Найти в Дзене

История искусства: Стридентизм и Мексика. Бунтари и новаторы

Однажды ночью в декабре 1921 года на стенах домов Мехико появились листки с напечатанным на них манифестом, текст которого был полон агрессивной энергии боксера на ринге. Имя его автора - молодого поэта-бунтаря - фигурировало в названии: «Сейчас. №1. Листок авангардного стридентистского движения, издаваемый Мануэлем Маплесом Арсом». Далее следовал обращенный к мексиканским интеллектуалам призыв отринуть прошлое и обратиться к злободневным реалиям. «Смерть отцу Идальго! Прочь, святые Рафаэль и Лазарь!» - писал поэт, низвергая с пьедесталов героя мексиканской борьбы за независимость и двух особо чтимых в его стране святых. Была в тексте и цитата из Манифеста футуризма Филиппо Томмазо Маринетти (1909): «Автомобиль в движении прекраснее Ники Самофракийской». Так родился стридентизм - литературно-художественное движение, объединившее мексиканские ответвления ар-нуво и ар-деко с новейшими веяниями европейского авангарда. Маплес Арс активно общался с единомышленниками из Старого Света: Марине

Однажды ночью в декабре 1921 года на стенах домов Мехико появились листки с напечатанным на них манифестом, текст которого был полон агрессивной энергии боксера на ринге. Имя его автора - молодого поэта-бунтаря - фигурировало в названии: «Сейчас. №1. Листок авангардного стридентистского движения, издаваемый Мануэлем Маплесом Арсом». Далее следовал обращенный к мексиканским интеллектуалам призыв отринуть прошлое и обратиться к злободневным реалиям.

Сейчас. №1. Листок авангардного стридентистского движения, издаваемый Мануэлем Маплесом Арсом
Сейчас. №1. Листок авангардного стридентистского движения, издаваемый Мануэлем Маплесом Арсом

«Смерть отцу Идальго! Прочь, святые Рафаэль и Лазарь!» - писал поэт, низвергая с пьедесталов героя мексиканской борьбы за независимость и двух особо чтимых в его стране святых. Была в тексте и цитата из Манифеста футуризма Филиппо Томмазо Маринетти (1909): «Автомобиль в движении прекраснее Ники Самофракийской». Так родился стридентизм - литературно-художественное движение, объединившее мексиканские ответвления ар-нуво и ар-деко с новейшими веяниями европейского авангарда.

Жан Шарло, Первые шаги, 1936
Жан Шарло, Первые шаги, 1936

Маплес Арс активно общался с единомышленниками из Старого Света: Маринетти, например, присылал ему футуристские воззвания. Неудивительно, что стержневой идеей стридентизма стало соединение урбанистической эйфории с левыми политическими лозунгами. Стридентисты участвовали в рабочих манифестациях, устраивали поэтические чтения и выставки, хотя, в отличие от близких к ним художников-муралистов, не ставили перед собой задачу сформировать средствами искусства новую национальную идентичность. Отказываясь романизировать мексиканскую революцию, они предпочитали смотреть на происходящее в стране с холодной трезвостью. Так, публиковавшиеся в изданиях движения работы гравера Леопольдо Мендеса представляли социальную действительность Мексики

Работа Леопольдо Мендеса
Работа Леопольдо Мендеса

в суровом реалистическом ключе.

Работа Леопольдо Мендеса
Работа Леопольдо Мендеса

Другие художники, например Рамон Альва де ла Каналь, воспевали в своих произведениях технический прогресс: радио, телеграф, аэропланы, новый город.

Работа Рамона Альвы де ла Каналь
Работа Рамона Альвы де ла Каналь

Они приветствовали Октябрьскую революцию в России и верили, что могут внести вклад в преобразование общества своим новаторским искусством.

Работа Рамона Альвы де ла Каналь
Работа Рамона Альвы де ла Каналь

В 1925-1927 годах стридентисты жили художественной коммуной в штате Веракрус при поддержке местного губернатора генерала Хары. Там же выходил печатный орган их движения - журнал Horizonte. Однако в 1927 году, когда Хара потерял власть, редакция журнала была разгромлена. Вандалы сожгли книги и произведения, хранившиеся в коммуне, а стридентистам пришлось спасаться бегством. Их общая активность на этом завершилась, и в дальнейшем каждый из них развивал самостоятельное творчество, сохраняя верность прежним социалистическим идеалам.

Известные произведения

Херман Куэто, Маска I, 1924

Херман Куэто, Маска I, 1924
Херман Куэто, Маска I, 1924

Вместе со своей женой Лолой скульптор Герман Куэто играл ведущую роль в мексиканском революционном авангарде. Его полуабстрактные театральные маски, вдохновленные традициями доколумбова искусства, смешивают высокую и низкую культуры, перекликаясь с образами мексиканских интеллектуалов и поднимая от их имени злободневные вопросы развития Мексики.

Лола Куэто, Оахакская Индия, 1928

Лола Куэто, Оахакская Индия, 1928
Лола Куэто, Оахакская Индия, 1928

Художница, кукольница и общественная активистка Лола Куэто, одна из немногих женщин в числе лидеров стридентизма, черпала вдохновение в мексиканском фольклоре и доколумбовом искусстве Америки. Среди ее инициатив - открытие общедоступного кукольного театра, в котором ставились образовательные спектакли для детей из семей любого достатка.

Леопольдо Мендес, Маленькая учительница, как велика твоя воля!, 1948

Леопольдо Мендес, Маленькая учительница, как велика твоя воля!, 1948
Леопольдо Мендес, Маленькая учительница, как велика твоя воля!, 1948

Эта линогравюра Мендеса появилась в социалистическом фильме мексиканского режиссера Эмилио Фернандеса «Затерянный город» (1948). Художник видел в кино мощное средство распространения стридентистской идеологии и называл его «движущимися фресками».

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: