Еще в 1936 году германский танковый теоретик генерал Гейнц Гудериан заявил, что в условиях постоянно возрастающей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имеющих прикрытия пехоты, будут слишком большими. К тому же захват и удержание местности одними танками, без пехоты, просто невозможен. Поэтому для быстрого и успешного завершения разгрома противника танки обязательно должна сопровождать мобильная пехота, передвигающаяся с той же скоростью, что и танковые части. А так как на пересеченной местности, особенно при сложных погодных условиях, колесный транспорт вряд ли будет поспевать за более проходимыми гусеничными танками, пехоту моторизованных подразделений необходимо сажать в гусеничные транспортеры повышенной проходимости, способные перевозить пехоту по бездорожью со скоростью танков. К тому же эти транспортеры должны защищать солдат от пуль и снарядных осколков – т.е. быть бронированными, а так же должны поддерживать пехотинцев огнем при наступлении на вражеские позиции – т.е. быть вооруженными.
Исходя из этой концепции, в 1938 г. совместными усилиями фирм «Ганомаг» и «Бюссинг-НАГ» на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.11 был создан бронетранспортер Sd.Kfz.251 (о котором я уже публиковал две статьи «Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251: модификации» и «Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251: боевая специализация»). Однако к началу Второй мировой войны их успели «наклепать» слишком мало, да и в последующие годы, вплоть до 1944-го, несмотря на усиленные старания заводов, моторизованные части Вермахта постоянно испытывали «бронетранспортерный голод». Немецкая промышленность долго не могла в полном объеме удовлетворять запросы войск на такую технику, которая уже в первые месяцы войны зарекомендовала себя как крайне необходимое и очень эффективное боевое средство.
Постоянная нехватка бронетранспортеров стала причиной разработки еще одной подобной машины, но менее громоздкой – ведь далеко не всегда на поле боя требовалось присутствие тяжелого БТР. Для ведения разведки и других специальных задач часто требовалась меньшая (а для ускоренного массового производства – и более дешевая) машина, способная транспортировать лишь половину пехотного отделения.
Для этой новой легкой машины использовали узлы и агрегаты полугусеничного тягача D7p (армейская маркировка Sd.Kfz.10), производившегося фирмой «Демаг»; бронированный корпус для нее спроектировала фирма «Бюссинг-НАГ», до этого разработавшая корпус для Sd.Kfz.251. Новую машину оснастили шестицилиндровым бензиновым двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL.42 TKRM мощностью 100 л.с.
Германское командование планировало иметь четыре типа полугусеничных бронированных машин: легкий и средний бронетранспортеры, перевозчик боеприпасов и машину управления артиллерией; поэтому для них была разработана сквозная система обозначения порядковых номеров - 250, 251, 252 и 253 соответственно. Причем «артиллерийские» БТР (252 и 253) разрабатывались на базе проекта легкого бронетранспортера (250). А так как в Германии в это время поспешно комплектовались части самоходной артиллерии (StuG), сыгравшей важную роль уже в первых операциях начавшейся войны, то для их обслуживания «артиллерийские» Sd.Kfz.252 и 253 запустили в серийное производство даже раньше, чем базовый «пехотный» Sd.Kfz.250, на основе которого они разрабатывались. Поэтому и здесь речь сначала пойдет именно о «артиллерийских» бронетранспортерах.
Перевозчик боеприпасов Sd.Kfz.252
Бронетранспортер перевозки боеприпасов для штурмовых орудий Sd.Kfz.252 leichter Munitionspanzerwagen массой до 5,73 т, с экипажем из трех человек имел полностью закрытый бронекорпус с сильно скошенным кормовым листом. В нем был сделан широкий люк, закрывавшийся двухстворчатой крышкой, через который и осуществлялись загрузка и выгрузка боеприпасов. В горизонтальном листе крыши корпуса имелись два посадочных люка для трех членов экипажа машины. Толщина лобовых бронелистов капота и корпуса Sd.Kfz.252 - 18 мм, а остальных бронелистов — 8 мм. В штатном варианте транспортер предназначался для перевозки 70 снарядов к 75-мм артсистеме типа StuK.37 (L/24), а после небольшой переделки мог транспортировать 60 снарядов к 75-мм пушке типа StuK.40 (с длиной ствола в 43 или 48 калибров). К машине можно было присоединить одноосный двухколесный прицеп Sd.Anh.32/A, вмещавший в себя еще 36 выстрелов калибра 75 мм.
