Доброго времени суток всем и прекрасного настроения! 💝
Сегодня снова расскажу про товарные знаки, но на этот раз про необычные их виды.
🔹 Самые распространённые товарные знаки (далее также - ТЗ) - это словесные, изобразительные и комбинированные (в данном случае состоящие из слов и изображений одновременно).
🔹 Однако помимо этих видов существует возможность регистрации и иных обозначений, логотипов и брендов, более нестандартных. К ним относятся: объёмные, звуковые, позиционные, изменяющиеся, цветовые, световые, голографические, обонятельные, вкусовые, осязательные.
А теперь чуть подробнее и с примерами.
📌Объёмные
К объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении (3D). В большинстве случаев в качестве объемных товарных знаков регистрируются оригинальная форма товара или его упаковки, а также форма их отдельных деталей.
💬 Примеры таких ТЗ:
Бутылка молочного продукта "Растишка" с головой динозавра (ТЗ № 488859), игрушка в виде вымышленного персонажа Мурзилки (ТЗ № 459538), крышка бутылки для воды "Святой источник" (ТЗ № 474907), форма бутылки в виде пальмы (ТЗ № 776208). Все четыре примера представлены ниже - листайте галерею.
📌 Звуковые
Данные товарные знаки используются в основном в радиорекламе и в телевизионной рекламе. В качестве звуковых товарных знаков могут регистрироваться, например, музыкальные произведения, фрагмент песни, созвучия, звуки природы, электронные синтезированные звуки. Заявляемые звуковые обозначения представляются в виде нотной записи или фонограммы на цифровом носителе.
💬 Примеры:
Мурлыканье кошки, которые многие наверняка слышали из рекламы Whiskas (ТЗ № 262372, послушать можно в открытых реестрах Роспатента -
https://new.fips.ru/Archive/TM/Arc/2008.11.24/DOC/DOC..), а в виде нотной записи зарегистрирован, например, звуковой идентификатор Радио Шансон (ТЗ № 213565) - изображение ниже.
📌 Позиционные
При регистрации таких обозначений в изображении заявляемого обозначения показывается расположение товарного знака на определенном товаре. Вид, т.е. изображение заявляемого обозначения, должен состоять из изображения знака, показывающего его местоположение на товаре. При этом, как правило, сам товар представляется в виде схематического изображения, обозначенного пунктирными линиями.
💬 Пример такого ТЗ:
Словосочетание «Clean & Clear», нанесенное на изображение флакона (ТЗ № 486852). Пунктирной линией обозначена бутылка, на которой предполагается использование такого товарного знака.
📌 Изменяющиеся
Представляют собой изображение, которое меняется при определенных условиях (мультимедиа).
🔸 В основном изменяющиеся товарные знаки являются видеозаставками кинокомпаний и телевизионных компаний. Как правило, выполнены в цветовом сочетании, содержат изобразительные, словесные, световые обозначения, а также могут иметь звуковое сопровождение.
🔸 Для регистрации предоставляется на цифровом носителе видеозапись, включающая воспроизведение обозначения и дополнительно распечатанное покадровое воспроизведение такого обозначения.
💬 Примеры:
🔹 Видеозаставка киностудии "МОСФИЛЬМ" с таким описанием: "на фоне заката поворачивается вокруг оси скульптура «Рабочий и колхозница», скульптура постепенно отдаляется, и на ее фоне возникает надпись: «МОСФИЛЬМ», по мере удаления скульптуры в правом нижнем углу появляется изображение Спасской башни и Кремлевской стены, на Спасской башне вспыхивает красная звезда" (ТЗ № 361937) - кадр из видео ниже.
🔹 Недавно изменяющийся товарный знак зарегистрировала Компания «Яндекс». Он представляет собой светофор для сервиса Яндекс.Пробки, который меняет цвет в зависимости от количества баллов (ТЗ № 526621) - одно из состояний приведено ниже.
📌 Цветовые
Такие товарные знаки представляют собой один цвет как таковой или комбинацию цветов.
🔸 В заявке приводится образец цвета, который должен сопровождаться указанием соответствующего кода международной признанной системы идентификации цветов, выбранной заявителем (справочники и каталоги образцов цвета специализированных организаций или каталоги образцов цвета графических редакторов программных средств).
🔸 Цветовым обозначениям правовая охрана предоставляется, как правило, в том случае, если они приобрели различительную способность в результате их использования (длительного и интенсивного).
