Найти в Дзене

Про это: АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО

Александр Родченко - один из первопроходцев советского и мирового фотомонтажа, работавший в различных отраслях искусства: дизайне, графике, фотографии. Для его работ характерны драматические планы и смелая, ломающая все стандарты, перспектива.

Александр Родченко, 1935 год
Александр Родченко, 1935 год

Александр Родченко (1891 - 1956 годы) начал карьеру в визуальном искусстве в качестве художника, но политическая обстановка направила его по стезе графического дизайна. Он вместе с Элем Лисицким и Владимиром Татлиным стоял у истоков конструктивизма, но позже оставил авангард, чтобы служить русской революции более практическим образом. Использование авангардистских идеалов для продвижения идей революции стало для него намного важнее, чем «стояние у мольберта».

Александр Родченко, плакат Ленгиз: книги по всем отраслям знания, 1924 год
Александр Родченко, плакат Ленгиз: книги по всем отраслям знания, 1924 год

Работы Родченко, как и других конструктивистов, характеризуются мощными диагоналями, асимметрией, тяжелыми линиями, свободным местом и смелыми фотографическими решениями. Он стал первопроходцем фотомонтажа, соединяя несколько фотографий в одну композицию. Противопоставления масштабов, перспективы и тематики изображений должны были удивить зрителей, продемонстрировать им революционную силу нового носителя информации.

Александр Родченко, фотомонтаж Кризис, 1923 год
Александр Родченко, фотомонтаж Кризис, 1923 год

В 1923 году Родченко стал сотрудничать с поэтом Владимиром Маяковским. Они работали на молодое советское государство, создавая агитационные и рекламные материалы для граждан СССР.

Владимир Маяковский, Александр Родченко, реклама часов «Мозер», 1923 год
Владимир Маяковский, Александр Родченко, реклама часов «Мозер», 1923 год

Эта работа тоже продвигала идеалы революции и, кроме того, объединила современный дизайн и рекламу. Примерно в то же время Родченко создал иллюстрации к книге Маяковского «Про это». Интерпретация абстрактной поэзии стала отличным применением для художественного таланта Родченко.

Александр Родченко, оформление обложки «Про это» Владимира Маяковского, 1923 год
Александр Родченко, оформление обложки «Про это» Владимира Маяковского, 1923 год

Его работы часто были довольно кинематографичны, так что он занялся еще и афишами фильмов, в частности для «Броненосца "Потемкин"» Сергея Эйзенштейна и «Кино-глаза» Дзиги Вертова, а также создал титры для последнего.

Александр Родченко, афиша к фильму "Киноглаз" Дзиги Вертова, 1924 год
Александр Родченко, афиша к фильму "Киноглаз" Дзиги Вертова, 1924 год
Александр Родченко, плакат Броненосец Потёмкин: На днях в лучших кинотеатрах Москвы, 1926 год
Александр Родченко, плакат Броненосец Потёмкин: На днях в лучших кинотеатрах Москвы, 1926 год

Скорее всего, именно разносторонние интересы Родченко и его чувство юмора помогли ему пережить диктатуру Сталина. Он постоянно брался за что-то новое, благодаря чему всегда сохранял оптимизм. Наибольшего успеха он добился как фотограф, используя уникальные композиции и экспериментируя с перспективой и ракурсами. Позже он работал фотожурналистом и вернулся к рисованию.

Владимир Маяковский и Александр Родченко, плакат Лучших сосок не было и нет, 1923 год
Владимир Маяковский и Александр Родченко, плакат Лучших сосок не было и нет, 1923 год
Александр Родченко, Пионер-трубач, 1932 год
Александр Родченко, Пионер-трубач, 1932 год
Александр Родченко, Лестница, 1930 год
Александр Родченко, Лестница, 1930 год