Землетрясение. Дети оказались под завалами и пробыли там какое-то время, пока их не вытащили спасатели.
У всех ПТСР (Пост-Травматическая Стрессовая реакция или расстройство).
Симптомы:
- резкий мысленный возврат в ту ситуацию (флешбэки),
- избегание того, что может активировать воспоминания о травме,
- ночные кошмары,
- высокий уровень тревожности.
И что начинают делать психологи?
А они помогают психике вернуться в те обстоятельства, но когда есть поддержка взрослого и процесс управляем, контролируется психологом.
Дети ходят в темную узкую пещеру и сидят в ней. Но не одни! Уже не одни. Уже со взрослым и они точно знают, что нужно будет там побыть немножко и потом можно будет выйти.
Или игра, когда все группой, опять же вместе с психологом, подбрасываем одеяло. Оно мягкое, пушистое и мягко опускается на группу, и немножко нужно вместе посидеть. Темно. Не сказать, что приятно. Но дискомфорт переносим и ситуация контролируема.
Постепенно симптомы ПТСР проходят.
Другую группу детей возят в приятные путешествия, пытаются их как-то порадовать, перекрыть старый "плохой" опыт новым и радостным. И при такой стратегии симптомы ПТСР нарастают.
Психика сопротивляется - нельзя забыть! Нельзя сделать вид, что этого не было.
Потому что тот опыт был и я в нем оказался беспомощным. Опасный опыт! Который лишает меня силы Деятеля, где у меня нет способов-инструментов себя защитить, себе помочь! Значит, нужно их найти! И пока я их не нашел - я всё в той же потенциальной опасности.
И пока я их не нашел - я буду мысленно возвращаться в те события, перебирать каждую мелочь. И мне будет тревожно.
Одно из чувств человека во время травмы - беспомощность и управление моей жизнью кем-то извне.
Напомню, что "травма" как понятие, имеет очень четкое определение и не стоит так называть всякое огорчение.
Она возникает от ощущения беспомощности в ситуации угрозы жизни, здоровью (своей и/или наблюдаемой у других людей).
Ключевое здесь - чувство беспомощности.
Один человек будет чувствовать себя в силах влиять на происходящее, а другой может оказаться в беспомощности в более простых обстоятельствах и получит ПТСР.
Ключевое не обстоятельства, а чувство себя беспомощным, отданным во власть внешних угроз без возможности им противостоять (разрушение, блокировка меня как Деятеля).
И психика будет пытаться сделать вывод, чтобы впредь не быть беспомощной, чтобы суметь выжить в таких же обстоятельствах.
И психика в этом права!
А иначе получается хождение по граблям, когда в одну и ту же ситуацию попадаем, и попадаем, а выводов не сделали.
Только и здесь не всё так просто. Психологи, которые специализируются на травме, говорят, что иногда человек возвращается в тот опыт не мысленно, а в реальности, чтобы всё-таки СМОЧЬ преодолеть ту свою слабость и беспомощность.
Так дети из семей, где родители имели зависимости, могут выбирать в мужья и жены людей, которые очень похожи на их папу/маму. Во взрослой жизни по своему "выбору" они возвращаются в те же условия, где ребенком были беспомощны. И они хотят это преодолеть с новым партнером. Я его вылечу! Я найду способ изменить это!
Повтор и/или избегание ситуации
Я стараюсь детально описать самую суть, поэтому сегодня в статье будут такие "скачки" от трагичных обстоятельств к почти "невинным" и даже кажущиеся смешным.
Говоря о детях, я описывала суть терапии - не избегание, а помощь в приближении. Даже когда естественное желание сделать наоборот.
И сейчас опять тот же принцип, но на другой ситуации.
У нас заболела собака. Ветеринар поставил бронхит. Кашель ужасный. Остановить приступ кашля помогает только теплое молоко с маслом.
Первые дни приступов кашля могло быть 4-5 за ночь. Я уже в полусонном состоянии грела молоко, чтобы хоть как-то ему помочь. И один раз погрела слишком сильно. И пес обжегся. После чего резко отказался подходить к молоку и останавливался на метр от миски.
И что делать? Помочь ему хочется и самой спать хочется. А пока он кашляет, спать невозможно.
Начинается мягкая "психотерапия", когда я на его глазах опускаю свой палец в молоко и даю попробовать с пальца. Потом постепенно останавливаю свою руку всё ближе и ближе к миске. Чтобы он был вынужден сделать шаг ближе к молоку.
Если делать наоборот, если самой двигать миску к нему, то он от неё отступает назад или вообще забирается под кровать.
В тот момент я как раз думала про статью о травме. Думала - а как рассказать о сути психотерапии мягко, без болезненных подробностей? И вдруг осознала - так вот же! Надо это снять. На этой модели есть ключевые элементы процесса.
И мы видели на собаке, что сам он больше не подходит к молоку, об которое обжегся. Мы делаем также!
И ситуация может быть такой вот простой и прозрачной, а может быть сложной, когда избегающее поведение распространяется на широкий спектр ситуаций, потому что психика не нашла признаки ИМЕННО ТОЙ ситуации, в которой получила травму.
И здесь психике нужно помочь в собирании мелких-мелких деталей ТЕХ обстоятельств жизни, чтобы смочь ОТЛИЧИТЬ их от всех схожих.
Избегающее поведение
Не хочу чувствовать, не могу чувствовать, страшно почувствовать снова тот ужас и беспомощность, не буду с этим соприкасаться!
И так разрушается контакт со своей психикой, без которого невозможно что-то изменить.
Я про это упоминала в статье, что невозможно иногда решиться пойти за своими чувствами, потому что есть риск прийти туда, куда очень не хочется:
Но контакт с собой нужно потихоньку восстанавливать. А как? Страшно же!
Потихоньку. Идеально, если при поддержке другого человека. Маленькими-маленькими детальками осознавая тот опыт.
На видео с собакой (это только модель ситуации! прошу не воспринимать как точную копию человека!) было видно, что если я дотронулась до молока, если я даю молоко со своего пальца - то лизнуть его уже не страшно.
Есть опора на мой опыт (я проверила молоко), есть доверие мне, есть желание молока, оно было вкусное :-)
Все эти факторы вместе позволяют по чуть-чуть приближаться к тому, что принесло травму.
Попробовал с моего пальца, но остался стоять на прежнем месте. Сам к миске не пошел. Стоит к миске боком, отворачивается от неё, ему не нравится близость молока.
Я даю ещё раз попробовать и вынуждаю сделать шаг вперед, чтобы дотянуться до пальца.
И эту запись сделали, когда мы таким образом пили молоко уже 2 дня. То есть острая реакция избегания прошла, мы уже чуть-чуть её перекрыли новым опытом.
Взрослый человек - не ребенок и не собака
Из каждого опыта психика взрослого человека пытается построить управляющее убеждение, которое мягко и без конфликтов впишется в существующую схему мира.
Управляющие убеждения
Управляющими убеждениями мы пользуемся ежедневно, ежечасно, ежеминутно, и именно они являются причиной наших эмоций и действий.
Про управляющие убеждения подробно писала ЗДЕСЬ.
Наша психика старается из каждого опыта сделать вывод.
И это ключевой момент!
Поэтому незавершенные ситуации, из которых не сделано вывода,
"не отпускают".
В них идет возврат
- как мысленный,
- так и на уровне реального повтора ситуаций (выбора похожих партнеров, начальников, подруг и т.д.).
Мы не любим,
когда что-то не соответствует ранее имевшемуся мировоззрению.
Мы ищем информацию так,
чтобы наши убеждения всё больше укреплялись.
Это называется "тенденция к подтверждению".
Часто, сам того не понимая и не осознавая, человек организует своё поведение так, что опять и опять попадает в схожий комплекс чувств.
На примере описывала это в прошлой статье:
Очевидно, что еда прекрасно помогает
- и в отвлечении от навязчивых воспоминаний (нужны яркие резкие вкусы и много еды до чувства "фух! объелась! больше не могу!" - чувства, которое погружает в полусонное состояние, давая психике отдых от навязчивых мыслей и тревоги),
- и в получении от жизни хоть каких-то ощущений (понятных, доступных, предсказуемых, контролируемых мной и гарантированно положительных эмоций), что становится жизненно необходимо при блокировке чувств от взаимодействий с другими сторонами жизни.
Еда становится помощником в бегстве от самого себя, а точнее
в бегстве от какого-то жизненного опыта,
который невыносимо трудно интегрировать в свои управляющие убеждения, в своё мировоззрение, в свое понимание жизни.
Поэтому, лично для меня, странно говорить о смене рациона питания, о каких-то диетах и похудении, не затрагивая более глубокие процессы, если я вижу какие-то признаки посттравматических реакций.
Если нет возможности обратиться к хорошему специалисту, то нужно дать себе время проживать те процессы, которые идут.
Да, по сотому кругу говорить одно и то же.
Да, опять и опять возвращаться в какие-то отдельные моменты.
Да, изводить окружающих навязчивым обсуждением событий, которые вроде уже обсудили, и ни раз обсудили, и уже десятки раз обсудили.
Таким способом (через разговор, через обдумывание) психика перерабатывает информацию.
И если идет возврат к чему-то, значит в этом осталось непонимание, значит этот возврат нужен, значит лучше не блокировать эту оздоровительную работу, а всмотреться в вопросы, которые возникают в голове. Если возможно - попытаться найти ответы на эти вопросы.
Когда психика сможет "уложить" новый опыт в мировоззрение, в свое понимание жизни, в управляющие убеждения, тогда возникнет ощущение освобождения от прошлого и внимание перестанет возвращаться назад, а развернется вперед.
Станет понятно, КАК жить дальше.
Пример работы психики взрослого человека описывала в статье:
Берегите себя!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.