Однажды ночью в декабре 1921 года на стенах домов Мехико появились листки с напечатанным на них манифестом, текст которого был полон агрессивной энергии боксера на ринге. Имя его автора - молодого поэта-бунтаря - фигурировало в названии: «Сейчас. №1. Листок авангардного стридентистского движения, издаваемый Мануэлем Маплесом Арсом». Далее следовал обращенный к мексиканским интеллектуалам призыв отринуть прошлое и обратиться к злободневным реалиям.
«Смерть отцу Идальго! Прочь, святые Рафаэль и Лазарь!» - писал поэт, низвергая с пьедесталов героя мексиканской борьбы за независимость и двух особо чтимых в его стране святых. Была в тексте и цитата из Манифеста футуризма Филиппо Томмазо Маринетти (1909): «Автомобиль в движении прекраснее Ники Самофракийской». Так родился стридентизм - литературно-художественное движение, объединившее мексиканские ответвления ар-нуво и ар-деко с новейшими веяниями европейского авангарда.
Маплес Арс активно общался с единомышленниками из Старого Света: Маринетти, например, присылал ему футуристские воззвания. Неудивительно, что стержневой идеей стридентизма стало соединение урбанистической эйфории с левыми политическими лозунгами. Стридентисты участвовали в рабочих манифестациях, устраивали поэтические чтения и выставки, хотя, в отличие от близких к ним художников-муралистов, не ставили перед собой задачу сформировать средствами искусства новую национальную идентичность. Отказываясь романизировать мексиканскую революцию, они предпочитали смотреть на происходящее в стране с холодной трезвостью. Так, публиковавшиеся в изданиях движения работы гравера Леопольдо Мендеса представляли социальную действительность Мексики
в суровом реалистическом ключе.
Другие художники, например Рамон Альва де ла Каналь, воспевали в своих произведениях технический прогресс: радио, телеграф, аэропланы, новый город.
Они приветствовали Октябрьскую революцию в России и верили, что могут внести вклад в преобразование общества своим новаторским искусством.
В 1925-1927 годах стридентисты жили художественной коммуной в штате Веракрус при поддержке местного губернатора генерала Хары. Там же выходил печатный орган их движения - журнал Horizonte. Однако в 1927 году, когда Хара потерял власть, редакция журнала была разгромлена. Вандалы сожгли книги и произведения, хранившиеся в коммуне, а стридентистам пришлось спасаться бегством. Их общая активность на этом завершилась, и в дальнейшем каждый из них развивал самостоятельное творчество, сохраняя верность прежним социалистическим идеалам.
Известные произведения
Херман Куэто, Маска I, 1924
Вместе со своей женой Лолой скульптор Герман Куэто играл ведущую роль в мексиканском революционном авангарде. Его полуабстрактные театральные маски, вдохновленные традициями доколумбова искусства, смешивают высокую и низкую культуры, перекликаясь с образами мексиканских интеллектуалов и поднимая от их имени злободневные вопросы развития Мексики.
Лола Куэто, Оахакская Индия, 1928
Художница, кукольница и общественная активистка Лола Куэто, одна из немногих женщин в числе лидеров стридентизма, черпала вдохновение в мексиканском фольклоре и доколумбовом искусстве Америки. Среди ее инициатив - открытие общедоступного кукольного театра, в котором ставились образовательные спектакли для детей из семей любого достатка.
Леопольдо Мендес, Маленькая учительница, как велика твоя воля!, 1948
Эта линогравюра Мендеса появилась в социалистическом фильме мексиканского режиссера Эмилио Фернандеса «Затерянный город» (1948). Художник видел в кино мощное средство распространения стридентистской идеологии и называл его «движущимися фресками».
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: