Найти в Дзене

Автопортрет в терновом ожерелье с колибри, Фрида Кало: Принять страдания за всех женщин мира

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня у нас - "Автопортрет в терновым ожерелье с колибри" мексиканской художницы Фриды Кало 1940 года.

Фрида Кало, Автопортрет в терновым ожерелье с колибри, 1940
Фрида Кало, Автопортрет в терновым ожерелье с колибри, 1940

Жанру автопортрета Фрида Кало отдавала явное предпочтение: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Подобно фотоальбому, в автопортретах художницы содержится повествование о различных этапах на пути к самопознанию через физические страдания и любовные переживания. Прячась за сложными символами своих произведений, она все же желает, чтобы кто-нибудь проник через все это хитросплетение аллюзий, понял бы ее и полюбил. Проблемы со здоровьем после автобусной аварии, бесплодие и тяжелые отношения с художником Диего Риверой - Кало в своих работах словно бы проецировала свои страдания на другую, отдельную Фриду, освобождая от них себя настоящую.

Фрида Кало, Сломанная колонна, 1944
Фрида Кало, Сломанная колонна, 1944

Показ некоторых недостатков, как, например, пушок над верхней губой и сросшиеся на переносице брови - вполне невинное желание казаться именно такой, какая она есть (даже если это создает вызывающий намек на гермафродитизм автора).

Детали

Терновое ожерелье

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Терновое ожерелье, которое до крови царапает шею Фриды, олицетворяет боль расставания с Диего, это несомненная аллюзия тернового венца Иисуса, воплощенная, однако, в форме типичного женского украшения. Так Кало уподобляется христианской мученице в жизни, полной любовных неудач и физических болей.

Бабочки и стрекозы

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Две изысканные заколки в виде бабочек и стрекозы символизируют возрождение, своеобразное воскресение. На своих автопортретах Фрида всегда предстает элегантно одетой и очень ухоженной, пленительной для мужчин и иконой стиля для женщин. Они нарисованы с сиянием ювелирных украшений и приносят светлые ноты в композицию, перегруженную грустью - намек на спасительный оптимизм.

Обезьяна

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Изображенную на картине любимую паукообразную обезьянку Кало Каимито подарил ей Ривера. Здесь Каимито тревожно вырывает терновник вокруг ее шеи или же наоборот - дергает терновое ожерелье так сильно, что заставляет Фриду истекать кровью, что отождествляет обезьяну на картине с Риверой, причинившим Кало боль.

Черная кошка

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Черная кошка, встречающаяся только в этом произведении, олицетворяет сказочных колдуний, а в традиционной мексиканской иконографии - неудачу и смерть. Она изображена так, словно охотится на птицу на шее Фриды.

Белая блузка

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Нетипично одноцветная, белая блуза без орнамента представляет одежду мученицы.

Колибри

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Птица в форме распятия, подвешенная на ожерелье, повторяет и форму бровей Фриды, и вновь отсылает нас к теме тяжелых отношений с Риверой, к эмоциональному плену, в котором, по ее собственным ощущениям, оказалась художница. В мексиканском фольклоре колибри является талисманом удачи для влюбленных. Но она также является символом Уицилопочтли, ацтекского бога войны. Так Кало словно ведет войну, восстав против мира, где царит мужское господство.

Уицилопочтли, изображённый в Кодексе Теллериано-Ременсиса
Уицилопочтли, изображённый в Кодексе Теллериано-Ременсиса

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: