Молодежь, выросшая уже после распада СССР, узнала о стилягах лишь из одноименного музыкального фильма конца нулевых. Однако то была весьма интересная субкультура. Казалось бы совершенно безобидная. Но крайне осуждаемая остальным обществом. Ниже расскажу почему.
Но вначале чуть подробнее о самих стилягах. Эта забавная субкультура зародилась в послевоенном СССР конца 1940-х годов. Когда в страну попали трофейные фильмы, журналы и одежда из Европы, часто давно уже за бугром из моды вышедшая.
Стиляги с придыханием по многу раз смотрели попадавшие к нам американские фильмы, упоенно слушали забугорный джаз. И собственно на этой теме и представляли себе Америку - благословенную страну, где все в белых штанах, ничего не делая, круглосуточно играют на саксофонах.
Стиляги надевали мешковатые негритянские костюмы-зут, яркие носки разного цвета, широкополые шляпы, рубахи-гавайки, цветастые галстуки- типа «пожар в джунглях», туфли с длинными носами ("шузы"). У девушек - пышные или наоборот очень узкие юбки, яркие открытые блузки.
- Парни-стиляги предпочитали отращивать тоненькие усики и разводить набриноленные коки на головах. Девушки-стиляги буквально покрывали себя толстыми слоями ярчайшей косметики, делали прически «вавилоны» и «венчик мира.
Стиляги широко использовали собственный сленг - проще говоря, жаргонные английские слова с добавленными русскими окончаниями. Например, «шузы» (обувь), «герла» (девушка), «аскать» (выпрашивать, просить), «стрит» (улица), «бродвей» (главная прогулочная улица города, Невский в Ленинграде, улица Горького в Москве), «лукать» (смотреть - чаще всего кино). И, конечно же, обожали именовать друг друга вычурно американскими именами.
Сам пресловутый термин «стиляга» (от английского style - стиль) впервые прозвучало именно в советской прессе. А конкретно - в журнале «Крокодил», где в рубрике «Типы, уходящие в прошлое» описывался нелепый молодой человек в пестрой иностранной одежде, пытавшийся на школьном празднике продемонстрировать публике свои навыки в заграничных танцах. Согласно фельетону, лишь вызывая жалость и сочувствие у окружающих сверстников.
- Сами стиляги себя стилягами называть не любили -слишком уж затаскано в прессе. Предпочитали именоваться просто «чуваками» (чувихами) и «штатниками» (от Соединенные Штаты Америки).
Стиляг не любили за подчеркнутый цинизм их суждений, нарочитую аполитичность, отказ принимать нормы нормального советского трудового общества. Стиляги слепо пытались выделиться из толпы своим, как бы сейчас сказали, гламурным, а точнее нелепым видом. Смешными прическами и одеждой.
Стиляги демонстративно показывали свой интерес к американской и вообще любой западной культуре. То бишь, культуре стороны, с которой у нас вообще-то велась холодная война. Причем, рисковавшая каждую минуту перейти в очень горячую фазу. То есть, стиляги с надежной смотрели на людей, что хотели уничтожить нашу страну.
Стиляг считали слабыми мажорами, что не работают и, чаще всего, не учатся, живя за счет трудового народа. Хотя, конечно, это не совсем так было. Однако многие стиляги действительно происходили из так называемой «золотой молодежи». И наши люди, с огорчением глядя на этих модников, отлично понимали: чтоб так выглядеть «стильно», нужны немалые деньги+связи. И скорее всего, стиляга отнюдь не сам те деньги зарабатывает, не сам те связи наладил.
Повернутость стиляг на потребительстве пугала обычных советских людей. Советская идеология учила нас: нужно становиться лучше, придумывать что-то свое, интересное, быть равными. Стиляги же предпочитали: доставать, тайком провозить, копировать чужое. Выделяться и быть не собою, а как «те за океаном».
- Советскую молодежь смущало также не в меру свободное кексуальное поведение стиляг. Казавшее по меркам общества полувековой давности отчаянными распутностью и развратность.
Стиляг, помешанных на враждебной культуре, нередко считали и шпионами. Настоящими или потенциальными, в любой момент готовыми буквально отдаться врагу за яркие тряпки. Как говорится, сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст... Хотя тут тоже можно спорить: множество стиляг вообще в глаза никогда ни одного американца живого не видели.
Стиляги буквально танцевали на костях - причем, не просто на под пластинки, записанные на снимках чужой диафрагмы. Но на костях собственных отцов и дедов, революционеров, героев Гражданской и Великой Отечественной войн, сражавшихся против капитализма и фашизма. И по сути возвращали в страну мелкобуржуазный образ жизни.
- Но не случайно, стиляг так здорово песочили в советской прессе, фильмах и на комсомольских собраниях. Карикатур на стиляг просто не счесть было. А отряды дружинников преследовали их на улицах, срезали чересчур длинные патлы, приводили в надлежащий вид слишком вычурную одежду.
Кстати, именно классический образ стиляг высмеял в своей детской книге «Незнайка в Солнечном городе» писатель Николай Носов. Стиляга в характерных коротких чёрных брюках-дудочках виднеется и среди задержанных на 15 суток в комедии «Операция Ы».
Стиляги как субкультура постепенно сошли на нет к началу 1960-х - слишком уж изменилась эпоха. Однако немало из бывших «штатников», даже став взрослыми, сохранили лютую нелюбовь к советскому строю. Те из стиляг-мажоров, кто добрался до власти к 1980-м и стали одними из могильщиков страны Советов.
- Забавный, но малоизвестный факт. На Западе той поры среди молодежи развивалась прямо противоположная культура битников - одетых в черное и белое серьезных ребят-пролетариев, презиравших нарочитую капиталистическую культуру оголтелого потребления.