Хотелось бы вам находиться в такой ситуации, когда нужно проявлять навыки Шерлока Холмса и по намекам догадываться о желаниях собеседника?
А теперь представьте, что вы ещё и ребенок.
Ребенок, который пока плохо понимает возможные нюансы "движений души" мамы (опекающего его взрослого).
А ещё ребёнок, у которого психика находится на стадии эгоцентризма, т.е. не может и не умеет переставлять себя на место другого человека и воспринимать мир с позиции другого.
Напомню, что навыком децентрации даже не все взрослые люди обладают! Это огромное интеллектуальное усилие, для которого нужны сильный интеллект и большой жизненный опыт. Рассказывала примеры в статье:
А ещё, ребенок тотально зависимый от взрослого. Который не может сказать, что иди ты подальше со своими играми в шифровальщика.
И как тогда вы будете чувствовать себя, услышав фразу "Ты пойди и подумай сам, в чем ты виноват". А пока ты думаешь, я с тобой разговаривать не буду. Дня 2 или 3, или 5.
Как вам ситуация?
Что в душе у ребенка?
Что чувствует ребенок, если мама вдруг стала недоступна?
Страх, тревогу, боль отвержения.
Думает ли он в этот момент о реальности мамы и чем же таким страшным он её обидел? Наверное, он был бы рад об этом подумать, только КАК?
Давайте я сейчас вам напишу задачу по ядерной физике. Вот и подумайте о ней!
Хорошенько подумайте! День или два. Сидите и думайте, пока не додумаетесь!
Вывод из подобной ситуации, обычно, формулируется в психике ребенка просто:
1. Я плохой. Более детально сказать сложно.
2. Мама может меня отвергнуть. Что для ребенка равносильно физическому уничтожению, т.к. без родителей он не сможет. В душе страх отвержения, если я ослушаюсь или сделаю что-то (я не знаю точно что!), из-за чего мама от меня откажется.
Как правило, люди со стратегией в конфликте "я молчу - а ты угадывай, что ты должен сделать"
сами находятся на стадии эгоцентризма и не могут представить какой-то иной реальности кроме той, что у них в голове. Они почему-то считают, что другие только и должны, что догадываться об их состояниях и угадывать их мысли.
Они - центр Вселенной! Единственного варианта вселенной, где ИХ мысли и ИХ чувства - единственная ценность и объект внимания для всех людей.
Я заостряю, чтобы показать абсурдность данного посыла.
А ещё есть тонкий момент, что человек на стадии эгоцентризма не может описать свои состояния, поэтому и не может рассказать их окружающим в доступной форме.
Он вдруг ощутил, что ему плохо, - и замолчал, потому что это его общая стратегия для всех ситуаций, когда плохо. У нас же не такой большой репертуар возможных действий:
- бежать (молчать, исчезать),
- драться (агрессия в разном виде, в том числе речевая),
- ну или самое сложное - переходить на уровень развития "человек", когда я могу ОСОЗНАТЬ своё состояние и доступно РАССКАЗАТЬ о нем партнеру по общению. Очень сложно!
Почему третий вариант такой сложный?
Потому что мы не рождаемся с какой-то готовой эмоциональной системой.
Как мы не рождаемся, например, с готовым знанием языка.
Подробно про это пишу в разделе "Эмоции как ВПФ" на нашем сайте KgMinus.ru.
Эмоциям нас должен кто-то обучить, как нас обучают языку
А иначе получается состояние под названием "алекситимия" - нет слов для чувств (от греч. а-lexis-thymos).
Чего-то чувствую - а чего???
Не знаю! плохо!
А чего плохо??? не могу понять...
-----
Отвлекусь на цитату Дж. Гибсона, который всю жизнь занимался восприятием. Гениальный психолог! Очень много сделал для науки.
Итак, цитата:
"Один человек, скажем, может различать херес, шампанское, белое вино и красное вино.
У него ЧЕТЫРЕ образа в ответ на ВСЕ возможные виды стимуляции.