💬 Примеры таких ТЗ:
зеленый цвет (Pantone 349) - правообладатель ПАО «Сбербанк» (ТЗ № 556088), красный (Pantone 485) – ПАО «МТС» (ТЗ № 560598), синий (Pantone 300) – «Газпром» (ТЗ № 561631), розовый - Vanish (знак № 310048). Все примеры на ниже, и далее по отдельности в галерее - листайте.
📌 Световые
В качестве светового товарного знака может быть зарегистрирована словесно описанная последовательность, длительность свечения сигналов и/или световых символов с указанием их характеристик.
🔸 Также могут быть представлены фотоизображения или видеозаписи, в том числе на цифровых носителях.
Как правило, световые ТЗ используют в рекламе, на билбордах и наружных вывесках.
💬 Примеры:
Ранее компания «Майкрософт Корпорейшн» была правообладателем светового товарного знака — движение ярких световых бликов, исходящих из одной точки (ТЗ №345836, на данный момент не действует).
📌 Голографические
В основе таких ТЗ лежит метод голографии, а к регистрации можно предоставить, собственно, саму голограмму, состоящую из слов и/или изображений.
🔸 Заявляемые голографические обозначения представляются в виде нескольких (не менее трех) его изображений, раскрывающих топографический эффект в целом (наблюдаемые отражения изображений, изменения яркости, контраста) и с различных направлений.
🔸 Такие товарные знаки применяются на товарах, как правило, для их защиты от подделок и имитации. Голограмму сложно подделать, и поэтому голографические товарные знаки лучше, чем другие обозначения, способствуют гарантированию определенного уровня качества товара. Чаще всего такие ТЗ востребованы в банковской сфере.
💬 Пример:
Орнамент с голографическим эффектом, выполненный на ленте (ТЗ № 489400, уже не действует, изображение ниже).
📌 Вкусовые и обонятельные
Вкусовое обозначение - относится к характеристикам продуктов питания и напитков.
🔸 Регистрация такого обозначения возможна только при наличии доказательств приобретения им различительной способности в результате использования вкусового обозначения в отношении заявляемого товара.
🔸 При использовании обонятельного товарного знака производитель товара стремится индивидуализировать свой товар благодаря оригинальному аромату.
🔸 Следует отметить, что запах при этом не должен быть естественным свойством товара (например, запах кожи для обуви, запах фруктов для фруктового сока). Запах также не должен иметь функциональный характер. Например, духи в силу своего назначения (ароматизирующее средство) должны обладать каким-либо запахом, и поэтому запах духов не может служить средством их индивидуализации.
🔸 Данные решения представлены ароматами, которые не характерны для представленной продукции (запах свежескошенной травы — мячики для тенниса). Запах не должен быть естественным свойством продукта. Данные ТЗ редко регистрируют, поскольку их сложно представить в заявке.
💬 Примеры таких ТЗ:
В РФ ранее действовал товарный знак - «кожаный аромат» для образовательно-воспитательных услуг (ТЗ № 470375, прекратил свое действие, изображение будет ниже). В мире также зарегистрированы "сильный запах горького пива" зарегистрирован в отношении дротиков для игры Дартс, "аромат жевательной резинки Bubble Gum".
📌Осязательные
Предназначены для восприятия на ощупь и могут быть выполнены, в том числе, в специальном рельефно-точечном шрифте Брайля, используемом для письма и чтения незрячими людьми.
🔸 При этом при регистрации может быть представлен образец поверхности и (или) его словесное описание и другие характеристики ощущаемой поверхности, а при наличии смыслового значения обозначения, выполненного в специальном рельефно-точечном шрифте и предназначенного для письма и чтения незрячими людьми, указывается такое значение.
🔸 Их наносят, как правило, на продукцию для незрячих и слабовидящих людей.
💬 Примеры таких ТЗ:
Осязательный товарный знак (правообладатель НКО «Фонд взаимопомощи незрячих и слабовидящих с активной жизненной позицией», ТЗ №462927, уже не действует, его изображение ниже). В мире также раньше действовало обозначение, являющееся бархатной поверхностью для бутыли.
Вот такие интересные товарные знаки можно регистрировать, чтобы повысить уникальность и узнаваемость своего продукта.
На этом все, до встречи в новых статьях!
Если есть какие-то вопросы, пожелания или замечания - пишите в комментариях! 💫
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
🔥 А если вы хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:
📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети: