Найти в Дзене

📜 Товарный знак: что это такое и какие бывают?

Оглавление

Приветствую! 👋

Мы начинаем подробно разбирать следующий вид средств индивидуализации – товарные знаки.

💭 Когда я только запускала данную группу, я больше всего писала именно о них, так как более пяти лет очень тесно с ними взаимодействую (даже получила статус патентного поверенного). Часть материала будет повторяться, а где-то я буду давать ссылки на предыдущий материал (чтобы не растягивать статьи). Также у меня заготовлено много новой интересной судебной практики, которую буду приводить, в том числе, и в качестве примеров к разобранному материалу.

Сегодня начнем с общих понятий и важных моментов, которые пригодятся во всех следующих статьях. Приступим.

❓ Что такое товарный знак?

С товарными знаками мы встречаемся каждый день сотни раз. Coca-Cola, KFC, Яндекс, Газпром, Шоколадница, Google, NIKE, Adidas – все это (и многое другое) зарегистрировано в качестве товарных знаков.

📝 Товарные знаки – самый распространённый вид средства индивидуализации. Например, фирменное наименование у юридического лица может быть только одно, а вот товарных знаков – неограниченное количество.

⚠️ У крупных производителей и компаний количество товарных знаков исчисляются сотнями, а иногда и тысячами. Например, у Сбербанка свыше тысячи товарных знаков, примерно столько же у Яндекса и Газпрома.

📃 Определение нам дает Гражданский Кодекс (ГК) в п. 1 ст. 1477:

товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров.

💡 Итак, это любое обозначение, основной функцией которого является индивидуализация товаров, то есть придание ему какой-то особой маркировки, по которой мы с вами, потребители, отличаем товар одного производителя от другого.

❓ Какие могут быть?

Закон гласит следующее:

в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст.1482 ГК).

Перечень видов не ограничен!

  • Словесные - слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания;
  • Изобразительные - изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиций линий, пятен, любых фигур на плоскости;
  • Объемные - трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении;
  • Комбинированные - объединяют элементы разного вида: изобразительные, словесные, объемные и т.п.;
  • Нетипичные – звуковые, изменяющиеся, цветовые, осязательные, обонятельные, голографические и иные.

📚 О подобных была отдельная статья – ТЫК.

📝 Среди отдельных "видов":

📌 Коллективные - товарные знаки, предназначенные для обозначения товаров, производимых или реализуемых объединения и обладающих едиными общими характеристиками, например, качеством.

📌 Общеизвестные - о них тоже была отдельная статья.

📝 Товарный знак и знак обслуживания

ГК в п. 2 ст. 1477 указывает, что правила о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации работ или услуг.

❗ Далее по тексту статей ГК вы не найдете упоминания «знак обслуживания» - только «товарный знак».

⚠️ Фактически – это равноценные термины, разница лишь в том, что товарный знак предназначен для индивидуализации товаров, а знак обслуживания – для работ и услуг.

Но в одно средство индивидуализации могут быть включены и товары, и услуги. Что тогда? Тогда оно одновременно будет и товарным знаком, и знаком обслуживания.

💬 Я считаю, что такая сложность вызвана не очень удачно выбранным названием. К примеру, в большинстве англоязычных стран используется понятие «trade mark», что переводится как «торговая марка» (и для товаров, и для услуг).

Ну, а мы имеем то, что имеем и просто учитываем, что товарный знак и знак обслуживания – название одного средства индивидуализации. Для упрощения я практически всегда использую только «товарный знак», как и предлагает ГК.

❓ Товарный знак, бред, логотип, товарная марка – как правильно?

Законодательство называет нам только одну правильную форму – товарный знак (ну, или знак обслуживания). Все остальные названия – не правовые понятия. Их чаще всего используют маркетологи, нейминговые агентства и иные лица, которые к праву не имеют отношения. Однако именно эти слова чаще всего используются на практике потребителями, производителями и иными лицами, как синонимы товарному знаку. Но это совсем не так, поскольку у каждого из них свое определение. Просто учтем это и подробно разбирать сейчас не будем.

Сегодня на этом завершим.

Всем прекрасного настроения! 💫

Если есть какие-то вопросы, предложения, уточнения - пишите в комментариях! 💫

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

📞 У меня также есть и другие соцсети:

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-2