Главный вывод – всё вранье. Я про жесткую вилку на велосипеде. Люди, которые восхваляют её, делают это непонятно зачем. По крайней мере для меня. Некоторые, установив «ригидку», думают, что таким образом, они «улучшают велосипед». Об этом "улучшательстве" поговорим предметно.
Привет! С вами я – Андрей и в этой статье о жесткой (ригидной) вилке велосипеда. Рассмотрим преимущества и недостатки. Я расскажу из личного опыта, что понравилось в ней, а что нет. И вообще, стоит ли менять пружинную вилку на жесткую? Буду признателен, если подпишетесь на канал здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Поехали!
ПРЕДЫСТОРИЯ
Почему я решил заменить вилку? Как и многие из вас, начитался в интернете о том, что «это круто», а также, насмотрелся на модные «гревелы».
Логично: «Если люди нахваливают, чего бы не попробовать?». В итоге, заказал алюминиевую вилку VIVIMAX в Китае, а затем поставил её на свой простенький велосипед Stern Energy 2.0. О том, как я это делал, как заколачивал якорь, есть отдельная статья, вот:
Теперь, когда я «поездил» на этой вилке достаточно, причём на разных велосипедах, могу сделать определенные выводы.
ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ
Согласитесь, нас много, думающих: «Что улучшить в велосипеде?». Начинаются эксперименты. Меняем вилки, педали, шатуны с неразборных на разборные и пошло-поехало.
«Дошизоваться можно до небывалых высот», когда из-за количества спиц на колёсах, люди меняют байк целиком. Но это уже «велосипед головного мозга», статья не про это.
В действительности, изобрести велосипед нельзя. Всё уже придумано до нас. Любые переделки не дадут ничего нового, а просто обеспечат иной способ катания. Причём, приобретая что-то одно, жертвуем другим. Так и в случае с жесткой вилкой.
Поначалу была эйфория, велик облегчился почти на кило, стал более «скоростным» на разгон. Для города – не велосипед, а мечта. А потом поездил по ямам. В том числе и на скорости. Где понял: с ригидной вилкой, ПОВЫШАЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в управлении велосипедом.
Уже нельзя бездумно ехать по кочкам, нужно смотреть под колеса. Если угодить передним в глубокую яму, может тряхнуть так, что руками не удержишь руль и полетишь, как птица. Ладно гревелы – у них руль баран и нижний хват более цепкий, но с рулем-палкой, управлять надо очень осторожно. Кстати, на этом моменте как раз понимаешь, почему руль – баран, а не палка. И дело, очевидно, не в хватах.
ГАШЕНИЕ ВИБРАЦИИ
С появлением ригидной вилки на велосипеде, нужно чем-то компенсировать жесткость. Чем? Как правило, это мягкие и широкие покрышки, гелевое седло (если без памперса), а также - гасящие вибрации ручки руля.
Вот почему во многих сообществах, зачастую, идут философские дебаты по поводу ширины зазоров на раме, и какая резина в них влезет, а какая нет. Считается, что чем шире зазоры, тем велосипед «лучше». Мол, хочешь ставь такое, хочешь – сякое, под все случаи жизни. Лишь немногие догадываются, что эти маркетинговые «новшества», лишь «подставные костыли» 😊
И таких «костылей» предостаточно. «Совершенствуя» жесткую конструкцию, некоторые «додумываются» даже до амортизирующих выносов, работающих на пружинах (да, такое тоже изобрели).
Или аналогичных подседельных штырей. У одного известного вело-блогера, такой штырь развалился прямо посередине похода. Чуть сам себя на кол не посадил 😊 Вследствие чего, он поклялся, что более не будет использовать подобные «новшества».
НА КАКОЙ ВЕЛОСИПЕД СТАВИТЬ ЖЕСТКУЮ ВИЛКУ?
Я пришел к выводу, что если уж и ставить ригидные вилки, то оптимально на 28-29 колёса. В этом случае, диаметра колес достаточно, чтобы отрабатывать неровности дороги: ямы, кочки. Ригид на 26 – 27,5 – колесах делает велосипед «скачущим», хоть и выдающим больший КПД в педалировании.
Если на разгоне вы попадете колесом в яму на таком велосипеде, то с большей вероятностью, вылетите через руль.
В случае с пружинной вилкой, каким бы она ни была «макетом», шанс перелететь через руль уменьшается.
Хотя, безусловно, всё зависит от параметров самой ямы и от ширины резины на колесе.
Если на 26 колесо поставить покрышки, шириной 2.2+ – с такой вилкой можно жить. Немаловажно из какого материала она сделана. Алюминий и сталь дают жесткость, карбон – частично гасит вибрации. Широкие покрышки делают велосипед приближенным к "фэтбайку".
Но если использовать велосипед для походов и сильно нагружать вилку, то ни карбон, ни алюминий, здесь не в выигрыше. На сколько их нагрузишь? Три кило – уже потолок. Поэтому, только сталь, титан или «кондовая» пружинная.
