Вы знаете их лица, даже если никогда не слушали The Beatles или не пытались понять авангардное искусство Йоко Оно. Джон Леннон и Йоко Оно – символы музыки, искусства, любви и, к сожалению, потери.
Задолго до хэштегов и социальных сетей Леннон и Оно вели свою собственную культурную войну. Им приходилось выносить публичные обвинения в адрес Оно в распаде The Beatles и нападки за антиправительственные взгляды, но они оставались вместе.
Чтобы понять любовь между Джоном Ленноном и Йоко Оно, взгляните на фотографию, сделанную Энни Лейбовиц 8 декабря 1980 года. Она предназначалась для обложки журнала Rolling Stone и была признанием в любви. Обнаженный и уязвимый Леннон прижимается к полностью одетой и эмоционально стойкой Оно.
Они не просто позировали – они заявляли о своей принадлежности друг другу. После съемки Леннон сказал Лейбовиц: «Вы точно запечатлели наши отношения». Эта фотография стала одной из самых знаковых в истории рок-н-ролла. Этот интимный снимок оказался последней фотографией Джона Леннона. Позже тем же вечером он был застрелен перед своим домом в Нью-Йорке.
Десятилетиями люди спорили о значении отношений Джона Леннона и Йоко Оно. Я считаю (и, вероятно, получу за это критику в комментариях), что их союз был сплавом искусства и политики, который бросил вызов истеблишменту и общественному восприятию любви, протеста и границ самого рок-н-ролла.
От ливерпульского клуба Cavern с The Beatles до нью-йоркской авангардной сцены – давайте вместе исследуем мир, в котором жили Леннон и Оно. Мы рассмотрим вехи и противоречия, альбомы и выставки, моменты публичного признания и личной боли.
Но прежде всего мы исследуем удивительную любовь, которая помогала им преодолевать все – любовь, которая, к лучшему или худшему, была так же достойна заголовков, как и их творческие начинания.
Первые встречи Джона Леннона и Йоко Оно
Говорят, искусство может объединять людей, и так случилось с ними. Холодным ноябрьским вечером 1966 года (хотя точная дата оспаривается) Джон Леннон и Йоко Оно впервые встретились в модной лондонской галерее Indica, где выставлялось искусство Оно. Разве не так встречаются все молодые пары?
26-летний Леннон был на пике битломании, но 33-летняя японо-американская художница Йоко понятия не имела, кто этот лохматый англичанин. Он был просто еще одним лицом в толпе, пока она не вручила ему карточку со словом «дыши». В этом простом жесте было что-то вроде дзен-буддистского узнавания, встреча умов и художественных душ, которая превзошла любую славу или социальные условности.
Это не было мимолетным увлечением. Пара начала переписываться, наполняя письма поэтической страстью и интеллектуальной близостью, которые заставили бы покраснеть любого знатока романтической литературы. А затем, в один судьбоносный день в мае 1968 года, Синтия Леннон, первая жена Джона и мать его сына Джулиана, вернулась домой и обнаружила Йоко и Джона в халатах. Эта неловкая встреча могла бы стать удаленной сценой из фильма Вуди Аллена, полной неловких взглядов и прерванных светских бесед.
В марте 1969 года они поженились в Гибралтаре. Леннон назвал это событие «очень романтичным», несмотря на свои бежевые вельветовые брюки. Для этой звездной пары не было обычного медового месяца: они отправились в Амстердам на свою скандально известную «кровать ради мира», превратив супружеское блаженство в политический протест против войны во Вьетнаме.
Йоко была не просто музой, но и творческим соратником Леннона. От экспериментальных музыкальных проектов до политического активизма, Йоко вдохновляла Леннона расширять границы своего творчества.
Прощай, The Beatles. Здравствуй, Нью-Йорк
Когда в 1970 году The Beatles распались, можно было услышать коллективный плач целого поколения поклонников. И кто был виноват? Для многих это была Йоко Оно. Несмотря на то, что сам Леннон настаивал на том, что Йоко не имела никакого отношения к распаду группы, клеймо прилипло.
Их переезд в Нью-Йорк казался почти добровольным изгнанием, бегством от неодобрительных взглядов публики, которая когда-то обожала Леннона, а теперь бросала камни в Йоко.
У каждой пары есть свои взлеты и падения, но у Леннона и Оно это были эмоциональные американские горки, которые могли бы соперничать с любой песней The Beatles по своим пикам и спадам. Период с 1973 по 1975 год, который Леннон иронично назвал «Потерянные выходные», был бурной главой, включающей роман Леннона с Мэй Панг, их молодой ассистенткой.
