Найти тему
Кинокружок Курилова

«Пустошь тьмы и зла». Автор «Незнакомцев», возможно, снял свой лучший фильм

Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».
Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».

Режиссер Брайан Бертино снял фильм, который не хуже и в чем-то сильнее его хита «Незнакомцы». Это четвертая его работа. Он всегда старается, даже когда мало денег, но пока в качестве режиссера повторить успех 2007 года не смог. Финансово это не вышло и сейчас, но при чем тут деньги? Художественно «Пустошь тьмы и зла» очень сильна.

В 2014 году дешевенький «Пересмешник» провалился во многом из-за усталости зрителя от игр с «найденной пленкой». «Монстры существуют» (2016) про мать и дочь в лесу оказался постановочно интеллигентным инди-фильмом, но восторгов не вызвал, возможно, из-за претенциозных параллелей между лесным злодеем и материнским алкоголизмом. «Пустошь тьмы и зла» (2020) тоже не шедевр, но пока этот хоррор стоит считать высшим достижением мастера и одним из лучших в 2020 году.

Хороша драма про семью и горе. Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».
Хороша драма про семью и горе. Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».

Отец Луизы и Майкла обездвижен и скоро умрет. Дети приезжают на ферму к родителям, чтобы провести с ними время. Без фиг в кармане и скелетов в шкафу: просто отец, просто дети, обычная семья. Нестандартно ведет себя только мать, повторяющая: «Вам не следовало приезжать».

Луиза и Майкл – хорошие люди, и поэтому останутся на ферме, что бы ни говорила мама. Это наверняка знает Дьявол, поселившийся в доме... Далее следует невыносимая неделя, зло будет подбираться все ближе. Здесь не будет ям на дороге, заглохших автомобилей, поворотов не туда, физической скованности, пространств без выхода и прочих трюков инфернального, что держат страдальцев в проклятом доме.

Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».
Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».

Главный конфликт будет просто между страхом и любовью. Между ощущением собственного бессилия и долгом, заставляющим оставаться у постели больного отца (тут хоррор становится экзистенциальным и роднится с фильмом про монстра). А еще – между тем, что страшнее – умирать в одиночестве или видеть смерть своих детей.

Фильм жесткий. Спокойно жесткий. Режиссер не являет дьявола во всей красе, не злоупотребляет джампскейрами, зло ведет себя неторопливо. Часто просто стоит в дверных проемах, как это делали в «Незнакомцах», или является в виде уже умерших. А еще что-то весьма эффектно кряхтит и дышит на звуковой дорожке. Фильм давит постепенно – тревогой, скорбью и тоской, лишь изредка взрываясь кровавыми сценами.

Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».
Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».

На первый взгляд, работу Бертино можно упрекнуть за проблему со сверхзадачей. Что хотел сказать режиссер на метафорическом уровне? Например, слоган на обложке «Она вас предупреждала» очень формальный, снимали явно не ради морали «мать плохого не посоветует».

Почему тогда фильм без четко обозначенной главной метафоры и с фиктивным слоганом завораживает и оставляет липкое послевкусие? И почему это происходит с героями, за что на них свалились невыносимые беды? Да не почему. Без смысла. Задавая эти вопросы, мы почти повторяем за героями «Незнакомцев» в разговоре с маньяками: «Почему вы это делаете?» И слышим: «Потому что вы были дома».

Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».
Кадр из к/ф «Пустошь тьмы и зла».

Дьявол тут действует без причины, игры, без наказания героев за грешки прошлого, как часто бывает. И ничего не поделать, можно только прожить эту неделю с достоинством... Видимо, сверхзадача тут все-таки была.
Самые крутые сатирические фильмы ужасов разных лет (часть 1)
Самые крутые и умные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 5)
«Гарпун» – наглая комедия/хоррор с приветами «темному романтизму»