КОМФОРТ И ВИБРАЦИИ
На жесткой вилке некомфортно ехать по «тёрке». Вибрации отдают в руки. Если плохой участок непродолжительный – так можно жить. А что делать, если по такой дороге ехать целый день? Что делать, если вилка нагружена поклажей на 10-15 кило? Если на пружинно-эластомерной, при попадании колеса в яму, груз «скачет», то в случае с ригидной – удар приходится в область оси колеса и дропаутов. А это «такое себе».
И речь даже не в прочности, а в вибрациях, которые идут в колесо. Давеча смотрели ролик девушки, поехавшей на Алтай на велосипеде в одиночный поход. К концу она сидела в беседке и лила слезы. Переднее колесо её велосипеда после каких-то 60-ти км по раздолбанной дороге Чулышманской долины, начало люфтить.
Ни инструмента, ни навыка как исправить – нет. И это тот самый момент, когда некоторые восклицают: «У меня самый надежный велосипед, с ним ничего не случится и мне не надо уметь его чинить, потому что он и так качественный». Увы и ах 😊 кстати, та дама несмотря на то, что отважная и молодец, проездила пол похода на «трансферах».
Ради эксперимента, я тестировал велосипеды с пружинной и с ригидной вилкой на «тёрке». По сравнению с жесткой вилкой, на велосипеде с пружинной, едешь «как на крайслере». Мягко, комфортно, удобно. Когда люди говорят: «Надо выкинуть эту тяжелую пружинную вилку, которая всё равно не работает», они не до конца понимают, о чем говорят.
Если для езды по городу – это оправдано. Но по дорогам с плохим покрытием – сомневаюсь. Несмотря на популярность гревелов, некоторые спортсмены, пересаживаясь на них, проигрывают все возможные гонки. Потому что, когда дело доходит до щебня и грунтов, те же легкие МТБ уделают эти велосипеды «на раз-два».
А ещё – образуется иной принцип катания, к которому нужно привыкнуть. С жесткой вилкой придется чаще отрывать зад от седла, а также уменьшать хват ручек руля, чтобы руки не отвалились. Короче, нужен навык.
ПРЕИМУЩЕСТВА РИГИДНОЙ (ЖЕСТКОЙ) ВИЛКИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
- Не надо обслуживать.
- Легкий вес, облегчение велосипеда.
- Быстрый разгон с места.
- Увеличивается КПД при педалировании.
НЕДОСТАТКИ
- Отдача (вибрации) в руль.
- Повышенная опасность на ямах.
- Велосипед больше «скачет» на неровных поверхностях.
Сейчас назревает новая мода: гревел с амортизацией. Уже появляются модели на амортизационной вилке с коротким ходом. Да-да, кто там рассказывал, что пружинные вилки на "ашанах" - это "макет"? Что они не нужны? А мы ещё доказывали, что ЛИЧНО НАМ для путешествий они вполне себе.
Через пару лет начнут говорить, что только гревел на пружинной вилке «топ», а всё остальное – прошлый век. Таким образом, как бы ни хотелось нам выкинуть пружинную вилку из вело-темы, она, как бумеранг, возвращается вновь. Возможно, здравый смысл победит маркетинг? Поживем – увидим.
РИГИДНАЯ ВИЛКА В ПУТЕШЕСТВИЯХ
Каждый ездит так, как ему удобно и на чем угодно. В нашем случае, ригидная вилка не подходит для велопутешествий.
- Первая причина: мы стараемся уйти от концепции велоштанов, предпочитая загружать вилку велосипеда и руль. Пока что не рискнули делать это на алюминиевой ригидной вилке.
- Вторая причина: с нами в поход ездит мелкая собака – чихуя. Сидя в нарульной сумке, вероятно, она бы не обрадовалась жесткой вилке. Особенно, учитывая качество наших дорог 😊
ИТОГ
В нашем случае, ригидная вилка «перекочевала» на самосборный велосипед, не имеющий заднего переключателя, но трёхскоростной. Как так? Об этом писали в статье:
Ставя жесткую вилку на велосипед, нужно отдавать себе отчет, что делаешь и зачем. Если ездите ТОЛЬКО по ровному асфальту в городе, то этот вариант для вас.
Если Вы вело-путешественник, или просто человек, который планирует передвигаться по неровным поверхностям, о переходе на ригидную вилку, стоит тщательно подумать.
Безусловно, она обеспечит более быстрое передвижение по шоссе, но и доставит неудобства при езде по плохим дорогам. Вам с большей вероятностью, захочется подспустить переднее колесо, накат ухудшится, комфорт чуть увеличится.
А по сути, получим нечто приближенной к той же самой пружинной вилке. Так стоит ли «овчинка выделки»? Стоит ли того «сэкономленный килограмм» веса? Я свои мысли изложил, а Вы как думаете, напишите в комментариях?
Спасибо за внимание. Буду рад лайку, подписке.
С уважением Андрей (и за компанию - Лена).
Канал велопутешествий и походов.
┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!
🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal
🇻 VK: https://vk.com/velokanal
▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal
🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal
🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8
└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