– … Ты в меня поверил и вложился, поэтому я просто обязан помочь тебе в поиске месторождений. Мы тут с одним моими знакомым пообщались и решили создать биоробота с уникальным, так сказать, нюхом на цветные металлы. Классно, да?! Конечно, ещё всё на стадии идеи, надо команду собрать, производственную базу… В общем, через год или два можешь забирать опытный образец. Внешний вид будет чем-то напоминать «чужого» из моего любимого старого фильма. Представляешь, как круто?! Ладно, скажи, что ты по этому поводу думаешь. Пока! Не теряйся!
«Ужас, какой! – подумал Денис. – Может, он и хороший работник, когда реализует идеи научного руководителя, только вот собственные соображения лучше никому не озвучивать. Слишком уж оригинальные… Хотя многие загораются от его энтузиазма, опять же вид умный и располагающий. Я вот тоже поверил, звучало всё вполне логично, а результат оказался плачевным».
Считалось, что астероиды, в большинстве своём, содержат приличные концентрации драгоценных и полезных минералов, например, никеля, золота, платины. Одно время был просто бум изучения и скупки астероидов нашей галактики. Перспективные раскупались быстро и за колоссальные деньги, оставались единицы. Именно такой и приобрёл Денис, поверивший заверениям Матвея: «Они просто проглядели это сокровище из-за устаревших методов! Если же пропустить данные разведывательных экспедиций через мою прогнозную систему, ввести дополнительно информацию об образовании данного сектора космоса, то получится, что астероид недооценён».
Денис тяжело вздохнул от нахлынувших воспоминаний и подумал: «Что-то последнее время настроение шалит. Всё чаще появляются пессимистичные мысли. Надо зайти в медотсек и провести полное обследование. Вдруг эндокринная система барахлит… Давно пора лучше следить за здоровьем, витамины курсами ставить, больше на тренажере заниматься».
В Академии Изучения Космоса их учили крайне серьёзно относиться к малейшим проявлениям депрессии. Хандра может сигнализировать о сбоях в работе организма или психологических отклонениях, вызванных долгим пребыванием в замкнутом пространстве. Им рассказывали страшилки о спятивших космонавтах, которые сбрасывали себя в открытый космос, резали вены, крушили исследовательские станции и направляли корабли в чёрные дыры. Денису всегда казалось это странным. Зачем же они отправлялись к звёздам, если не любили их? Ему нравилось одиночество, он с удовольствием проводил время вне человеческих общин, разговаривая с самим собой и Меданой. Конечно, и у него случались приступы меланхолии, но Денис был уверен, что никогда не дойдёт до самоубийства.
– Преимущественно все параметры в норме, – проинформировала Медана, получив данные от диагностического аппарата. – Немного завышен кортизол и снижен тестостерон. Рекомендуется больше внимания уделить отдыху и…
– Медана! Не стоит лезть в мою личную жизнь, – возмутился Денис, немного покраснев от смущения. – Лучше скажи, что у нас с анализом атмосферы?
– На данный момент образцы взяты из разных слоёв в двух точках, отдалённых друг от друга на двести километров. Представить усреднённые результаты?
– Скажи состав слоя, ближнего к поверхности планеты.
– Пятьдесят три процента составляет молекулярный азот, двадцать три – кислород, одиннадцать – углекислый газ и шесть процентов – водород. Перечислить газы, имеющие незначительную долю в атмосфере данной планеты?
– Нет, – отмахнулся Денис. Он всегда плохо воспринимал информацию на слух, да ещё и с цифрами. – Есть какие-то особенности, которые мне стоит знать?
– Содержание воды в атмосфере колеблется от одного до трёх процентов по объёму. Найдены следы углеводородов.
– Атмосфера приличная. Возможно, там даже жизнь присутствует, но не слишком развитая, иначе бы эта планета была в межгалактической базе… Что там с топографической съёмкой?
– Сделано один и три десятых процента.
– Рассчитай примерное время, которое займёт сканирование тридцати процентов площади планеты, – попросил Денис.
– Около семидесяти двух часов.
– Да… Лучше бы я маленькую планету выбрал.
Получалось, что вся поверхность будет охвачена только через десять дней, в это же время поступит информация от первой вылазки геологоразведывательных зондов. Времени отчаянно не хватало. Денису оставалось надеяться, что крупное месторождение цветных металлов найдётся сразу, и он сможет в оставшиеся несколько дней до истечения срока лицензии найти покупателя. Задача на грани фантастики. Хорошо, что у него имеется парочка проверенных клиентов.
Дни тянулись неимоверно медленно. Денис постоянно находился не в духе и нервничал по поводу и без. Для страховки он решил расширить базу возможных покупателей и сидел в Общей Сети, изучая владельцев промышленных предприятий гуманоидной расы, с представителями которых ему уже приходилось пересекаться. С другими он предпочитал не связываться, особенно в такой ответственный момент.
– Капитан, вы просили сообщить, когда будет сделана топографическая съемка тридцати процентов поверхности планеты, – сообщила Медана.
– Замечательно! – воскликнул Денис, хлопнув в ладоши. – Выводи на большой экран.
Посмотрев получившуюся карту рельефа, он отправил все зонды на исследования наиболее крупных и растянутых горных гряд средней высотности. Теперь оставалось только ждать и надеяться.
Первые два аппарата вернулись на четвёртые сутки и не принесли хороших вестей. Лишь последний открыл то, о чём Денис мог только мечтать – крупное месторождение халькопирита.
– Ура! – закричал он, пританцовывая. – Мы спасены! Осталось найти покупателей и дело в шляпе.
Денис уже радостно планировал, куда потратит кругленькую сумму, оставшуюся после уплаты налога на открытие месторождения и продления лицензии. Отправил сообщение риелтору о приостановке продажи астероида и даже написал Матвею, что не обижается и готов в будущем тестировать его изобретения.
Проблемы пришли с неожиданной стороны. На его коммерческие предложения о приобретении перспективной планеты стали приходить ответы. Один жаловался на финансовые трудности и сокращение производства. Другой лаконично послал: «разорён, прошу больше не беспокоить». Остальные обещали подумать и связаться через день.
– Вот это финт ушами, – вздохнул Денис, ожидавший, что все невзгоды позади.
Обычно ресурсодобывающие компании наперебой стремились заполучить новые источники, особенно востребованных металлов. Видимо, безрадостные слухи о новой волне кризиса, ходившие в эфире, имели под собой основания.
– Капитан, меня пытаются взломать!
– Что?!
– Вирус попал с одним из писем. К сожалению, мои базы давно не обновлялись и не смогли засечь угрозу.
– Насколько всё серьёзно? – спокойно уточнил Денис, хотя сердце ухнуло в пятки: «Зараза! Так и знал, что беды по одиночке не ходят! Только бы выстоять. Петровича в прошлом году пираты хакнули, управление захватили, кислород перекрыли, пришлось ему полмесяца в спасательной шлюпке по космосу дрейфовать. Хорошо, что не далеко от транспортных путей прибился, а то не спасли бы. Экономически нецелесообразно... Брр! В жуткое время живём, сейчас каждый за себя!».
– Действуют профессионалы, но программа писалась под более распространённую нейронную сеть с мужской логикой. Поэтому вероятность взлома пятьдесят процентов.
«Всё-таки не зря я взял именно Медану», – в который раз убедился Денис и спросил, впрочем, догадываясь об ответе:
– На какие файлы направлена атака?
– Навигационные данные.
Интересно, кто из солидных людей решил сыграть не по правилам? «На честную сделку денег нет, а как заплатить киберворам – пожалуйста», – разозлился Денис и приказал:
– Отключай связь и зонды! Улетаем отсюда, мощность двигателей на максимум.
Лучше перестраховаться, чем на халяву отдать лакомый кусочек, добытый с таким трудом.
– При отключении зондов будет потеряна вся информация, – предупредила Медана.
– Да знаю я, – отмахнулся Денис. – А что делать? Сейчас главное заключить с кем-нибудь договор о намерениях, а потом можно и геологоразведку доделать.
– Как скажете, капитан.
«Определённо я слышу ехидство в её голосе. Неужели игры воображения? – подумал Денис и неожиданно рассмеялся. – Если бы я разрешил ей вступить в противостояние, то неизвестно, кому бы досталось больше, Медане или хакерам, посмевшим на неё напасть. Как известно, женщины изобретательны в своей мести».
***
Георгий Андреевич сидел в собственном кабинете и жалел себя. Столько лет жизни и сил потрачено на этот медеплавильный завод, а теперь банкротство? Они первыми решили перебраться с Земли на Марс, чтобы не тратить огромные деньги на экологические сборы, а вкладывать все ресурсы в развитие производства. Они снабжали медью не только самый огромный российский концерн, специализирующийся на тяжёлом машиностроении, но и огромное количество самых разнообразных фирм по производству ацетилена, сверхпроводников, гальванических элементов, ювелирных украшений. Георгий Андреевич, как и его отец, стояли у руля настоящего гиганта в своей отрасли, а теперь из-за жёсткой конкуренции на ниве сырьевых ресурсов в рамках межгалактического союза, влачили жалкое существование. Обидно до слёз… Только вот сильные мужчины не плачут, а решают проблемы. Правда, в последнее время он всё чаще задавался вопросом: зачем бороться, если некому передать завод? Сын, не побоявшись лишиться наследства, поступил в театральный институт и ни в какую не соглашался участвовать в семейном бизнесе.
– Входящее сообщение от неизвестного адресата, находящегося вне пределов нашей галактики. Посмотрите или сразу удалить? – вежливо поинтересовалась электронная секретарша.
– Прочитай, – устало ответил Георгий Андреевич и подумал: «Такая безнадёга, что хоть на спаме гадай, что дальше делать».
Чем больше он слушал, тем быстрее билось сердце в предвкушении счастливых перемен. Всего лишь на тридцати процентах поверхности неизвестной планеты найдено большое месторождение халькопирита. Можно выкупить патент на добычу, обеспечить работой завод, да ещё и явственно присутствует возможность поднять дополнительные средства от продажи других найденных на планете руд. Не одна же там медь залегает. Между мечтой и реальностью вставало два важных вопроса: где взять деньги и как убедить этого Дениса прописать в договоре о намерениях конкретную и не слишком фантастическую сумму? «Взять кредит в банке под завод? – подумал Георгий Андреевич. – Сомнительно, что одобрят столько, сколько мне надо. Полбеды оплатить труд космического разведывателя, сама разработка месторождений – дорогое удовольствие, а если планета далеко, то вдвойне. Может, ему предложить небольшой процент от прибыли? Только тут главное самому не пролететь в расчётах и не обогатить чужого дядю… Хотя лучше вместе грести деньги лопатой, чем гордо погибнуть в одиночестве. Надо решить, от каких условий не откажется Денис? Или стоит поступиться принципами и действовать как конкуренты?!».
***
– Как у нас дела? – поинтересовался Денис, мучаясь от неизвестности. – Можно уже связь включать?
Счастливое будущее висело на волоске. Если их побег от планеты не помог, и хакерам удалось узнать координаты? Вдруг никто не согласится заключить договор о намерениях на его условиях?
– Вирус уничтожен, протокол безопасности отменён.
– Слава Создателю! – облегчённо выдохнул Денис. – Я за последние сутки чуть не поседел.
– Проанализировав все входящие письма и код вредоносной программы, я смогла установить отправителя.
– И? – поторопил он, а услышав имя своего давнего, но ушлого клиента, разразился ругательствами. – Урод! Гнида! Вот как решил со мной поступить! Мы же с ним земляки! Тля космическая! Ну, я ему устрою…
– Уже, – спокойно отозвалась Медана.
– Что?!
– В свободное время я расширяла свои знания в разных областях, поэтому смогла видоизменить вирус и отправить обратно… В скором времени я постараюсь установить авторства программы и найти хакеров.
– Ничего себе, – изумлённо протянул Денис: «Может, и не дураки придумали все эти ограничения для искусственного интеллекта».
– Вы мной не довольны?
– Не то чтобы… Просто подумал, что страшно иметь такого врага, а вот друга очень даже полезно.
– Капитан, вам поступило сообщение с Марса, вывести на экран?
– Конечно! – воскликнул Денис, разом про всё забывая и скрещивая пальцы левой руки на удачу.
«Едрёны фени, – подумал он, читая письмо. – Полтора процента! Вот это круто! Только как быть с продлением лицензии? Без неё со мной никто не станет иметь дело. Дилемма. Продать так быстро свой астероид я не успею, тем более, уже дал риелтору отбой. Взять под него кредит в банке? Стоит попробовать!».
– Медана, составь, пожалуйста, письмо для кредитного отдела на сумму, необходимую для продления моей лицензии. В качестве залога пропиши астероид. Особо выдели сроки, не более трёх дней.
– Вероятность получения положительного ответа с учётом срока снижается до двадцати пяти процентов, – проинформировала она.
– Не очень обнадёживает, – вздохнул Денис. – А какой выбор?
– Можно увеличить сумму залога за счёт корабля, тогда вероятность возрастёт до сорока процентов.
– Медана, – изумлённо пробормотал Денис. – Я не готов рисковать тобой. Это слишком, лучше опять будем, как челноки мотаться.
– Я в вас верю, – неожиданно отозвалась она.
– Спасибо, – растроганно ответил Денис.
Он давно считал Медану лучшей подругой и без страха доверял свою жизнь. И последние события не изменили этого, скорее даже наоборот. С искусственным интеллектом у него было куда больше общего, чем с родителями и родственниками. Она умела слушать, старалась понять и никогда не осуждала, разделяла с ним мечты и помогала их осуществить.
– Думаешь, стоит рискнуть?
– Вы часто говорили, что если бы кто-то предложил долю в стоящем, пусть и рискованном проекте, вы бы тут же согласились.
– Да? А я уж и забыл, – сказал Денис и подумал, сколько раз он себя корил за упущенные возможности, отступался от собственных планов, боясь огорчить родителей, не оправдать ожиданий окружающих.
Он даже за деньгами гнался не как за высшей ценностью, а как за шансом обрести свободу и заниматься тем, что нравится. «А что мне нравится? – спросил Денис самого себя. – Путешествовать, открывать что-то новое и приносить пользу людям. Пожалуй, последние годы были самыми счастливыми и цельными в моей жизни».
– Кто не рискует, тот не побеждает, – сказал он и, глубоко вдохнув перед прыжком в неизвестность, дал распоряжение: – Медана, подкорректируй письма в банки и отправляй.
***
Матвей напряжённо следил за первыми полевыми испытаниями своего биоробота. От первоначально внешнего вида он решил отказаться, проведя общественный опрос – никто не желал брать с собой на корабль точную копию «чужого» из одноимённого фильма, их не успокаивало и то, что он травоядный. В результате получилось четырёхлапое существо размером с большую мощную собаку с короткой жёсткой коричневой шкурой. Вытянутая морда по форме напоминала крысиную, только с большими чёрными глазами и носом, длинными усами-датчиками и забавными рожками-антенами. В общем, это было нечто. Денис долго смеялся, когда первый раз его увидел, а потом спросил:
– Как ты назвал это чудо?
– Тильм.
– Ему подходит, – сказал Денис, с любопытством наблюдая, как биоробот с удовольствием бегает по небольшому загону в третьем исследованном секторе Меданы и нюхает всё подряд.
Он совершенно не желал приступать к своим обязанностям и искать месторождение халькопирита, залегающее на глубине пятнадцати метров.
– Позорище, хватит по траве топтаться. Ты меня дискредитируешь перед спонсором, – разгневано шептал Матвей, косясь на стоящего рядом Дениса.
– Он после лаборатории и корабля просто ошалел от свободы, – рассмеялся Денис. – Пусть наслаждается жизнью, завтра проверим его на другой площадке, там есть немного борнита на десяти метрах.
– Спасибо, – воскликнул Матвей и схватил его руку в лёгком защитном костюме и с усердием пожал. – Я тебя подвёл, а ты мне опять помогаешь.
– Кто-то получает шанс от судьбы и не делится ни с кем, я считаю это неправильным, – ответил Денис. – Мне повезло найти замечательный корабль, щедрую планету, рассудительного партнёра и неординарного учёного, который, несомненно, перевернёт этот мир. – Он похлопал по спине бывшего аспиранта, а ныне кандидата геолого-минералогических наук.
Прошло два года после того, как Денис взял кредит в банке и вступил в сотрудничество с Георгием Андреевичем. Его жизнь стала напоминать американские горки. Иногда он ругал себя последними словами, что вляпался в авантюру, иногда прыгал до потолка, увидев долгожданный результат. Денис с интересом вникал в тонкости горных работ, рьяно участвовал в обсуждении внедряемых новшеств. Георгий Андреевич, видя его энтузиазм, увеличил оговорённый процент от прибыли и пригласил на свой медеплавильный завод, чтобы Денис окинул производство свежим взглядом.
– Ты, правда, считаешь, что кто-то заинтересуется Тильмом? – с надеждой протянул Матвей.
– А почему бы и нет? В космосе многим бывает одиноко, а тут два в одном –жизнерадостное существо и датчик по обнаружению месторождений. Конечно, не стоит его предлагать серьёзным геологоразведчикам, но любителям вполне… Кстати, он очень пригодится для комплексных планетарных исследований. Недорогой, качественный и во всех отношениях приятный метод определения цветных металлов.
– О-о, хорошая идея, – воскликнул Матвей. – Сегодня же раскидаю информацию по всем исследовательским институтам.
– Может, не стоит спешить? Всё-таки мы только начали полевые испытания.
– Ерунда! Главное занять нишу, а потом уж подредактируем, – отмахнулся Матвей, уже витая в облаках и строя наполеоновские планы. – Кстати, я решил включить тебя в свой будущий патент. Вдруг, ты считаешь меня неблагодарным.
– Не считаю, – усмехнулся Денис и пошёл обратно в построенный полгода назад комплекс, вмещающий в себя лаборатории и жилые отсеки.
Медана потихоньку становилась домом для многих людей. Для удобства пришлось незначительно изменить атмосферу, чтобы инженеры, наладчики и учёные чувствовали себя комфортно в лёгких защитных костюмах.
– Капитан, – зазвучал приятный женский голос Меданы в его личном коммуникаторе. – Вам поступило сразу несколько писем с просьбой записать на первую экскурсию.
– Отлично, даже не ожидал, что так быстро.
Они с Георгием Андреевичем решили организовать промышленный туризм. Многим интересно посмотреть, как происходит геологоразведка и добываются полезные ископаемые, как устроены современные заводы и сложно ли там работать. Пока, всё планируется показывать на примере меди, а потом, как пойдёт. «Главное, что люди смогут всё увидеть своими глазами и понять, какое богатство лежит под ногами, и как оно превращается в то, что они используют каждый день. Узнают больше о разных профессиях и технологиях, – подумал Денис. – Даже родители обещались приехать. Отец первый раз сказал, что гордится мной, а мама надеется, что я перестану мотаться по просторам космоса и остепенюсь. Всё возможно, но думаю, мы с Меданой ещё полетаем».
Странно, как всё переплелось. Астероид вблизи Юпитера, планета из неприметного сектора WS-15, жизненные пути трёх людей, одного искусственного интеллекта и биоробота пересеклись, дополнили друг друга и стали творить новую историю.
Читать другие мои фантастические рассказы про космос и далёкие планеты: