Найти в Дзене

📜 Коллективный товарный знак

Оглавление

Приветствую!

Часто на практике возникает вопрос о возможности регистрации товарного знака на несколько лиц. К сожалению (или даже к счастью), товарный знак регистрируется только на одно лицо, множественность правообладателей не допускается. Однако есть возможность регистрации коллективного товарного знака (далее - КТЗ).

🔶 Если нужно распространить право использования товарного знака сразу на несколько лиц, то действовать можно как минимум двум способами: заключение регистрация лицензионного договора или коллективного товарного знака.

🔷 Первая стратегия дольше и в каких-то ситуациях неудобна: сначала регистрируем обычный товарный знак (может пройти от 6 мес. до года в среднем), затем заключаем договор, регистрируем его в Роспатенте (около 3 мес.), затем приступаем к использованию. Но правообладатель все равно будет один, все остальные - лицензиаты.

🔷 Зарегистрировать коллективный товарный знак все же быстрее, но нужно учитывать, для каких целей он подойдет. Согласно ст. 1510 ГК - это товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в объединение лицами и обладающих едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками.

❗️ При этом правообладатель у КТЗ - объединение, а не все входящие в него лица. Они могут пользоваться обозначением сразу после регистрации.

🔎 Процедура регистрации и существования такого товарного знака имеет свои особенности, и по большей части он сходен с обычным товарным знаком только назначением (индивидуализация товаров и услуг) и названием.

💬 Кстати, ГК РФ практически по всему тексту главы о товарных знаках упоминает только слово "товар" и не указывает на услуги. Связано это с тем, что в статье 1477 указано, что все положения, относящиеся к товарным знакам, относятся и к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации работ или услуг. Это устраняет необходимость постоянность писать "товар/услуга", поэтому в моих статьях обычно употребляется только слово "товар" и "товарный знак". Но все положения относятся и к знаку обслуживания.

Коллективный товарный знак должен иметь Устав
Коллективный товарный знак должен иметь Устав

📌 Первая, и, пожалуй, главная особенность КТЗ - это усложненная процедура регистрации. Каждый КТЗ обязан иметь Устав, который утверждается на собрании объединения. В Уставе указывается:

  • наименование объединения;
  • перечень лиц, имеющих право использования КТЗ;
  • цель регистрации;
  • перечень и единые характеристики товаров, которым должны соответствовать все производимые под КТЗ товары (в основном, это требования к определенному качеству);
  • условия использования;
  • положения о порядке контроля за использование и об ответственности за нарушение устава.

📃 Вносить изменения в Устав можно, но обязательно нужно регистрировать их в Роспатенте. К слову, если меняется состав правообладателей, то КТЗ не прекращает свое действие. Это еще одно отличие от обычного товарного знака, так как если его правообладатель прекратит свою деятельность, то товарный знак можно досрочно прекратить.

-3

📌 Вторая особенность заключается в том, что если будет выявлен факт использования КТЗ на не предназначенных регистрацией товарах или факт несоответствия характеристик производимых товаров хотя бы одним из правообладателей, то КТЗ может прекратить свое действие частично или даже полностью.

🔹 Да, не автоматически, но такую процедуру при необходимости произвести можно по заявлению любого заинтересованного лица. Обычный товарный знак нельзя прекратить досрочно из-за качества товаров.

-4

📌 Третья особенность КТЗ — право на него не может быть отчуждено (полностью, насовсем) или предоставлено по лицензионному договору (на время).

🔹 Это вполне логично, поскольку лица, имеющие право использовать такое обозначение указываются в Уставе. Соответственно, любое изменение в лицах возможно только через изменение самого Устава.

🔹 Это не означает, что фактически передать или предоставить право использования КТЗ невозможно, просто делать это необходимо не через стандартные для товарных знаков договор отчуждения и лицензионный договор, а путем внесения соответствующих изменений в Устав и их регистрации в Роспатенте.

⚠️ На практике данный объект регистрируется очень редко.

🔸 Это связано, в основном, со сложностью процедуры, необходимостью контроля и целесообразностью регистрации именно КТЗ. Ведь если необходимо предоставить право использования товарного знака кому-то еще, то можно заключить лицензионный договор.

🔸 Обычно коллективные товарные знаки регистрируются крупными ассоциациями (например, табачными), поскольку так проще предоставить право использования. Кроме того, им важен контроль за качеством товаров, поэтому для таких лиц регистрация КТЗ - оптимальный вариант. Во всех остальных случаях можно обойтись регистрацией обычного товарного знака.

🔎 Примеры коллективных товарных знаков:

✅ - "BORJOMI/БОРЖОМИ" для минеральной воды

-5

✅ - "Прима" для табака и табачной продукции

-6

✅ - "ЧАЙХОНА №1" для сети ресторанов

-7
Обратите внимание, как в Уставе данного КТЗ сформулированы требования к оказанию услуг:
Требования к оказанию услуг коллективного товарного знака "Чайхона №1"
Требования к оказанию услуг коллективного товарного знака "Чайхона №1"

✅ - "НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ ПАЛАТА" для ветеринарных услуг

-9

Как вам такая необычная разновидность товарного знака? Пишите в комментариях! 💫

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

🔥 А если вы тоже хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-10

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат