Найти в Дзене

Я не скажу, чего хочу, - ты догадайся сам

Оглавление

Хотелось бы вам находиться в такой ситуации, когда нужно проявлять навыки Шерлока Холмса и по намекам догадываться о желаниях собеседника?

А теперь представьте, что вы ещё и ребенок.

Ребенок, который пока плохо понимает возможные нюансы "движений души" мамы (опекающего его взрослого).

А ещё ребёнок, у которого психика находится на стадии эгоцентризма, т.е. не может и не умеет переставлять себя на место другого человека и воспринимать мир с позиции другого.

Напомню, что навыком децентрации даже не все взрослые люди обладают! Это огромное интеллектуальное усилие, для которого нужны сильный интеллект и большой жизненный опыт. Рассказывала примеры в статье:

А ещё, ребенок тотально зависимый от взрослого. Который не может сказать, что иди ты подальше со своими играми в шифровальщика.

И как тогда вы будете чувствовать себя, услышав фразу "Ты пойди и подумай сам, в чем ты виноват". А пока ты думаешь, я с тобой разговаривать не буду. Дня 2 или 3, или 5.

Как вам ситуация?

Что в душе у ребенка?

Что чувствует ребенок, если мама вдруг стала недоступна?

Страх, тревогу, боль отвержения.

Думает ли он в этот момент о реальности мамы и чем же таким страшным он её обидел? Наверное, он был бы рад об этом подумать, только КАК?

Давайте я сейчас вам напишу задачу по ядерной физике. Вот и подумайте о ней!

Хорошенько подумайте! День или два. Сидите и думайте, пока не додумаетесь!

Вывод из подобной ситуации, обычно, формулируется в психике ребенка просто:

1. Я плохой. Более детально сказать сложно.

2. Мама может меня отвергнуть. Что для ребенка равносильно физическому уничтожению, т.к. без родителей он не сможет. В душе страх отвержения, если я ослушаюсь или сделаю что-то (я не знаю точно что!), из-за чего мама от меня откажется.

Как правило, люди со стратегией в конфликте "я молчу - а ты угадывай, что ты должен сделать"

сами находятся на стадии эгоцентризма и не могут представить какой-то иной реальности кроме той, что у них в голове. Они почему-то считают, что другие только и должны, что догадываться об их состояниях и угадывать их мысли.

Они - центр Вселенной! Единственного варианта вселенной, где ИХ мысли и ИХ чувства - единственная ценность и объект внимания для всех людей.

Я заостряю, чтобы показать абсурдность данного посыла.

А ещё есть тонкий момент, что человек на стадии эгоцентризма не может описать свои состояния, поэтому и не может рассказать их окружающим в доступной форме.

Он вдруг ощутил, что ему плохо, - и замолчал, потому что это его общая стратегия для всех ситуаций, когда плохо. У нас же не такой большой репертуар возможных действий:

  • бежать (молчать, исчезать),
  • драться (агрессия в разном виде, в том числе речевая),
  • ну или самое сложное - переходить на уровень развития "человек", когда я могу ОСОЗНАТЬ своё состояние и доступно РАССКАЗАТЬ о нем партнеру по общению. Очень сложно!

Почему третий вариант такой сложный?

Потому что мы не рождаемся с какой-то готовой эмоциональной системой.

Как мы не рождаемся, например, с готовым знанием языка.

Подробно про это пишу в разделе "Эмоции как ВПФ" на нашем сайте KgMinus.ru.

Эмоциям нас должен кто-то обучить, как нас обучают языку

А иначе получается состояние под названием "алекситимия" - нет слов для чувств (от греч. а-lexis-thymos).

Чего-то чувствую - а чего???

Не знаю! плохо!

А чего плохо??? не могу понять...

-----

Отвлекусь на цитату Дж. Гибсона, который всю жизнь занимался восприятием. Гениальный психолог! Очень много сделал для науки.

Итак, цитата:

"Один человек, скажем, может различать херес, шампанское, белое вино и красное вино.
У него ЧЕТЫРЕ образа в ответ на ВСЕ возможные виды стимуляции.
Другой человек может различать множество сортов хереса, каждый в многочисленных вариантах и смесях и то же для других вин. У него ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ образов в ответ на все возможные виды стимуляции."

Другими словами, в зависимости от уровня профессионализма, человек способен различать

  • 4

или

  • 4000 вариантов.

-----

Если у нас в психике есть только 4 варианта ответа, и мы выбираем для каждой новой ситуации только из 4-х,

то это принципиально отличается от восприятия ситуации, когда в психике есть 4000 возможных вариантов.

-----

Вот при любом виде ситуаций у психики 2 варианта ответа:

  • хорошо,
  • плохо.

Всё на этом!

Даже не 4 варианта! Всего лишь 2. И как вам? Удобно так жить, когда всё многообразие жизни классифицируется по 2-м категориям?

  • живая природа / камни.

Всё!

Вы же начнете интересоваться о видах камней, о видах животных. При наличии интереса, обнаружите, что их тысячи!

-2

Ну, нельзя с мелом обращаться так же, как и с мрамором. А с кошкой, как с тараканом. Неудобная жизнь получается, если мы не видим различий и весь мир делим всего на 2 категории.

Сильный человек / слабовольный.

Всё! Две категории. Сильные худеют, слабые толстеют. Так? Достаточно 2 категории?

Это простое колесо эмоций, где довольно крупными кусочками идет описание:

-3

Но оно может быть и такой степени дробности:

-4

И вариант на английском, ещё больше степень дробности:

-5

И тут ещё достаточно просто, потому что предполагается, что в какой-то момент времени человек как бы в одном чувстве )))

А как у нас в жизни на самом деле?

Я тебя, дорогой сынок, люблю (любовь),

но ты так меня расстроил своей двойкой (огорчение),

потому что я так надеялась, что ты будешь хорошо учиться (надежда, в данном случае уже немного разрушенная надежда),

а ты не хочешь учиться! (досада переходящая в злость),

и мне так неудобно перед учительницей (стыд) и перед бабушкой (страх осуждения собственными родителями, что я плохая мать и полная в жизни неудачница, что ничего не смогла нормального сделать, ни в карьере, ни с мужем не получилось, и даже не могу сына заставить учиться ..... )

И как вам кажется, сможет ли ребенок, когда его стали игнорировать после двойки и сказали "подумать о своем поведении", осознать всю полноту чувств мамы?

Или он просто решит, что он плохой? Кратко и ясно. И не надо тут думать 2 дня.

Скорее всего,

если мама осознает всю полноту своих чувств при виде "двойки" и всю полноту мыслей,

то будет так озадачена этим осознанием, что сама уйдет думать 2 дня, что как же так, взрослая женщина, а всё боюсь осуждения учительницы и собственной мамы...

Самая сложная задачка - это задачка на смысл:
а что двойка сына значит для меня?
Каков СМЫСЛ этой ситуации для меня?

Когда человек позволяет себе посмотреть в свою душу, осознать свои состояния, - возникает ощущение более тонких и более дробных чувств.

Например, кусочек из статьи, где описывается путь от полного бесчувствия к осознанию своих состояний:

"Сразу после описываемой сессии в общении с близкими у Тамары часто возникали недовольство, обида и гнев. Но постепенно стали "просыпаться" и другие чувства - нежность, благодарность, страсть."

И что ещё важно для ситуации, когда человек всю жизнь был "бесчувственным", а потом решил что-то изменить в этом - способ сказать о своих состояниях другим людям - его же пока нет, потому что нет опыта говорения о своих чувствах. И поэтому придется экспериментировать. Тоже цитата из статьи:

"Тамара с удовольствием обращала внимание на то, что подсказывали ей ее сердце и тело в контакте с другими людьми, и экспериментировала с формами предъявления своих желаний."

Ссылка на ту статью:

И ссылка на статью про травму, где описываются причины блокировки чувств, причины решения о жизни в бесчувствии:

Всем любви и взаимопонимания!

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.