Sd.Kfz.252 изготавливался с конца 1939 г. на трех, а с января 1941 – на четырех заводах; до прекращения производства в сентябре 1941 было изготовлено 413 перевозчиков боеприпасов Sd.Kfz.252. В штате батареи штурмовых орудий должно было числиться три Sd.Kfz.252 (по одному на взвод, состоявший из двух САУ StuG.III). Однако боевое применение Sd.Kfz.252 ограничилось только балканской кампанией, и началом войны с Советским Союзом.
Уже с 1942 года эта специализированная конструкция стала заменяться одной из модификаций легкого бронетранспортера Sd.Kfz.250 - Sd.Kfz.250/6, так же приспособленного для перевозки боеприпасов. Что же касается специализированных Sd.Kfz.252, выпуск которых был прекращен уже в 1941 году, то относительно небольшое их количество быстро «сошло со сцены»…
БТР «передовых артиллерийских наблюдателей» Sd.Kfz.253
В то же время на этих же предприятиях строился и БТР командиров взводов и батарей штурмовых орудий — так называемая машина «передовых артиллерийских наблюдателей» Sd.Kfz.253 (боевая масса 5,73 т, экипаж—3 человека, бронирование такое же, как у Sd.Kfz.252). Ее корпус также был полностью закрыт, но имел несколько другую форму. В крыше были прорезаны два люка: круглый – сразу за местом водителя, и прямоугольный — в задней части крыши; а в кормовой стенке корпуса сделали одностворчатую дверцу. Круглый люк в крыше предназначался для наблюдения за местностью, и в нем имелся лючок для размещения стереотрубы. На машине устанавливались радиостанции F.Sp.H и Fu.7, и для хранения антенны в нерабочем положении на крыше справа находился металлический желоб.
С марта 1940 по сентябрь 1941 года было изготовлено 285 машин Sd.Kfz.253. По штатам 1940-1941 гг. в штурмовой артиллерии полагалось иметь на батарею самоходок StuG.III по четыре «командирских» Sd.Kfz.253 (3 – у командиров взводов, и 1 - у командира батареи). Однако в боевой обстановке очень быстро выяснилось, что Sd.Kfz.253 годится не только для корректирования огня, но и в качестве разведывательного транспортного средства. Поэтому уже весной 1941 поставлявшиеся с заводов машины начали «перехватывать» разведбатальоны танковых дивизий и артиллерийских частей Вермахта. Отдельные экземпляры Sd.Kfz.253 затребовались штабами соединений и объединений; там они использовались для перевозки высшего командного состава Вермахта и войск СС, а также в качестве машин управления. Многие Sd.Kfz.253, полученные командованием дивизий и армий, эксплуатировались еще по несколько лет, хотя вскоре им на смену пришли пехотные бронетранспортеры Sd.Kfz.250/4, имевшие сходное оборудование, но, уже открытый сверху стандартный кузов.
А теперь – об основной, базовой модели легкого бронетранспортера Sd.Kfz.250, по проекту которого и создавались описанные выше перевозчик боеприпасов Sd.Kfz.252 и «передовой артиллерийский наблюдатель» Sd.Kfz.253.
Бронетранспортер Sd.Kfz.250
Как и в случае с находившимся в серийном производстве тяжелым бронетранспортером Sd.Kfz.251, перевозившим пехотное отделение из 11 солдат, в конструировавшейся новой легкой полугусеничной машине так же максимально использовались уже отработанные, серийно выпускавшиеся агрегаты. В качестве ходовой части выбрали шасси легкого 1-тонного артиллерийского тягача «Демаг» D-7 (армейское обозначение Sd.Kfz.10). Однако ввиду того, что «нахлобученный» на тягач сверху тяжелый бронекорпус создаст перегрузку ходовой части, ее перепроектировали: шасси укоротили на один опорный каток, снизив тем самым общий вес машины. Наклон колонки рулевого колеса изменили по подобию аналогичного агрегата бронетранспортера Sd.Kfz.251.
