Найти в Дзене
Лена Балакирева

Экономика искусства на примере творчества Насти Спаржи

Оглавление

Вопрос экономической стабильности для современного художника стоит особенно остро. Даже диплом о художественном образовании гарантирует тебе максимум работу учителем ИЗО в школе. ВУЗ не способен научить тебя продавать свои работы, что уже говорить о том, что большинство современных художников вообще не имею академического образования.

Каждый современный художник решает данную проблему по-своему. В данном эссе мы рассмотрим вопрос на примере современной художницы Насти Спаржи.

Художница родилась и выросла в Крыму, художественного образования не имеет, как говорит сама Настя, один месяц в художественной школе показался ей адом:

«Я сидела, не понимала, что от меня хотят: я сижу рисую через 40 минут ко мне приходят и говорят: «нет-нет-нет, все не так! Это все ужасно! Переделай полностью.» У меня был шок.»

Переехала в Москву для учебы в институте Нефти и газа им. Губкина (юрфак). Рисовала с детства, но сознательно начала этим заниматься в старших классах:

«я не помню, что произошло конкретно, но в моей памяти это почему-то так: я посмотрела фильм «Тор 2», а потом Миядзаки, и их совокупность вдохновила меня на этот момент осознанности.».

Популярность пришла к Насти в 2020 году благодаря платформе TikTok: «Первое видео, которое у меня залетело, было про руки меня и моей подруги в метро, которые были похожи на прикосновение Адама. И я смотрю, господи, 140 тысяч, 300 тысяч! Это был сильный толчок для меня.» В своем творчестве художница вдохновляется постимпрессионистами, человеческими взаимоотношениями и личным опытом: «когда прочитала «Жажду жизни», я рыдала как с*ка».

Помимо продажи своих работ, зарабатывает репетиторшей английского и раскадровщицей:

«С продажами очень тяжело, потому что тут момент и продвижения, и позиционирования, и это не творческий процесс, по крайней мере для меня, это всегда отдельный труд, это практически отдельная работа, где ты пашешь.»

Настя не стремится зарабатывать на жизнь исключительно творчеством, она планирует развивать свои социальные сети, пробовать новые профессии и жить свою лучшую жизнь, игнорируя серотип о бедном художнике:

«Я бы хотела выходить на международную арену и продолжать все свою тиктокерскую штуку, я бы хотела быть медийным художником.»

В данный момент художница заканчивает бакалавриат и собирается получить степень магистра в области современного искусства:

«я бы хотела посмотреть, как другие люди обращаются с теми же материалами, как они видят, как они мыслят. И еще хотелось бы наработать круг общения, который может дать ВУЗ. Хотелось бы посмотреть новые техники. Мне нравится система, когда тебя привязывают к куратору или художнику».

Также она активно участвует в опен коллах:

«хорошо, когда опен колл стоит 25 евро, плохо, когда он стоит 200. И, конечно, там приз 5000, и ты надеешься, что отбьешь, но тебе же никто гарантии не дает.»
и творческих объединениях
«Я всегда советую искать людей, потому что ты никогда не знаешь, что они могут тебе дать.»,

продает свои работы зарубеж:

«Российский сегмент только развивается, выгоднее продавать заграницу, да простит меня российский сегмент за эти слова, но у людей только появляется представление, что картины можно вешать в домах. Заграницей коллекционер может быть простым человеком, которому просто нравится коллекционировать.»

Художница изучает motion design и планирует дальше развиваться в этой сфере.

Большая часть заработка в месяц у Насти приходится на заработок от раскадровок. Оплата зависит от проекта, за один кадр 250-300 рублей. Примерно 15 тысяч рублей в месяц приходит за продажи работ Углекрафта (творческое объединение, в котором состоит художница) и за одну авторскую работу, при условии продажи, получает 300-600 евро. Заработок от репетиторства также нестабильный, сейчас, в летний период, его нет, в учебный год порядка 30 тысяч рублей.

-3

Далее приведён полный текст интервью:

Почему ты начала заниматься искусством?

- Я рисую очень давно прям с детства, но я не ходила в художку, вернее я ходила месяц, и это был ужасный опыт. Я из Крыма и там всё плохо с инфраструктурой, и случилось так, что изначально у меня была преподша, которая ходила ко мне, и мы с ней вместе рисовали всякие там пейзажики, всяких там животных, и она была таким приятным, располагающим человеком, который мне показывал много всяких штук, она никогда не давила, давала мне огромную долю поддержки. У меня строгая мама, которая всегда требовала: «мы учимся на 5, мы делаем скульптуру, мы пляшем и ложимся спать ровно в 10». А эта учительница всегда давала мне выбор. Я у нее занималась около полугода, а потом дядя надавил, чтобы я пошла в художку. Я пришла в художку в Ялте, это как плюс-минус центральный город, и это было самое худшее, что я когда-либо видел в своей жизни. Я сидела, не понимала, что от меня хотят: я сижу рисую через 40 минут ко мне приходят и говорят: «нет-нет-нет, все не так! Это все ужасно! Переделай полностью.» У меня был шок.

Потом я перешла в новую школу, у меня был небольшой стресс. Ну как небольшой… Я сильно разругалась со своими одноклассниками, потому что я была из церковно-приходской школы, где училась 2 класса, а потом перешла в третий класс уже в сельскую школу, где сразу узнала обо всех тайнах детской жизни, о которых предпочитают не говорить.

И соответственно у меня был культурный шок. В этой школе были две девочки, которые хорошо рисовали, и я решила, что это не моё, я не буду рисовать больше никогда! Я прям помню: положила карандаш и какое-то количество лет сопротивлялась себе, говорила нет-нет-нет, ты плохо рисуешь, ты не должна. И потом я не помню, что произошло конкретно, но в моей памяти это почему-то так: я посмотрела фильм «Тор 2», а потом Миядзаки, и их совокупность вдохновила меня на этот момент осознанности.

А чем «Тор 2» вдохновил?

- Я влюбилась в Локи. (смеется)
Я посмотрела «Унесённые призраками» и поняла, что хочу стать аниматором. Нашла три ВУЗа, в которые нереально сложно попасть. А мои родители уже спланировали для меня карьеру юриста, и я говорю: «Здрасте! Вот тут есть во Франции ВУЗ, в Калифорнии ВУЗ и в Канаде ВУЗ. Я хочу туда!». Это был какой-то акт осознанность. У меня началось колоссальное обучение по Ютубу, я смотрела обзоры на скетчбуки, которые принимали и не принимали в ВУЗы. Для меня это был стресс, потому что которые мне очень нравились не принимали, и я сопереживала очень сильно. Они присылали абитуриетам скетчбук, и его надо было заполнить за месяц и подать, указав на какие факультеты ты хочешь. В итоге я сказала родителям, куда хочу поступить, родители сказали: «Очень смешно ха-ха-ха», я поняла, что никуда не смогу поступить на учебу, и начала рисовать самостоятельно.

Я никогда до этого не рисовала людей, и захотела научиться. На YouTube был классный канал Crocus Cafe: крутые ребята из Франции, они приглашали моделей, и те позировали. У меня был стандарт нарисовать целиком видео каждый день. У меня до сих пор в Крыму под кроватью стопки бумаг с этими нарисованными моделями. С этого момента все как-то пошло-поехало.

Я долго себя искала. Я хотела быть Digital художником долгое время. Я устроилась на первом курсе художником раскадровщиком, у меня было пару бесплатных проектов, пару классных проектов, была короткометражка, которая попала на фестиваль, и меня указали в титрах, я очень гордилась. Я всё ещё рисовала в Digital, но у меня получается как-то коряво, я как будто бы не чувствовала это.

В 2019 мне исполнялось 20 лет и мне подарили набор пастели, и я начала экспериментировать. Я очень люблю фовистов, от них я взяла свою цветовую палитру.

У тебя не было обиды на родителей, за то, что ты не попала в творческий вуз?

- Да, конечно, было, это глупо вообще отрицать, до сих пор, наверно, есть. Я стараюсь прорабатывать это. Я очень сильно обижалась, были скандалы по 11 класс. Они, видимо, очень боялись, что я умру под мостом. Но можно я сама выберу, где я умру, пожалуйста? Может я под мостом хочу умереть? В чем проблема?

А в те ВУЗы, про которые ты говорила, ты в итоге не подавала документы?

- Я не подавала, потому что мне просто запретили. А я была пай-ребенок, не могла пойти наперекор. У меня даже не было выбора среди здешних вузов. Все дебаты заканчивались на родительском моменте: мама больше хотела чтобы меня отправить в МГЛУ, а папа считал, что Губка - лучшее место на земле. И в итоге я поступила в Губку, и хотя сейчас, на 4 курсе, я знаю, что специальность юриста мне не подходит, но этот ВУЗ все равно много мне дал. А родители видят мои успехи, в TikTok, в плане работы, они понимают, что всего этого я добилась сама, и им тоже приятно.