Позже Оно рассказала, что сама спровоцировала этот роман, чтобы дать себе и Леннону «передышку». Называйте это расчетом, называйте это свободой отношений – этот период определял их сложные отношения.
Леннон и Оно помирились в 1975 году, как раз к рождению сына Шона (который сейчас управляет имуществом своего покойного отца) в день рождения Леннона в октябре. Взяв перерыв в музыкальной карьере, Леннон с энтузиазмом, который он когда-то посвящал написанию песен, погрузился в отцовство и семейную жизнь.
В 1980 году пара выпустила свой пятый и последний альбом Double Fantasy, который стал неожиданным публичным эпилогом их отношений после убийства Леннона в том же году.
Йоко развеяла его прах в Центральном парке, а вместо традиционных похорон попросила мир почтить его память 10 минутами молчания. История любви трагически закончилась.
Как любовь Джона Леннона и Йоко Оно повлияла на их музыку
Сердце отношений Леннона и Оно билось не только в их поляризующем романе или активизме, которые так характеризовали их совместное время. Это также отразилось в их музыке.
Любой, кто слышал «Hey Jude», знает, что Леннон уже достиг вершин музыкальной славы. Его ранние песни – будь то дерзкая лирика «Help!» или трансцендентальное путешествие «Tomorrow Never Knows» – имели квинтэссенцию Леннона.
С появлением Йоко Оно ритм изменился. Авангардный дух Оно начал проникать в композиции Леннона. Возьмем, к примеру, «Revolution 9», трек The Beatles, настолько экспериментальный, что он поляризовал даже самых преданных фанатов группы.
Какофонический звуковой пейзаж, возможно, вдохновленный ранними работами Оно в концептуальном искусстве и музыке, ознаменовал отход от прежней поп-роковой эстетики «великолепной четверки».
С другой стороны, Оно, которая долгое время была фигурой на авангардной художественной сцене, нашла в Ленноне музу и соратника, который мог донести ее творчество до более широкой аудитории. Ее первобытный, эмоциональный вокальный стиль ярко проявился в таких треках, как «Don't Worry Kyoko (Mummy’s Only Looking for Her Hand in the Snow)» и «Death of Samantha». Песни, в которых, если закрыть глаза, можно почти почувствовать напряжение, страсть и неустанное стремление, которые определяли их отношения.
Их творческий союз кристаллизовался в совместных работах, таких как альбомы «Unfinished Music No. 1: Two Virgins» и «Unfinished Music No. 2: Life with the Lions». Это были не просто музыкальные проекты, а интимные хроники их совместной жизни, наполненные смелыми экспериментами, которые бросали вызов общепринятым музыкальным жанрам.
А затем вышел «Double Fantasy», культовый альбом, выпущенный всего за несколько недель до безвременной кончины Леннона. Трогательное свидетельство отношений, которые пережили монументальные взлеты и сложные падения, каждая песня на альбоме чередуется между Ленноном и Оно, служа диалогическим исследованием любви, идентичности и человеческого состояния.
Коммерческий и критический успех альбома посмертно принес ему премию «Грэмми» за альбом года, запечатлев их совместный гений в анналах музыкальной истории.
Понимать отношения Леннона и Оно, не учитывая их музыкальные последствия, – это как слушать гитару с отсутствующей струной. Именно в музыке мы находим самые честные, преобразующие выражения истории любви, которая продолжает очаровывать и провоцировать – так же, как и две загадочные фигуры в ее центре.
Взгляд назад на жизнь Джона Леннона и Йоко Оно
За десятилетия, прошедшие с момента безвременной кончины Леннона, Йоко Оно была больше, чем хранительницей пламени. Она – художница и активистка, и непреходящая часть наследия Леннона. Она стала частью коллективной памяти публики не просто как «женщина, которая разрушила The Beatles», но как сложная личность, которая была половиной одной из самых загадочных пар в истории рока.
Хотя мы можем бесконечно размышлять о том, что их сблизило – художественные амбиции, эмоциональная сложность или, может быть, просто любовь, – бесспорно то, что Джон Леннон и Йоко Оно были динамичным дуэтом, связанным узами, которые были столь же творческими, сколь и противоречивыми.
И как любая великая рок-баллада, их история любви, со всеми ее взлетами и падениями, остается незабываемой.