Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Декадентский триллер из заката СССР

-2

Анастасия Вертинская и Игорь Костолевский в мифическом фильме «Жажда страсти»… Уже одной этой фразы достаточно, чтобы привлечь внимание отечественного зрителя. Однако указанная лента обладает несколько иным, не всегда явным на первый взгляд преимуществом. Это единственный режиссерский проект Андрея Харитонова.

Да-да!!! Того самого, что был легендарным «Оводом» и «Хоакином Мурьетой». Актер-загадка, создавший картину-тайну. «Жажда страсти» долгое время существовала лишь в телевизионной версии, дававшей куцее представление об этом блистательном в своём упадническом сумраке фильме.

Впрочем, пару лет назад фильм «оцифровали», а потому им можно насладиться в надлежащем качестве. Ведь «картинка» в этой ленте нередко много важнее, нежели некоторые сюжетные повороты.

Винеточные образы буквально сотканы из едва уловимой дымки, отблесков света и понурой патины, что видно и различимо далеко во всякой версии фильма. И в этом всё его сумрачное очарование. При создании ленты было решено категорически дистанцироваться от т.н. «перестрочного кино», которое в известной мере ориентировалось на западные образы (не всегда, но, как правило).

В качестве основы было решено использовать мистическую прозу «Серебряного века», которая была осмыслением страшных сказок Гофмана, что, согласитесь, много лучше, нежели дешевое подражание Стивену Кингу или Дину Кунцу. Выбор пал на Валерия Брюсова, который в 1911 году опубликовал расширенный цикл «загадочных рассказов» «Земная ось».

Несколько из них («Мраморная головка», «В зеркале», «Теперь, когда я проснулся») стали основой для сценария. При создании фильма была осознанно соблюдено удаление от конкретной исторической эпохи, предложно отвлеченное «ретро», которое наделено и чертами арнуво, и характеристиками ардеко.

Инспектору полиции приходится расследовать смерть состоятельных супругов. Это не парное преступление. Они погибли в разное время, при разных обстоятельствах. Но видится, что их трагический уход из жизни связан между собой. Казалось бы, сугубо уголовное дело вдруг начинает обрастать кучей мистических, непостижимых деталей.

Всех причастных посещают пугающие видения, возникают и столь же стремительно исчезают страшные визитеры. Улики в буквальном смысле слова испаряются из-под носа. Не слишком разговорчивых свидетелей кто-то норовит убить, подстроив это как очередной несчастный случай.

Кадр из фильма «Жажда страсти» (1991)
Кадр из фильма «Жажда страсти» (1991)

От традиционного ныне, но ещё только формировавшегося в 1991 году современного мрачного жанра, досталось несколько важных моментов. Например, исчезнувшая в неизвестном направлении прислуга. Или же тема «тёмного двойника» (доппельгангера), который норовит вынырнуть в нашу реальность из зеркала.

Кадр из фильма «Жажда страсти» (1991)
Кадр из фильма «Жажда страсти» (1991)

У фильма очень интересная и поучительная мораль: стремление жить «не по лжи», полной жизнью может обернуться фатальным кошмаром, так как способно вызвать к существованию, пробудить дремавших долгое время инфернальных существ. Мысль справедливая и для эпохи заката Российской Империи, и для времени ухода СССР.