Новая машина получила тот же двигатель, что и тяжелый Sd.Kfz.251 фирмы «Ганомаг»: 6-цилиндровый «Майбах» HL.42 TURKM мощностью 100 л.с. Трансмиссия имела семь передач переднего хода и три заднего. Бронетранспортер Sd.Kfz.250 имел полугусеничное шасси. Передние колеса управляли направлением движения машины, гусеничный ход обеспечивал привод и движение по пересеченной местности. Использование полугусеничной системы шасси позволяло существенно упростить конструкцию машины по сравнению с чисто гусеничными, при сохранении высокой проходимости, свойственной для гусеничных машин.
Передний управляемый автомобильный мост с подвеской на поперечной полуэллиптической листовой рессоре оснащался односкатными колесами с пневматическими шинами низкого давления типа «Континентал» или «Мишлен». Правда, из-за отсутствия привода на передние колеса водители часто испытывали проблемы с управлением на мягких грунтах, но в целом проходимость машины была неплохой.
Гусеничный ход обеспечивался торсионной подвеской. В нее входили (применительно к одному борту): четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка, расположенных в шахматном порядке с взаимным перекрытием дисков, направляющее колесо заднего расположения, и литое ведущее колесо переднего расположения. Ведущее колесо не имело зубцов, вместо них на колесе крепились 12 роликов, которые и обеспечивали перемещение гусеничной ленты. Очень оригинальна была установка балансиров — они развернуты вперед, а не назад как обычно, и оси опорных катков находились впереди, а не за торсионами. Ленивец конструктивно был аналогичен внутренним опорным каткам, и был связан с механизмом регулировки натяжения гусениц. Гусеницы набирались из 38 траков каждая; ширина трака – 240 мм. Трак снабжался зубцом, амортизирующей резиновой подушкой, и резервуаром для смазки.
Корпус бронетранспортера состоял из стального каркаса, к которому приваривались броневые листы. Толщина лобового, бокового и кормового бронирования - до 14,5 мм, крыши и пола корпуса - 8 мм. Корпус устанавливался на раму шасси из сваренных стальных коробчатых балок, усиленных поперечинами. В передней части корпуса размещалось моторное отделение, в котором находились двигатель, топливный бак на 140 л, и механизмы управления передней осью. За противопожарной перегородкой располагались водитель и командир бронетранспортера. В распоряжении водителя имелись приборы контроля работы двигателя (датчики температуры давления масла, тахометр и указатель количества топлива), спидометр и контрольные индикаторы электрооборудования. Управлялась машина с помощью руля и педалей сцепления, тормоза и газа, рычага переключения скоростей, коробки передач и рычага ручного тормоза. Справа от сидения водителя располагался командир машины или солдат, отвечавший за погрузку боеприпасов. За ними находилось боевое отделение, в котором стояли скамьи пехотинцев-десантников. На бортах имелись держатели для крепления внутри машины вооружения солдат десанта — 7,92-мм карабинов «Маузер» 98К и 9-мм пистолет-пулеметов МР-40.
В передней части боевого отделения были прорезаны две наблюдательные щели со вставками из пуленепробиваемого стекла, такие же щели были и в бортах машины. Наблюдение за обстановкой и полем боя велось также с помощью различных типов артиллерийских прицелов, биноклей и стереотруб. У специальных модификаций транспортеров интерьер боевого отделения был переделан так, чтобы там разместились дополнительные средства связи или пушка.
На капоте для технического обслуживания и ремонта двигателя имелся большой двустворчатый люк, и два люка поменьше - в бортах моторного отделения. На передних крыльях стояли «усики», обозначавшие максимальные габариты машины по ширине. Там же находились фары (или одна фара). На левом крыле размещался путевой фонарь; на корме машины располагались два габаритных фонаря, там же находилась и антенна радиостанции. В кормовом листе корпуса была прорезана дверь для входа и спешивания десанта. Она открывалась наружу, в сторону левого борта машины.