Другой человек может различать множество сортов хереса, каждый в многочисленных вариантах и смесях и то же для других вин. У него ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ образов в ответ на все возможные виды стимуляции."
Другими словами, в зависимости от уровня профессионализма, человек способен различать
- 4
или
- 4000 вариантов.
-----
Если у нас в психике есть только 4 варианта ответа, и мы выбираем для каждой новой ситуации только из 4-х,
то это принципиально отличается от восприятия ситуации, когда в психике есть 4000 возможных вариантов.
-----
Вот при любом виде ситуаций у психики 2 варианта ответа:
- хорошо,
- плохо.
Всё на этом!
Даже не 4 варианта! Всего лишь 2. И как вам? Удобно так жить, когда всё многообразие жизни классифицируется по 2-м категориям?
- живая природа / камни.
Всё!
Вы же начнете интересоваться о видах камней, о видах животных. При наличии интереса, обнаружите, что их тысячи!
Ну, нельзя с мелом обращаться так же, как и с мрамором. А с кошкой, как с тараканом. Неудобная жизнь получается, если мы не видим различий и весь мир делим всего на 2 категории.
Сильный человек / слабовольный.
Всё! Две категории. Сильные худеют, слабые толстеют. Так? Достаточно 2 категории?
Это простое колесо эмоций, где довольно крупными кусочками идет описание:
Но оно может быть и такой степени дробности:
И вариант на английском, ещё больше степень дробности:
И тут ещё достаточно просто, потому что предполагается, что в какой-то момент времени человек как бы в одном чувстве )))
А как у нас в жизни на самом деле?
Я тебя, дорогой сынок, люблю (любовь),
но ты так меня расстроил своей двойкой (огорчение),
потому что я так надеялась, что ты будешь хорошо учиться (надежда, в данном случае уже немного разрушенная надежда),
а ты не хочешь учиться! (досада переходящая в злость),
и мне так неудобно перед учительницей (стыд) и перед бабушкой (страх осуждения собственными родителями, что я плохая мать и полная в жизни неудачница, что ничего не смогла нормального сделать, ни в карьере, ни с мужем не получилось, и даже не могу сына заставить учиться ..... )
И как вам кажется, сможет ли ребенок, когда его стали игнорировать после двойки и сказали "подумать о своем поведении", осознать всю полноту чувств мамы?
Или он просто решит, что он плохой? Кратко и ясно. И не надо тут думать 2 дня.
Скорее всего,
если мама осознает всю полноту своих чувств при виде "двойки" и всю полноту мыслей,
то будет так озадачена этим осознанием, что сама уйдет думать 2 дня, что как же так, взрослая женщина, а всё боюсь осуждения учительницы и собственной мамы...
Самая сложная задачка - это задачка на смысл:
а что двойка сына значит для меня?
Каков СМЫСЛ этой ситуации для меня?
Когда человек позволяет себе посмотреть в свою душу, осознать свои состояния, - возникает ощущение более тонких и более дробных чувств.
Например, кусочек из статьи, где описывается путь от полного бесчувствия к осознанию своих состояний:
"Сразу после описываемой сессии в общении с близкими у Тамары часто возникали недовольство, обида и гнев. Но постепенно стали "просыпаться" и другие чувства - нежность, благодарность, страсть."
И что ещё важно для ситуации, когда человек всю жизнь был "бесчувственным", а потом решил что-то изменить в этом - способ сказать о своих состояниях другим людям - его же пока нет, потому что нет опыта говорения о своих чувствах. И поэтому придется экспериментировать. Тоже цитата из статьи:
"Тамара с удовольствием обращала внимание на то, что подсказывали ей ее сердце и тело в контакте с другими людьми, и экспериментировала с формами предъявления своих желаний."
Ссылка на ту статью:
И ссылка на статью про травму, где описываются причины блокировки чувств, причины решения о жизни в бесчувствии:
Всем любви и взаимопонимания!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.