Разнообразие задач, которые приходилось выполнять бронетранспортерам на поле боя, подвигли практичных немцев на создание специализированных версий Sd.Kfz.251, приспособленных в первую очередь для выполнения именно заданной функции, и укомплектованных соответствующей задаче оснасткой. Эта спецификация машины в документах обозначалась арабской цифрой, ставившейся вслед за названием через дробь (например, Sd.Kfz.251/3 или Sd.Kfz.251/9). Причем специализация транспортера никак не зависела от его модификации, и обозначавшей ее цифрой могли отмечаться одновременно модели и А, и В, и С, и D (например, Sd.Kfz.251/1 ausf A и Sd.Kfz.251/1 ausf D). Всего было разработано 23 специализированные версии, что сделало Sd.Kfz.251 самым многоцелевым образцом бронетехники всей 2-й мировой войны.
ПЕРЕВОЗКА ПЕХОТЫ
Перевозка мотопехоты, сопровождающей танки и обеспечивающей поддержку их действий, являлась основной функцией бронетранспортеров (для чего они, собственно, и создавались). Для выполнения этой задачи использовалось подавляющее большинство БТР всех четырех выпускавшихся моделей (и А, и В, и С, и D); при этом перевозчики мотопехоты имели две версии, различавшиеся установленным на них вооружением. Базовой, наиболее многочисленной была версия Sd.Kfz.251/1. Она представляла собой линейный бронетранспортер для перевозки мотопехотного отделения (10 солдат); кроме пехотинцев в машине находились водитель и командир БТР (итого, в Sd.Kfz.251/1 помещались 12 человек). Штатное стрелковое вооружение этой машины состояло из двух съемных 7,92-мм пулеметов MG.34. Они легко и быстро устанавливались на шкворнях, крепившихся на переднем и заднем бронелистах кузова. Огонь из этих пулеметов вели солдаты перевозимого отделения, а после их выгрузки из переднего пулемета стрелял командир БТР. В начале войны пулеметы стояли открыто, но в ходе боев передний пулемет стали закрывать бронированным щитом. Как уже говорилось, версия Sd.Kfz.251/1 была самой многочисленной и распространенной в мотострелковых дивизиях Вермахта.
Достаточно многочисленной была и вторая версия - Sd.Kfz.251/10. Ее разработали как БТР командиров взводов мотопехотных частей. Для усиления огневой мощи взвода и борьбы с легкой бронетехникой противника командирская машина кроме одного пулемета MG.34 на заднем шкворне оснащалась еще 37-мм пушкой Рак.35/36 со штатным щитом, или противотанковым ружьем PzB.39. Боекомплект к орудию составлял 168 выстрелов, к пулемету - 1100 патронов. Экипаж командирской машины - 5 человек. На поздних версиях «десяток» щит пушки укорачивался для снижения общей высоты БТР.
БТР - ПЕРЕДВИЖНЫЕ ШТАБЫ
Успешные действия германских войск во многом определялись тем, что не только командиры подразделений, ведущих бой, но и руководители высшего войскового звена (командующие дивизий, корпусов и армий) часто находились на передовой, и командовали действиями своих войск, непосредственно наблюдая за быстро меняющейся обстановкой. Для этого им просто необходим был защищенный передвижной командный пункт, позволяющий работать прямо на поле боя, под летящими пулями. Вот для таких целей и были специально оборудованы две штабные версии БТР: Sd.Kfz.251/6 и Sd.Kfz.251/18. Поначалу ранняя версия Sd.Kfz.251/6 использовалась генералами всех рангов, но после появления «18-го» «шестерка» стала в основном работать на дивизионном уровне. В кузове Sd.Kfz.251/6 находились две рации FuG.11 и FuG.Tr. (позже - FuG.12 и FuG.19), а так же – криптографическое оборудование. В зависимости от установленных раций на этих БТР крепились рамочные антенны разных типов. Для защиты штабистов на транспортере сохранилось стрелковое вооружение – 1 пулемет MG.34.
Появившийся несколько позже бронетранспортер Sd.Kfz.251/18 предназначался для штабов самого высшего уровня (корпуса и армии). Этот БТР комплектовался радиостанцией FuG.12 и столом для картографических карт, смонтированным на крыше управления машиной (стол спереди и по бокам был закрыт бортиками, чтобы защитить карты и не привлекать внимание врага, когда включалась подсветка). Экипаж – 6 человек.
БТР ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ
И танкам, и пехоте на поле боя крайне необходима огневая поддержка не только пулеметным, но и минометным, и артиллерийским огнем. Поэтому уже вскоре после начала выпуска БТР часть из них начали приспосабливать к перевозке тяжелого оружия.
Одним из наиболее массовых видов оружия огневой поддержки пехоты были минометы, имевшиеся в каждой стрелковой роте. Вот для того, чтобы эти ротные минометы поспевали за мотопехотой, и стали производить БТР Sd.Kfz.251/2 с вмонтированным 80-мм минометом, который мог стрелять как прямо из кузова машины, так (после быстрого демонтажа) и с земли. Перевозимый транспортером боезапас миномета составлял 66 выстрелов. Стрелковое вооружение Sd.Kfz.251/2 - один кормовой пулемет MG.34 (или MG.42). Экипаж этой версии БТР состоял из 8 человек.
В середине войны некоторая часть Sd.Kfz.251/2 была переоборудована в самоходные реактивные минометы. На борта этих БТР навешивались специальные контейнеры для запуска реактивных снарядов калибра 280 или 320 мм (6 контейнеров, по 3 с каждого борта). Обслуживали эти установки 7 человек; запуск реактивных мин производился прямо из кузова. (Примечание: в некоторых книгах реактивные установки приписываются не этой версии, а Sd.Kfz.251/1, но учитывая дотошность немцев в соблюдении порядка, в том числе и в документации, это мнение мне представляется ошибочным).
Для быстрой доставки на поле боя полковой и дивизионной артиллерии уже в начале войны стали производить БТР Sd.Kfz.251/4 - артиллерийский тягач для буксировки легких противотанковых пушек, 75-мм орудий и 105-мм гаубиц, входивших в состав крупных мотопехотных подразделений. В кузовах таких БТР размещались солдаты артиллерийских расчетов, обслуживавших эти орудия (до 7 человек). Стрелковое вооружение артиллерийского БТР составлял только 1 пулемет MG.34. По мере увеличения в войсках количества самоходных артиллерийских установок (САУ) бронетранспортеры использовались для буксировки орудий все реже и реже…
Зато в довольно большом количестве стали появляться БТР с вмонтированными на месте переднего пулемета короткоствольными пушками, получившие маркировку Sd.Kfz.251/9. «Девятки» начали делать после того, как по приказу Гитлера немецкие танки для борьбы с советскими КВ и Т-34 перевооружили на длинноствольные орудия. Освободившиеся при этом короткие 75-мм танковые пушки и были использованы на бронетранспортерах для повышения огневой мощи мотопехоты. Поначалу БТР вооружали 75-мм короткоствольной пушкой KwK.37; несколько позднее в производство пошли Sd.Kfz.251/9, вооруженные 75-мм пушкой KwK.51. Для установки пушки KwK.37 в лобовом листе боевого отделения БТР делался вырез, и ствол орудия лежал между водителем и командиром транспортера. Пушки KwK.51 устанавливались выше – на крыше отделения управления машиной и прикрывалась П-образным щитком.
Установка имела угол горизонтального наведения 12 градусов и оснащалась телескопическим прицелом; боекомплект состоял из 52 снарядов. Кроме пушки Sd.Kfz.251/9 вооружался одним пулеметом MG.34 (MG.42) на кормовом шкворне (при пушке KwK.51 над орудием закреплялся еще один «пристрелочный» MG). Из-за тяжелого вооружения эта машина весила 8,53 т, и в ней помещалось только 5 человек.
Еще одним БТР огневой поддержки мотопехоты стал самоходный огнемет Sd.Kfz.251/16 (всего было изготовлено 347 огнеметных БТР). Эта машина кроме стандартных для всех линейных БТР двух пулеметов MG.34 несла на каждом борту по 140-мм огнемету. Запас огнесмеси в транспортере составлял 700 л, чего хватало на 80 двухсекундных выстрелов. Экипаж огнеметного БТР состоял из 5 человек.
А в декабре 1944 в серию пошел БТР Sd.Kfz.251/22, который создавался для увеличения мобильности противотанковой артиллерии панцергренадерских частей. Разработка была быстрой и максимально простой: в бронетранспортер просто «запихнули» лишенную колес 75-мм противотанковую пушку Рак.40, а так как она полностью не помещалась в боевое отделение, у пушки отпилили заднюю часть станин. В таком положении Рак.40 имела углы горизонтального обстрела 20 градусов влево и 18 градусов вправо. В боевом отделении помещались два артиллериста и 22 снаряда. Правда, 75-мм пушка оказалась тяжеловатой для колесно-гусеничной машины, и в результате проходимость Sd.Kfz.251/22 значительно ухудшилась. Тем не менее, противотанковая оборона панцергренадерских подразделений благодаря такой разработке поднялась на более высокий уровень.