Базовый вариант машины был рассчитан на перевозку 6 бойцов, а его стационарное вооружение состояло из 2х7,92-мм пулеметов MG-34. Передний пулемет имел защитный бронещиток толщиной 6 мм. Задний пулемет крепился на шкворне, стоявшем на верхней кромке кормы боевого отделения, предназначавшемся для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. Для связи каждый бронетранспортер обеспечивался радиостанцией со штыревой 2-метровой антенной и дальностью работы до 3 км, комплектом сигнальных флажков и ракетницей с набором сигнальных ракет. Штабные бронетранспортеры и машины связи оборудовались более мощными радиостанциями со значительно увеличенной дальностью работы.
Дополнительное снаряжение и инструменты крепились к бортам корпуса машины и размещавшихся в боковых инструментальных ящиках. С правой стороны корпуса между передним колесом и гусеницей размещался контейнер с тремя выдвижными ящиками, в которых хранились мелкие запасные части. С 1943 г. в упрощенных транспортерах Sd.Kfz.250 (neue) ящики для снаряжения составляли единое целое с корпусом машины. К бортам корпуса крепились саперные инструменты: топор, лом и лопата (слева). Внутри боевого отделения хранились огнетушитель (крепился к двери боевого отделения) и аптечка первой помощи. Бронетранспортеры так же укомплектовывались маскировочным брезентовым тентом, в случае дождя разворачивавшимся над боевым отделением машины, а также канистрами с топливом или водой, крепившимися на корме корпуса.
ТТХ основной модификации Sd.Kfz.250/1 (alt): Вес 5,8 т. Бронирование лоб, борт и корма корпуса — 14,5 мм, крыша и пол — 8 мм. Вооружение: 2х7,92-мм пулемета MG-34 или MG-42 (боекомплект: 2.010 патронов). Двигатель: Maybach HL-42TKRM мощностью 100 л.с. Скорость: 60 км/ч по шоссе. Запас хода: но шоссе 320 км, по проселку 200 км. Преодолеваемые препятствия: ширина рва - 1,9 м; глубина брода – 0,7 м. Экипаж: 2+4 человека.
Назначение и серийное производство
Бронетранспортеры Sd.Kfz.250 относились к машинам легкого класса, и обладали меньшей боевой массой и грузоподъемностью, чем Sd.Kfz.251. Они были разработаны для нужд разведывательных частей танковых и моторизованных (панцергренадерских) дивизий с целью обеспечить разведчиков транспортным средством, более проходимым, чем бронеавтомобиль Sd.Kfz.222.
Как уже говорилось, базовый вариант машины был рассчитан на перевозку 6 бойцов, и его вооружение состояло из 2х7,92-мм пулеметов MG-34. Но кроме базового варианта производился ряд специализированных модификаций Sd.Kfz.250с различными наборами оборудования. Такие машины состояли на вооружении танковых, артиллерийских, саперных подразделений и разведывательных рот (но о модификациях речь пойдет в следующей статье).
Серийное производство «пехотных» Sd.Kfz.250 началось только в июне 1941 года, накануне прекращения выпуска «артиллерийских» Sd.Kfz.252 и Sd.Kfz.253. Стоимость одного бронетранспортера составляла 20.240 рейхсмарок. С лета 1941 по сентябрь 1943 выпускалась модель, впоследствии получившая обозначение «alte» («старая»); с октября 1943 года началось производство модифицированной модели с упрощенной конструкцией корпуса, обозначенной как «neue» («новая»). А всего в производстве находилось 12 вариантов Sd.Kfz.250, отличавшихся между собой вооружением и оборудованием. Общее количество изготовленных за войну Sd.Kfz.250 (всех вариантов) составило 7.326 (по другим сведениям 6.628) единиц – это четвертый по массовости вид германской бронетехники после тяжелого бронетранспортера Sd.Kfz.251 (15.252 единицы), самоходки StuG (10.500) и среднего танка Pz.IV (8.500 экземпляров).
ОКОНЧАНИЕ: Немецкий легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250: боевые специализации
ДОПОЛНЕНИЯ: Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251: модификации
Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251: боевая специализация
Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.