на практике, но общий смысл исключения таков.

⚖️ В судебной практике такие дела часто встречаются. Например, обладатель прав на товарный знак "CLIMATE-CONTROL" ("КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ") подал иску в суд на ответчика за то, он использовал сходное обозначение на продаваемых куртках, а также на страницах своих сайтов в предложениях к продаже верхней одежды.

🚫 Суды трех инстанций признали требования истца не подлежащими удовлетворению.

✏ Согласно их позиции, ответчик использовал не товарные знаки истца, а обозначение "CLIMATE-CONTROL" в качестве указания на особое свойство товара - климат-контроль.

У исключительного права на товарный знак есть и иные границы, которые не позволяют правообладателю злоупотреблять своим правом и запрещать любое использование. Подробнее об этом поговорим в следующий раз.

До скорого! 👋

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

🔥 А если вы хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!

📞 У меня также есть и другие соцсети:

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-2