Расскажи про TikTok, как ты продвигалась на платформе, как родился твой стиль повествования?

- Началось все очень смешно: моя младшая сестра, ей 16 лет, говорит: «Настя, а что не снимаешь TikTok?» Я решила снять, и один из моих первых видосов с digital работами набрал около 3000 просмотров, для меня это было очень много! И потом я начала пастелью заниматься, и подумала: вот сейчас быстренько выложу и пастель, это случается прям перед тем как всех закрыли на карантин, и это зашло. Я вдохновлялась художницей Паула Рего.

Я очень люблю руки. И решила сделать проект про руки людей, в которые я была влюблена. У меня уже видео в TikTok начали набирать просмотры, и я решила выложить этот проект тоже. Первое видео, которое у меня залетело, было про руки меня и моей подруги в метро, которые были похожи на прикосновение Адама. И я смотрю, господи, 140 тысяч, 300 тысяч! Это был сильный толчок для меня. На карантине я выкладывала видео каждый день, но сейчас так не получается, потому что у меня несколько работ, учеба, и уже нет столько времени.

А кем ты работаешь?

- Я преподаю английский и рисую раскадровки. Обе мои работы имеют гибкий график, по расказдровкам проекты то большие, то маленькие, то они есть, то их нет, репетиторство - это более регулярный заработок.

А как ты начала заниматься раскадровками?

- Это было на 1 курсе. У меня началась полная свобода, я стала жить отдельно от родителей, и если дома было все строго, то в Москве я начала много тусить. И я начала близко общаться со своей племянницей, она заканчивала журфак тогда. У нее была подруга, которая предложила мне написать в группу ВК для студентов ВГИКа, что я могу делать раскадровки. И мне ответили 6 человек. Сначала я работала бесплатно, потом появился опыт и новые проекты, за которые мне уже платили. Вот недавно мне предложили работать художником для игры: рисовать и персонажей, и фоны. Самое прикольное, что я делала из раскадровок – это была раскадровка для клипа «Руки Вверх», мы делали работали на шоколадной фабрике, потому что она принадлежит солисту. Там была потрясающий запах, и потом еще нам дали кучу конфет, правда заплатили мало, но все равно было очень классно.

А вообще сколько примерно платят?

- Я беру фиксированную сумму за кадр, чаще всего 300 рублей, но это всегда торги. Никто не хочет платить раскадровщикам, меня это очень раздражает, никто не понимает, что это тот скелет, на который потом все нанизывается. Самый мой большой проект, за который заплатили 25 тысяч. И был еще проект, где я делала раскадровку и потом еще отрисовывала векторную графику для анимации, за это мне заплатили 30 тысяч.

Ты продаешь свои работы?

- Да, недавно начала. Раньше я не особо понимала, как это делать, да и среди окружения особо не было художников. У меня есть один друг, который меня познакомил со своим другом, они познакомились через соц сети, его зовут Паша, он художник, и он подал в какой-то момент заявку на Art Finder, его приняли, и в один день он продал 6 работ из 10. И с того момента он начал очень много продавать, и он предложил мне тоже подать заявку на Art Finder и на другие площадки. На Art Finder мне уже один раз отказали прошлым летом, им не понравилось, что у меня были слишком разношерстные работы в заявке, а у них правило, что если они не приняли заявку, надо ждать полгода, чтобы подать заявку снова. Поэтому я сейчас хочу закончить Губку, потому что очень тяжело совмещать учебу, работу и творчество, и подать заявку снова.

Есть еще группа «Крест и шар». Там небольшие цены за работы от 3000 до 5000 рублей. Для кого-то это был спасательный круг на карантине, но некоторые говорят, что это сильно понизило цены на рынке. У меня там приняли две работы, причем какие-то зарисовки на пляже, а другие работы нет. Где-то недели две назад я продала свою работу ребятам из Англии. Но с продажами очень тяжело, потому что тут момент и продвижения, и позиционирования, и это не творческий процесс, по крайней мере для меня, это всегда отдельный труд, это практически отдельная работа, где ты пашешь.

Допустим, сейчас я хочу подать еще на несколько опен коллов, некоторые из них платные, и если они зарубежные, то это в евро, и не всегда это дешево: хорошо, когда опен колл стоит 25 евро, плохо, когда он стоит 200 евро. И, конечно, там приз 5000 евро, и ты надеешься, что отобьешь, но тебе же никто гарантии не дает.

Было еще несколько продаж через Пашу. Он создал некое комьюнити художников, все они абсолютно разные, но у них появилось свое направление Углекрафт. Потом я подтянулась, и мне говорят, что я вдохнула новую жизнь, потому что часто привозила баллончики, еще какие-то материалы, с которыми ребята обычно не работали. Я приезжала в четверг или пятницу после работы, и мы все вместе сидели и рисовали, и это был максимально медитативный процесс, потому что мы просто расстилали крафт, либо вообще без темы, либо выбирали тему, а темы самые странные, например, «совокупление лошариков», это просто два рандомных слова, или у нас была тема «Клецка, которую ты проживал и выплюнул, никогда не будет той клецкой», и все что было от клецек в работе, это трафарет, который я вырезала, на котором было написано слово клецка. Благодаря ребятам у меня был прорыв в своем стиле. Я всегда советую искать людей, потому что ты никогда не знаешь, что они могут тебе дать. И я понимаю, что когда я выпущусь, скорее всего я перерасту в какой-то момент эту тусовку, и я это говорю не потому что я лучше их, а просто потому что если работать, то в какой-то момент ты перерастаешь, но это вечное движение.

Как обычно происходит продажа совместных работ?

- Мы вместе участвовали в разных опен коллах, наверно, самый странный был на Таганку, мы подали наш триптих с клецками. Мы просто по фану решили подать, и они взяли на триптих, правда потом потеряли одну работу из него, но нестрашно. Потому что эта работа разбавляла весь на триптих, там было две работы ужасно перегруженнные и серединная часть состояла из слов «клецки» и «не работать». И нам было, конечно, очень обидно, что они ее потеряли, но не суть. И потом одну из работ купили мои знакомые из Англии, которые смотрели мои работы. Деньги от продажи коллективных работ мы делим, но это не особо выгодная история, потому что нас много, плюс большой процент берет площадка 33-40%, отправка, разрешение от МинКультуры. Деньги на выходе символические, но это все равно приятно, и приятно от осознания, что эти работы висят у кого-то дома.

Работы обычно покупают именно частные лица, не коллекционеры?

- Мы продаем в основном частным лицам, потому что для работы с коллекционерами нужны иметь регулярную деятельность, подавать заявления на крупные опен коллы. Российский сегмент только развивается, выгоднее продавать заграницу, да простит меня российский сегмент за эти слова, но у людей только появляется представление, что картины можно вешать в домах. Заграницей коллекционер может быть простым человеком, которому просто нравится коллекционировать.

А сколько в среднем стоят работы?

- Общая работа у нас в среднем стоит 600 евро.

Кто обычно занимается пересылкой и разрешением?

- Паша все делает, и он же арендует помещение на ArtPlay, в котором мы рисуем.

Т.е. Паша выступает как некий лидер?

- Да, он массовик-затейник, он всех изначально вместе собрал. Аренду они сейчас платят вместе с Гургеном, потому что они самые состоятельные из всей нашей группы. Кстати, Герген тоже нефтянник, и он часто шутит, давай к нам работать, но я отвечаю, что готова на все, что угодно, только не работать в этой сфере.

А как они обычно находят людей, которые с вами участвуют?

- Это хороший пример сарафанного радио. Я часто приводила друзей туда, все могут прийти, если есть возможность и желание. Там очень крутая атмосфера, в первые месяцы я ездила туда чуть ли не каждый день, для меня это было как терапия.

Когда ты рисуешь, у тебя есть какая-то концепция?

- По-разному, у меня много идей. Мои главные вдохновители – это люди. Я очень люблю Ван Гога, прочитала две его биографии, его письма, у меня дичайший момент эмпатии к нему, когда прочитала «Жажду жизни», я рыдала как с*ка. Люблю Тулуза Лотрека, Матисса. Я люблю не остросоциальное, а людей, тела, взаимоотношения. В какой-то момент у меня был сдвиг на реализме, и мне казалось, что это обязательно освоить, но сейчас я понимаю, что это абсолютно необязательно для художника.

А откуда, как ты думаешь, представление о художнике, как о том, кто обязательно заниматься академической живописью?

- Стигматизм, наверное. Я думаю это какой-то спектр представлений, который нам вкладывается. Я считаю, что человек – раб своих привычек, и нам удобно сказать: «если ты это не выучишь, ты не художник». Я недавно поняла, что хочу попробовать рисовать абстракции, посмотрела видео художницы и очень вдохновилась.

Тебя больше вдохновляют позитивные или негативные эмоции?

- Я любитель пострадать, у меня было много несчастных влюблённостей, но вот сейчас у меня максимально здоровые отношения, и все равно есть темы, которые меня волнуют.

Например?

- Мне нравится разница мнений, какие-то необычные взгляды, может из-за того, что я долго была в среде, далекой от меня. Я вдохновляюсь историями людей, взаимоотношениями, у нас была нереальная преподавательница по налоговому праву. Господи, честно, вот это краш (смеется) Я усомнилась в своей ориентации в момент, когда она зашла в аудиторию. Я почувствовала себя, как будто мне снова лет 12 и у тебя снова мурашки бегут по коже. И я помню, у нас была дистанционка, и я сидела у себя в мастерской, и там вся задняя стена обклеена моими рисунками, и я видела, как она рассматривает мои работы. И я как-то у нее спросила, что такое банковская гарантия, и как она выдается, и она мне объяснила, и говорит: «ну вы там зарисуйте, вы же мастак! У вас отличные работы», и я испытала такой спектр чувств! Я расплылась, раскраснелась, мне хотелось расплакаться от счастья, и я думала только о том, чтобы мой голос не дрожал в этот момент (смеется), так что да, для меня люди - это большой источник вдохновения. Бывает такое, что у меня вдруг появляется воспоминание, и с ним выстраивается какой-то ассоциативный ряд, я хочу его как-то запечатлеть, и я открываю заметки на телефоне и зарисовываю, что я хочу сделать, и потом если я понимаю, что я хотела сделать, открывая заметку, скорее всего это визуализирую. Я символист в кубе. Я обожаю мистический реализм Маркеса, люблю Кортасара. Я люблю все странное, хитро-вы*банно написанное.

Как бы ты хотела развиваться, как художница?

- Я бы хотела выходить на международную арену и продолжать все свою тиктокерскую штуку, я бы хотела быть медийным художником.

Ты понимаешь алгоритмы TikTok?

- Я понимаю, что там есть какие-то принципы, которые не меняются: досматриваемость, удержание зрителя, им нравится, когда все быстро, динамично, у меня поэтому такой монтаж, и такая склейка. Сейчас слишком много видео на платформе, и теперь бывает, что видео может попасть в рекомендации только через пару дней. У TikTok странная алгоритмика, так что я стараюсь не заморачиваться, и следовать только базисным вещам: видео должно цеплять, для меня важен сторитейл и большая нарезка кадров. На русском арттиктоке очень многие ребята специфичные, т.е. они не мало взаимодействуют с видео. Недавно я решила провести эксперимент, взяла свой 6 айфон и делала все, чтобы TikTok решила, что я нахожусь в Америке. Очень тяжело попасть в реки зарубежных ребят, потому что TikTok очень локальный, поэтому приходилось за*бываться. Я смонтировала видос из говна и палок, и он зашел на 3000 просмотров, что очень неплохо для первого видео, и на нем было около 60-70 комментов, хотя на русском сегменте, которые сейчас набирают 50 тыс просмотров, комментов 37.

У тебя были какие-то коллаборации с брендами?

- У меня была коллаборация с Levi's. У нас был бартер. Они попросили расписать джинсовку и выложить под их тегом, и я могла выбрать у них 5 любых вещей бесплатно.

С рекламными предложениями часто обращаются в TikTok?

- Редко, потому что я не могу обещать просмотры, TikTok часто чудит. Поэтому сейчас я стараюсь направить все свои силы на Instagram.

Хотела бы ты получить художественное образование, и считаешь ли ты, что оно нужно для современного художника?

- Я не считаю, что оно обязательно, но я бы хотела посмотреть, как другие люди обращаются с теми же материалами, как они видят, как они мыслят. И еще хотелось бы наработать круг общения, который может дать ВУЗ. Хотелось бы посмотреть новые техники. Мне нравится система, когда тебя привязывают к куратору или художнику.

Исходя из опыта Насти Спаржи можно сказать о том, что современный художник прагматичный в вопросах финансов, ориентируется на зарубежный рынок, имеет дополнительные источники дохода, открыт к сотрудничеству и считает важным продвигаться в социальных сетях. После разговора с Настей я почувствовала прилив сил, наше отношение к жизни очень схоже, и мне было приятно осознавать, что кто-то с таким подходом смог преуспеть и начать себя финансово обеспечивать. Она отличный пример грамотного подхода художника к медийности и реалиях России 21-ого века.