Хотя эти «скороспелые самоходки» создавались для мотопехоты, однако ими тут же заинтересовалось командование танковых дивизий. В конце войны частично разбомбленная, частично уже захваченная противником промышленность Германии была просто не в состоянии восполнять огромные потери в танках. А Sd.Kfz.251/22, несмотря на плохую проходимость, в какой-то мере мог компенсировать недостаток техники. Так что «22-й» вполне можно назвать «оружием отчаяния» - ведь создание такой «эрзац-самоходки» было делом быстрым и дешевым. В результате «22-х» за оставшиеся четыре месяца войны успели «наклепать» 268 экземпляров, и большинство из них попали не в мотопехоту, а в танковые дивизии.
Уже не к «оружию отчаяния», а скорее к «оружию возмездия» (как именовали немцы свои новинки техники на финальном этапе войны) можно отнести бронетранспортер Sd.Kfz.251/20. Появившийся тоже в конце 1944 года, этот БТР даже получил личное название: «Uchu» («Сова»).
Создание этой машины было связано с принятием немцами на вооружение ночных танковых прицелов. Для работы таких прицелов требовалась инфракрасная подсветка на поле боя; вот для этого и установили инфракрасный прожектор на стандартный БТР, обозвав его «Совой». Этот небольшой поворотный инфракрасный прожектор был совмещен в единой установке под обычным световым прожектором. Дистанция действия инфракрасного луча – 1.000 м (правда, танковый ночной прицел «видел» подсвеченную цель только на дистанции до 400 м). Экипаж бронетранспортера – 4 человека, вооружение – 1 пулемет MG.42. Всего до окончания войны немцы успели выпустить 61 Sd.Kfz.251/20; все БТР были приданы подразделениям оснащенных ночными прицелами танков «Пантера» (по одному Sd.Kfz.251/20 на взвод из трех «Пантер»). В ночных боях эти самоходные прожекторные установки показали себя с самой лучшей стороны, неизменно обеспечивая успешную стрельбу подопечным «Пантерам».
БТРы ПВО
(противовоздушной обороны)
Малочисленность германской истребительной авиации, наблюдавшаяся с самого начала войны, к 1944 году стала вообще катастрофической проблемой. Большие потери самолетов и летчиков усугубились еще и тем, что часть истребителей немцам пришлось перебросить с Восточного фронта на Запад для защиты Германии от англо-американских бомбардировочных налетов, разрушавших немецкие города. И так как из-за этого отражать массовые атаки советских штурмовиков и бомбардировщиков теперь в основном приходилось самим наземным войскам, немцы наладили на базе БТР выпуск сразу нескольких видов самоходных зенитных установок. Первой из них стала Sd.Kfz.251/17 (до конца войны выпущено 211 экземпляров). На этом БТР 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak.38 монтировалась в боевом отделении на турели кругового вращения с зоной обстрела 360 градусов (для беспрепятственного вращения борта боевого отделения были расширены и сделаны откидывающимися). Боекомплект составлял 600 выстрелов; экипаж – 6 человек.
Другим видом БТР ПВО, вскоре тоже пошедшим в серию, стал Sd.Kfz.251/21. Но если «17-я» версия была вооружена одной автоматической «наземной» зениткой, то «21-я» имела сразу три закрепленных в горизонтальной плоскости на одной турели 20-мм пушки «авиационного» происхождения. Дело в том, что для борьбы с британскими и американскими четырехмоторными бомбардировщиками немцы стали массово перевооружать свои истребители на мощные 30-мм авиапушки, заменяя ими превосходные, но слабые для уничтожения огромных многомоторных «Летающих крепостей» 20-мм автоматы MG.151. В результате образовался излишек «стволов», способных очень эффективно уничтожать самолеты малых и средних размеров; а именно такие машины и летали на низких высотах на Восточном фронте. Практичные немцы тут же придумали, как использовать оказавшиеся не нужными истребителям пушки; так и появился «трехствольный» Sd.Kfz.251/21 (выпущено 387 экземпляров). В каждом таком БТР в центре боевого отделения крепилась тумба с трехпушечной поворотной турелью, прикрытой П-образным щитом. Скорострельность такой «трехстволки» достигала 700 выстрелов в минуту, что делало Sd.Kfz.251/21 очень эффективным средством борьбы с истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками. Боекомплект установки составлял 3.000 20-мм снарядов; экипаж ЗСУ – 4 человека. Для отражения пехоты врага на БТР имелся еще и один пулемет MG.42.
А в конце декабря 1944 в серию пошел зенитный БТР Sd.Kfz.251/23, который стал последней специализированной версией немецкого бронетранспортера. В отличие от «17-й» или «21-й» зениток на «23-й» 20-мм автоматическая пушка KwK.38 была установлена в башне от тяжелого бронеавтомобиля Sd.Kfz 234/1; в этой же башне с нею был спарен 7,92-мм пулемет. Боекомплект оружия составлял 100 20-мм снарядов и 2.000 7,92-мм патронов. Экипаж ЗСУ - 4 человека.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ БТР
(связные, артиллерийские, инженерные, санитарные)
Кроме основных потребителей бронетранспортеров – мотопехоты и танковых подразделений - БТР использовались (на вспомогательных ролях) и в других видах войск: в артиллерии, инженерных войсках, войсках связи, и т.п. Так, несколько специализированных видов БТР применялись в войсках связи. Довольно широко распространенной версией был Sd.Kfz.251/3, придававшийся мотопехотным и пехотным штабам. В зависимости от назначения (связь роты, батальона, полка или дивизии) Sd.Kfz.251/3 оснащались разными видами радиостанций: FuG4, FuG5, FuG7, FuG8, FuG11 или FuG12. По этой же причине Sd.Kfz.251/3 оснащались разными типами антенн: применялись как штыревые, так и рамочные, и мачтовые антенны. Вооружение состояло из одного носового пулемета MG.34.
Кроме самоходных радиостанций в войсках связи относительно широко использовались поставленные на БТР передвижные телефонные станции Sd.Kfz.251/19, укомплектованные запасом проводов и телефонных аппаратов, а также бронетранспортеры укладки телефонного кабеля Sd.Kfz.251/11. На укладчиках катушка с кабелем устанавливалась на правом крыле переднего колеса, а запасные катушки размешались внутри кузова.
Для обеспечения действий артиллерии так же был разработан целый ряд специализированных видов Sd.Kfz.251; правда выпускались они в небольшом количестве. Центром управления артогнем батарей и дивизионов стал Sd.Kfz.251/12. «12-й» фактически был аналогом командирской «шестерки», отличавшейся от нее другой рацией - FuG.8. Но антенна этой рации также была рамочной, и внешне «12-й» практически невозможно отличить от «6-го». Еще два вида БТР, обеспечивавших действия артиллерии (Sd.Kfz.251/13 и Sd.Kfz.251/14) были оборудованы звукоулавливающими установками для засечки позиций вражеской артиллерии по звукам выстрелов. Эти бронетранспортеры были почти идентичны; «четырнадцатый» отличался от «тринадцатого» только более совершенной аппаратурой. Кроме звукоулавливателей для засечки позиций вражеских батарей немцы использовали еще и аппаратуру пеленга по вспышкам выстрелов; эту аппаратуру они устанавливали на БТР Sd.Kfz.251/15. Как и предыдущие версии машин обеспечения артиллерии, «15-й» был выпущен в небольшом количестве - ведь основной вал производимых БТР все же предназначался для «панцергренадерских» (мотопехотных) частей.
К инженерным машинам относились две версии: Sd.Kfz.251/5 и Sd.Kfz.251/7. Обе предназначались для перевозки саперов и саперного снаряжения (различных инструментов, рулонов колючей проволоки, миноискателей, мин и т.п.). В БТР в зависимости от загрузки снаряжения помещалось до 9 саперов. Стрелковое вооружение – 1 пулемет MG.34. Версия «7» была более тяжелой и отличалась от «5-й» наличием штурмовых мостиков, закрепленных по бортам наверху кузова.
Для эвакуации раненых с поля боя использовалась бронированная санитарно-эвакуационная машина Sd.Kfz.251/8, экипаж которой состоял из 3 человек (водитель и два санитара). Sd.Kfz.251/8 не имели вооружения; кузов бы оборудован для перевозки 2 лежачих на носилках и 4 сидячих раненых. В случае необходимости и отсутствия тяжелораненых в транспортере можно было разместить сидя 8 легкораненых солдат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как уже говорилось, бронетранспортеры на протяжении всей войны играли весьма важную роль в сражениях. Ими насыщали в первую очередь мотострелковые войска (немцы с 1942 г называли такие части «панцергренадерскими»); мобильность посаженной на БТР пехоты позволяла ей эффективно взаимодействовать с танковыми частями. Но на заключительном этапе войны специализированные БТР стали широко использовать и в самих танковых дивизиях, восполняя ими недостаток в танках. Так, по штатам 1945 года германская танковая дивизия в дополнение к 70-80 танкам должна была иметь не менее 90 бронетранспортеров разного назначения. В это число входили 30 пехотных Sd.Kfz.251/1, 24 БТР связи Sd.Kfz.251/3, 6 огнеметных Sd.Kfz.251/16, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22. Таким образом, даже в чисто танковых частях количество бронетранспортеров сравнялось, а то и превысило количество танков. Для мотострелковых же подразделений Sd.Kfz.251 на протяжении всей войны оставался как основным транспортным, так и основным огневым средством.
Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251: модификации
Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251: модификации
Артиллерийские полугусеничные тягачи Вермахта
Если вас заинтересовала эта статья, просигнальте мне «лайком». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…